Тема 8. Вторая мировая и Великая Отечественная войны

Задания для семинарского занятия

Тема 7. Мир после Первой мировой войны. Образование, становление и развитие Советского государства.

Вопросы лекции:

1. Международные отношения и территориальные изменения в после I Мировой войны.

2. Революции в Германии, Венгрии, Италии.

3. Мировая экономика в межвоенный период.

4. «Новый курс» Ф. Рузвельта в США.

5. Страны Азии в 1918-1939 гг.: Турция, Китай, Индия, Япония.

6. Приход фашизма к власти в Италии и Германии.

7. Гражданская война в Испании и установление диктатуры Франко.

8. «Народные фронты» в Европе.

Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций.

Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти.

Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение.

Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) - ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране.

Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Кейнсианство. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.

Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.

Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе - 1939-1941 гг.

Ключевые термины и понятия: государственное регулирование экономики, рыночная экономика, монетаризм, «новый курс», «кейнсианство», этатизм, фашизм, нацизм, тоталитаризм, авторитаризм, модернизм, импрессионизм, символизм, гражданская война, белые, красные, террор, военный коммунизм, продовольственная диктатура, продразверстка, продотряды, комбеды, Комуч, Уфимская директория, ЧК, ЧОН, ВОХР, Ревтрибунал, зеленое движение, агитбригады, мироновщина, антоновщина, мешочники, новая экономическая политика, продналог, кооперация, колхоз, коммуна, тоталитаризм, кулачество, индустриализация, стахановцы, трудовые книжки, коллективизация, культ личности, ГУЛАГ, репрессии.

1. Возникновение Советского государства и первые решения советской власти.

2. Гражданская война и интервенция: апогей общенационального кризиса в России.

3. Политика военного коммунизма: причины введения, основные направления, итоги и значение.

4. Попытка налаживания международных отношений СССР.

5. НЭП, как способ выхода России из экономического, политического кризиса и международной изоляции: причины перехода, задачи, итоги.

6. Индустриализация в СССР: особенности развития промышленности, задачи и взаимосвязь с коллективизацией сельского хозяйства.

7. Коллективизация сельского хозяйства: причины, задачи и итоги.

8. Складывание тоталитарной системы в СССР: причины, итоги. Массовые Репрессии.

Тематика эссе:

1. Каковы основные характеристики тоталитарного режима, в чем его отличие от авторитарного и демократического государственного устройства?

2. Причины и последствия культа личности Сталина.

3. В чем суть насильственной коллективизации и ее отличия от ленинской концепции добровольного кооперирования крестьянства?

4. Причины неудач при попытке создания в мире системы коллективной безопасности?

На лекции используется интерактивный метод «эвристическая беседа». Основываясь на знаниях полученных в школе студентам предлагается определить понятие «экономический кризис», подискутировать о международном кризисе - 1939-1941 гг. и представить современные точки зрения об экономическом кризисе. Основываясь на знаниях полученных в школе студентам предлагается определить понятие «тоталитаризм», подискутировать о тоталитаризме и представить различные точки зрения, существующие в современной историографии.

На семинаре используются интерактивные методы: «мозговой штурм», «работа в команде». Студенты делятся на 2 команды, сравнивают «военный коммунизм» и НЭП в России по следующим характеристикам: причины, этапы, задачи, результаты. Студенты отвечают на вопросы: Почему советское правительство предприняло переход к НЭПу? Существовали ли иные варианты выхода Советской России из экономического кризиса? Заполняют таблицу. Обсуждают эссе.

Семинар проводится с использованием презентаций.

Для контроля остаточных знаний проводится исторический диктант на тему: «Мир после Первой мировой войны».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: