Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.
№
п/п
| Раздел и тема дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая
Самостоятельную работу студентов и ее трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
|
Лекции
| Семинары
| Самост.
работа
|
| Введение. Смысл истории в формировании гражданского и национального самосознания человека и общества.
| 1.1
|
|
-
|
-
|
|
| Раздел 1. ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (IX-XIX вв.)
|
1.1
| Тема 1.Истоки и развитие российской государственности (IX-XV вв.).
| 1.1
|
|
|
| Проверка составления аналитических таблиц: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и
«Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
1.2
| Тема 2.Россия в XVI в. Иван Грозный.
| 1.1
|
|
|
| Проверка составления указанных аналитических таблиц.
|
1.3
| Тема 3.Россия в XVII в. «Бунташный век» и «Тишайший» царь.
| 1.1
|
|
|
| Проверка составления указанных аналитических таблиц.
|
1.4
| Тема 4.Россия в XVIII в. Петр I, дворцовые перевороты, «просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
| 1.1
|
|
|
| Проверка составления указанных аналитических таблиц.
|
1.5
| Тема 5.Россия в XIX в. От реформ к контрреформам (от Александра I до Александра III).
| 1.1
|
|
|
| Проверка составления указанных аналитических таблиц.
|
| Раздел 2. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.
|
2.1
| Тема 6. Россия на рубеже XIX – ХХ веков. Николай II. Хозяйственная модернизация С.Ю.Витте и ее результаты.
| 1.1
|
|
|
Подготовитьконспект статьиКорелина А.П. С.Ю.Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX – начала ХХ века. // Отечественная история. – 1999. - № 3.
| Проверка составления аналитических таблиц: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и
«Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
| Раздел 3. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ в. (1904-1917 гг.). ПЕРИОД ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ФЕВРАЛЬСКОЙ И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЙ
|
3.1
| Темы 7,9. Россия в период социальных революций (1905-1917 гг.) Причины, основные события и результаты.
| 1.1
|
|
|
| Проверка составления аналитических таблиц: «Революции в России (1905-1917 гг.); «Государственная дума в России в 1906-1917 гг.»;
составление аналитической таблицы «Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
3.2
| Тема 8. Столыпинская аграрная реформа.
| 1.1
| -
|
|
Подготовить конспект статьи Г.Шмелева «Столыпинская реформа: уроки прошлого и настоящего». // Власть. – 1998. - № 1
| Проверка составления аналитических таблиц: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.».
|
| Раздел 4. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ПЕРИОД НЭПа. ПЕРВЫЕ КОНСТИТУЦИИ (1918 - 1920-е гг.)
|
4.1
| Тема 10. Власть и общество в условиях гражданской войны. Образование СССР: причины, проекты, результаты.
| 1.1
|
|
|
Подготовитьразвернутый план-конспект по статье«Власть и общество в условиях гражданской войны». // Отечественная история. – 1998. - № 3
| Проверка составления аналитических таблиц: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и
«Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
4.2
| Тема 11. Новая
экономическая политика
| 1.1
| -
|
|
| Проверка составления таблицы «Сравнительный анализ «политики военного коммунизма» и «новой экономической политики»»
|
| Раздел 5. СССР В ПЕРИОД СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1930-е гг.)
|
5.1
| Тема 12.Индустриализация и коллективизация в СССР. Административно-командная (мобилизационная) система: формирование и этапы.
| 1.1
|
|
|
| Проверка составления аналитических таблиц: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и «Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
| Раздел 6. СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)
Раздел 7. МИР И СССР В СОСТОЯНИИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (середина 1940-х – начало 1950-х гг.)
|
6.1
7.1
| Темы 13-14: СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Мир и СССР в состоянии «холодной войны».
| 1.1
|
|
|
Подготовитьконспект статей:
Горинов М.М. Зоя Космодемьянская. // Отечественная история – 2003. - № 1;
Петрова Н.К. Вспомним… («Молодая гвардия»). // Отечественная история. – 2000. - № 3.
| Проверка составления аналитической таблицы:
«Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
| Раздел 8. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТА И ЭКОНОМИКИ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ» (1953-1964 гг.)
|
8.1
| Темы 15-16. Попытки модернизации советской системы: либерализация общества и экономики в годы «хрущевской оттепели» 1953-164 гг.
| 1.1
|
| -
|
| Проверка составления аналитических таблиц: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и «Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
| Раздел 9. СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х гг. НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
|
9.1
| Тема 17. Попытки модернизации советской системы: экономические реформы эпохи «развитого социализма» и их результаты.
| 1.1
|
| -
|
| Проверка составления аналитических таблиц: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и «Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
| Раздел 10. СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х – 1990-е ГГ. ПЕРЕСТРОЙКА И РАСПАД СССР
|
10.1
| Тема 18. Попытки модернизации советской системы: от «совершенствования социализма» к смене модели общественного развития: перестройка (1985-1991 гг.).
| 1.1
|
|
|
| Проверка составления аналитических таблиц: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и «Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
10.2
| Тема 19.
Посткоммунистическая Россия: РФ на современном этапе (1992-2008 гг.)
| 1.1
|
|
|
| Проверка составления аналитических таблиц: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и
«Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Содержание
|
| Введение. Смысл истории в формировании гражданского и национального самосознания человека и общества.
| Актуальность изучения исторического прошлого. Составляющие исторического знания. Вспомогательные исторические дисциплины. Функции исторического знания. Понятие «исторический процесс» и факторы на него влияющие. Типы общественных изменений. Классики отечественной историографии и их труды по истории России. Значение изучения истории.
|
| Раздел 1. ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (IX-XIX вв.)
|
1.1
| Тема 1.Истоки и развитие российской государственности (IX-XV вв.).
| Загадка исторической судьбы России и ее место в мировой истории. Домонгольский период. Складывание древнерусского государства. Призвание Рюрика. Киевская Русь – раннефеодальное государство.
Монголо-татарское нашествие и образование централизованного Московского государства.
|
1.2
| Тема 2.Россия в XVI в. Иван Грозный.
| Состояние страны с точки зрения итогов столетия. Главная фигура столетия – Иван IV. Приход к власти.
Елена Глинская и ее реформы.
Основные направления внутренней и внешней политики Ивана Грозного. Избранная рада и ее роль.
Реформы Избранной рады.
Опричнина: причины и результаты. Сущность опричнины.
|
1.3
| Тема 3.Россия в XVII в. «Бунташный век» и «Тишайший» царь.
| Смутное время: причины, сущность, характеристика основных этапов, итоги. Воцарение династии Романовых.
Правление Михаила Федоровича. Эволюция государственно-политического строя.
Правление Алексея Михайловича «Тишайшего»: Соборное уложение 1649 г., церковный раскол.
Социальные движения «бунташного века»: причины и последствия. Этапы закрепощения крестьян.
|
1.4
| Тема 4.Россия в XVIII в. Петр I, дворцовые перевороты, «просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
| Эпоха петровских преобразований: предпосылки, основные направления реформ и внешнеполитического курса России в первой четверти столетия (1700-1725 гг.).
«Дворцовые перевороты» (1725-1762 гг.): причины и результаты правления от Екатерины I до Петра III.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: основные направления внутренней и внешней политики во второй половине столетия (1762-1796 гг.).
Павел I – реальные шансы и неиспользованные возможности.
|
1.5
| Тема 5.Россия в XIX в. От реформ к контрреформам (от Александра I до Александра III).
| Российская империя в первой половине столетия: основные направления внутренней и внешней политики при Александре I и Николае I. От эволюции государственно-правовой и политической системы к апогею самодержавия.
Российская империя во второй половине столетия: основные направления внутренней и внешней политики при Александре II и Александре III. От реформ к контрреформам.
|
| Раздел 2. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.
|
2.1
| Тема 6. Россия на рубеже XIX – ХХ веков. Николай II. Хозяйственная модернизация С.Ю.Витте и ее результаты.
| ХХ век в истории России. Основные направления внутренней и внешней политики Николая II: вызов времени и консервативная политика. Социально-политическое и экономическое состояние страны на рубеже столетий. «Виттевская» модернизация экономики или второй этап индустриализации и ее итоги.
Россия в преддверии революции.
|
| Раздел 3. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ в. (1904-1917 гг.). ПЕРИОД ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ФЕВРАЛЬСКОЙ И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЙ.
|
3.1
| Темы 7,9. Россия в период социальных революций (1905-1917 гг.) Причины, основные события и результаты.
| Революционный процесс в России. Первая буржуазно-демократическая революция (1905-1907 гг.) и Государственная дума. Возникновение и деятельность политических партий в России.
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. и падение самодержавия. Двоевластие.
Альтернативы развития весной и летом 1917 г.
Октябрьская революция и неиспользованные возможности 1917 г. Конституция 1918 г.
|
| Раздел 4. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ПЕРИОД НЭПа. ПЕРВЫЕ КОНСТИТУЦИИ (1918 - 1920-е гг.)
|
4.1
| Тема 10. Власть и общество в условиях гражданской войны. Образование СССР: причины, проекты, результаты.
| Сущность гражданской войны. Основные этапы противостояния. Социальный состав противоборствующих сил. «Военный коммунизм» - чрезвычайные методы управления страной в годы гражданской войны: причины и результаты. Красный и белый террор. Причины победы большевиков. Последствия и уроки гражданской войны.
Образование СССР как результат гражданской войны: предпосылки, проекты, первый состав союза. Конституция СССР 1924 г.
|
| Раздел 5. СССР В ПЕРИОД СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1930-е гг.)
|
5.1
| Тема 12.Индустриализация и коллективизация в СССР. Административно-командная (мобилизационная) система: формирование и этапы.
| 1929 год – год великого перелома. Отказ от основных принципов НЭП и переход к плановому ведению хозяйства. Индустриализация в СССР: причины, первые пятилетки (1928-1941 гг.), результаты.
Коллективизация в СССР (1929-1937 гг.): причины, ход, результаты. Последствия «большого скачка» в социализм.
Административно-командная (мобилизационная) система и «культ личности»: причины складывания и основные черты. Конституция СССР 1936 г.
|
| Раздел 6. СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)
Раздел 7. МИР И СССР В СОСТОЯНИИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (середина 1940-х – начало 1950-х гг.)
|
6.1
7.1
| Темы 13-14: СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Мир и СССР в состоянии «холодной войны».
| СССР накануне Великой Отечественной войны.
Начало войны и перестройка жизни страны на военный лад. «Феномен эффективности» государственного управления в годы войны.
Основные периоды Великой Отечественной войны: события и результаты. Последствия войны для СССР.
Послевоенное устройство мира. «Холодная война» и ее последствия для политического и экономического развития страны.
|
| Раздел 8. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТА И ЭКОНОМИКИ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ» (1953-1964 гг.)
|
8.1
| Темы 15-16. Попытки модернизации советской системы: либерализация общества и экономики в годы «хрущевской оттепели» 1953-164 гг.
| Послевоенное восстановление народного хозяйства: противоречия и новые тенденции общественной жизни.
Смерть Сталина. «Период коллективного руководства». Экономическая и политическая программа Г.М.Маленкова и ее судьба.
ХХ съезд КПСС. Трудная правда «культа личности» и борьба за политическое лидерство.
Экономические и социальные реформы Н.С.Хрущева. Реформа управления промышленность и строительством 1957 г. Политический волюнтаризм и его последствия.
Эхо ХХ съезда КПСС во внешней политике СССР. События в Венгрии 1956 г.
Развязка. Политический проигрыш Хрущева.
|
| Раздел 9. СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х гг. НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
|
9.1
| Тема 17. Попытки модернизации советской системы: экономические реформы эпохи «развитого социализма» и их результаты.
| Приход нового руководства к власти. Л.И.Брежнев.
Экономическая реформа 1965 г.: суть, два подхода к решению хозяйственных задач, упущенные возможности «перестройка», причины неудачи реформы.
Попытки реформирования сельскохозяйственного производства и итоги VIII пятилетки.
Экономическая ситуация в 70-х – первой половине 80-х гг.
Политические изменения в 70-х – первой половине 80-х гг. Конституция СССР 1977 г. «Развитой социализм».
Международное положение СССР: от Хельсинских соглашений к вводу ограниченного контингента советских войск в Афганистан.
Цена консервативной политики.
|
| Раздел 10. СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х – 1990-е ГГ. ПЕРЕСТРОЙКА И РАСПАД СССР
|
10.1
| Тема 18. Попытки модернизации советской системы: от «совершенствования социализма» к смене модели общественного развития: перестройка (1985-1991 гг.).
| Приход М.С.Горбачева к власти. Поиски путей «совершенствования социализма».
Перестройка в СССР: причины, этапы, ход, результаты. От ускорения социально-экономического развития к переходу к рыночной экономике. Цена экономической реформы.
«Эпоха гласности» и ее последствия.
Политическая реформа. Съезд народных депутатов. Отмена 6-ой статьи Конституции СССР 1977 г. Введение статуса президента СССР.
«Новое политическое мышление» в поворот во внешней политике СССР.
Обострение межнациональных отношений. Распад СССР (Беловежские соглашения и создание СНГ) и крах перестройки. Ликвидация социализма в СССР и противоречивый характер итогов перестройки.
|
10.2
| Тема 19.
Посткоммунистическая Россия: РФ на современном этапе (1992-2008 гг.)
| Радикальная социально-экономическая трансформация страны и ее издержки. «Шоковая терапия»: основные направления и спад производства. Обострение социальных проблем.
Общественно-политическое развитие и становление новой российской государственности. Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти. Конституция РФ 1993 г. – реализация идеи разделения властей.
Экономическая и социальная политика Правительства РФ в 1995-2008 гг. Основные направления политики Президента В.В.Путина в 200-2008 гг.
Внешнеполитическая деятельность РФ после распада СССР. Внешняя политика современной России.
|
№ раздела и темы
| Содержание и формы проведения
|
Раздел 1.
Тема 1.
| Занятие № 1. Истоки и развитие российской государственности (IX-XV вв.). Проводится в форме фронтальной проверки заполнения таблиц, выявления недочетов и их устранения. Тестирование.
Систематизируем курс «Отечественной истории» - составляем аналитические таблицы: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и
«Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
Раздел 1.
Тема 2.
| Занятие № 2. Развитие российской государственности в XVI в. Проводится в форме фронтальной проверки заполнения таблиц, выявления недочетов и их устранения. Тестирование.
Систематизируем курс «Отечественной истории» - составляем аналитические таблицы: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и
«Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
Раздел 1.
Тема 3.
| Занятие № 3. Россия в XVII в. Проводится в форме фронтальной проверки заполнения таблиц, выявления недочетов и их устранения. Тестирование.
Систематизируем курс «Отечественной истории» - составляем аналитические таблицы: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и
«Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
Раздел 1.
Тема 4.
| Занятие № 4. Россия в XVII в. Проводится в форме фронтальной проверки заполнения таблиц, выявления недочетов и их устранения. Тестирование.
Систематизируем курс «Отечественной истории» - составляем аналитические таблицы: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и
«Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
Раздел 1.
Тема 5.
| Занятие № 5. Россия в XIX в. Проводится в форме фронтальной проверки заполнения таблиц, выявления недочетов и их устранения. Тестирование.
Систематизируем курс «Отечественной истории» - составляем аналитические таблицы: «Основные направления внутренней политики (в т.ч. реформы) в России X-XX вв.» и
«Основные направления внешней политики (в т.ч. войны) в России X-XX вв.».
|
Раздел 2.
Тема 6.
| Занятие № 6. Россия на рубеже XIX – XX вв. Хозяйственная модернизация С.Ю.Витте и ее результаты. Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии.
1. Социально-экономическое положение России на рубеже веков:
а) Николай II. Личность последнего императора;
б) социальный и экономический облик России 90-х гг. XIX в. Общероссийская перепись 1897 г. и ее итоги;
в) С.Ю.Витте: человек и политик. Программа хозяйственной модернизации России. Реформы С.Ю.Витте и их итоги;
г) особенности российского капитализма.
|
Раздел 3.
Темы 7,9.
| Занятие № 7. Социальные потрясения начала ХХ в.: буржуазно-демократические и социалистическая революции (1905-1917 гг.). Проводится в форме семинара по обобщению (подготовка аналитических таблиц «Революции в России 1905-1917 гг.» и «Государственная дума в России 1906-1917 гг.») и углублению знаний с элементами дискуссии.
1. Причины революции 1905-1907 гг.. Характер и участники.
2. Основные этапы революционных событий (9 января 1905 г. – 3 июня 1907 г.)
3. Позиция Николая II. Основные положения «Манифеста 17 октября 1905 г.» и его значение для дальнейшего развития революции.
4. Деятельность I и II Государственных дум: состав, программы политических партий, причины роспуска.
5. Завершение революции. Третьеиюньский государственный переворот. Исторические итоги первой русской революции.
6. Февральская буржуазно-демократическая революция: причины, ход, основные итоги.
|
Раздел 3.
Тема 8.
| Занятие № 8. П.А.Столыпин и программа модернизации России. Проводится в форме деловой игры на основе изучения учебной литературы и статьи Г.Шмелева «Столыпинская реформа: уроки прошлого и настоящего». // Власть. – 1998. - № 1.
1.П.А. Столыпин: человек и политик. «Нам нужна великая Россия».
2. Столыпинская аграрная реформа: основные положения и итоги. Обсуждение процесса реформы: разрушение общины, выделение отрубов и хуторов, переселенческая политика от лица беднейшего крестьянства и зажиточного крестьянина.
3. Трагедия реформатора: причины незавершенности реформы.
|
Раздел 4.
Тема 10.
| Занятие № 9. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России и Забайкалье. (1918-1920 гг.). Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии.
1. Причины гражданской войны. Начало интервенции и развертывание гражданского противостояния в России. «Красный» и «белый» террор.
2. Периодизация гражданской войны и иностранной военной интервенции.
3. Социальный состав противоборствовавших сил.
4. Гражданская война и иностранная военная интервенция в Забайкалье.
5. Причины победы Советской власти. Уроки гражданской войны.
|
Раздел 4.
Тема 11.
| Занятие № 10. НЭП: сущность, содержание, значение, судьба. Проводится в форме семинара по обобщению (подготовка таблицы «Сравнительный анализ «политики военного коммунизма» и «новой экономической политики»») и углублению знаний с элементами дискуссии.
1. Экономический и социальный кризис конца 1920- начала 1921 гг.
2. Сущность и основные цели новой экономической политики (НЭП).
3. Содержание НЭП: а) введение продналога; б) формирование государственно-капиталистического сектора (частная торговля, концессии); в) перестройка управления народным хозяйством; г) денежная реформа 1922 г. и ее значение для экономики страны; д) свободный найм рабочей силы, изменения в социальной сфере.
4. Результаты и значение НЭП. Свертывание НЭП. Позиция Н.Бухарина.
|
Раздел 5.
Тема 12.
| Занятие № 11. Административно-командная мобилизационная система в СССР и культ личности: причины установления и последствия. Осмысление пережитого страной. Проводится в форме дискуссии на основе изучения источников и литературы, выявления тенденций развития советской системы управления в условиях «чрезвычайного управления».
1. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия для мира и СССР.
2. Политические и социально-классовые истоки сталинизма. Политический портрет И.В.Сталина. Антисталинская оппозиция и ее разгром.
3. Формирование административно-командной (мобилизационной) системы.
4. Последствия «большого скачка» в социализм. Итоги индустриализации и коллективизации.
|
Раздел 6-7.
Тема 13-14.
| Занятие № 12. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны. Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии.
1. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка жизни страны на военный лад.
2. Основные этапы войны. Трагическое лето 1941 г. и его причины.
3. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и его значение.
4. Складывание антигитлеровской коалиции. Встречи «большой тройки».
|
Раздел 10.
Тема 18.
| Занятие № 13. Перестройка: замыслы и реальность. Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии.
1. Обострение противоречий и углубление кризиса советского общества. Приход к власти М.С.Горбачева.
2. Начало преобразований (1985-1987): концепция ускорения социально-экономического развития страны. Политика гласности.
3. Реформа политической системы (1988-1990). Новые структуры государственной власти. Введение статуса Президента СССР.
4. Эволюция перестройки: от «совершенствования социализма» к смене модели общественного развития.
5. Распад СССР, возникновение современной России.
|
Раздел 10.
Тема 19.
| Занятие № 14-15. Россия на рубеже ХХ-XXI вв. (1992-20010 гг.). Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии.
1. Формирование территории РФ. Складывание отношений со странами СНГ. Чеченский кризис.
2. Эволюция российской государственности. Конституция РФ 1993 г.
3. Социально-экономические реформы. От «шоковой терапии» к удвоению ВВП.
4. Внешняя политика после распада СССР. Основные тенденции современного внешнеполитического курса России.
|