Задания для семинарского занятия
1. Промышленный переворот и его последствия в странах Европы.
2. Волна буржуазных революций в странах Европы.
3. Гражданская война в США.
4. Международные отношения в XIX в.
5. Рост либерального, общественного движения в России в 70 –90-е. гг. XIX в.
6. Дальневосточное направление российской внешней политики. Присоединение Средней Азии.
Тематика эссе:
1. Крепостное право - тормоз прогресса в России.
2. Прогрессивная роль буржуазных реформ.
3. Влияние реформ 60-70-х гг. на экономическое развитие страны, сословную систему и оппозиционное движение.
4. Причины перемен правительственного курса от реформ к контрреформам Александра III.
5. Продажа Аляски: за и против.
Лекция проводится с использованием интерактивной формы: «историческая дискуссия», работа в группах на тему: «Социально-экономические, внутренне и внешнеполитические факторы, этапы и альтернативы буржуазных реформ в России», Аудитория делится на команды, представляющие свои позиции, дискутирующие, рассуждающие, анализирующие источники, делающие собственные выводы. Готовятся и обсуждаются эссе.
|
|
Семинар проводится с использованием презентаций.
Для контроля остаточных знаний проводится исторические диктанты на темы: «Мир в XIX веке», «Россия в XIX веке».
Основная литература: [1-10]
Дополнительная литература: [4,5, 8, 9,10]
Вопросы лекции:
1. Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений.
2. Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки.
3. Международные отношения в начале XX в. Формирование военно-политических блоков.
4. Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте.
5. Столыпинская аграрная реформа.
6. Возникновение парламентаризма и многопартийности в России.
Капиталистические войны конца XIX - начала XX вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Политика США. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. «Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций.
Российская экономика конца XIX - начала XX вв.: подъемы и кризисы, их причины. Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки. Монополизация промышленности и формирование финансового капитала. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России. Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности.
Форсирование российской индустриализации «сверху». Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.
|
|
Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России I мировая война: предпосылки, ход, итоги.
Основные военно-политические блоки. Театры военных действий. Влияние первой мировой войны на европейское развитие. Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений. Новая фаза европейского капитализма.
Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности. Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.
Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти.
Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы.
Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры
Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.
Ключевые термины и понятия: курия, фракция, партия, кадеты, октябристы, эсеры, меньшевики, большевики, трудовики, забастовки, локаут, штрейкбрехер, отруб, хутор, курия, фракция, партия, кадеты, октябристы, эсеры, меньшевики, большевики, трудовики, пораженцы, Парламент, «Булыгинская дума», «октябристский маятник», Антанта, Временное правительство, Советы, правительственные кризисы, двоевластие.
Задания для семинарского занятия:
1. Синьхайская революция в Китае.
2. Младотурецкая революция.
3. Национально-освободительная борьба в Индии.
4. Балканские войны.
5. Русско – японская война: итоги и значение поражения.
6. Первая российская революция 1905 1907 гг.
7. Россия в I Мировой войне.
8. 1917 год: Февральская революция в России: причины, задачи, хроника событий, итоги.
9. Деятельность Временного правительства. Кризисы власти.
10. 1917год: Октябрьская революция в России: причины, задачи, хроника событий, итоги.
11. Деятельность II Всероссийского съезда Советов. Создание новых органов власти. Решения о мире, власти и земле.
Тематика эссе:
1. Плюсы и минусы реформаторской деятельности С.Ю.Витте, П.А. Столыпина.
2. Осень 1917 года: революция, вооруженное восстание, государственный переворот?
3. Трагедия семьи Романовых в начале XX века: закономерность или случайность.
4. Государственные думы в России в начале ХХ века; от прогресса к регрессу.
5. Определите значение победы Октября для России и мира.
На семинаре используются интерактивные методы: «мозговой штурм», «работа в команде». Студенты делятся на 2 команды, сравнивают три революции в России по следующим характеристикам: продолжительность, характер, причины, этапы, движущие силы, результаты. Отвечают на вопросы: Почему Февральская и Октябрьская революции стали неизбежностью? Могло ли быть иначе? Что надо было предпринять власти? Заполняют таблицу.
Семинар проводится с использованием презентаций.
Для контроля остаточных знаний проводится исторический диктант на темы: «Мир в начале XXI века», компьютерное тестирование на тему «Россия в XVIII – начале ХХ века».