Общие методические рекомендации

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарские занятия выступают важным компонентом учебного процесса в вузе. Их предназначение – дать студентам углубленные знания по отдельным, как правило, наиболее сложным проблемам изучаемого курса, закрепить их навыки анализа материала первоисточников, научить пользоваться научной и справочной литературой, грамотно и связно излагать свои мысли, выступая перед аудиторией.

Каким образом следует готовиться к семинарским занятиям? На сей счет существуют определенные, неоднократно проверенные практикой правила.

  1. Не оставляйте подготовку к семинару на последний день, ибо вам предстоит проработать и осмыслить большой по объему и сложный по содержанию материал.
  2. Начиная работу, ознакомьтесь с темой семинара и вопросами его плана. В дальнейшей работе, чтобы не «утонуть» в материале, не уйти от заданной темы, постоянно держите эти вопросы в памяти или хотя бы перед глазами.
  3. Изучите соответствующую тему по учебнику и по лекции (если она уже прочитана вам). Это поможет «войти» в тему, уяснить ее важнейшие, опорные моменты, подскажет, что именно следует брать из первоисточников.
  4. Приступайте к подбору материала и его конспектированию (отслеживая наиболее важные мысли, а не путем механического переписывания) из первоисточников и научных трудов, имея в виду составление ответа на конкретный вопрос плана семинарского занятия.
  5. Перечитайте ваш конспект, свяжите его содержание с материалом учебника, лекции, составьте развернутый план выступления по каждому вопросу семинарского занятия, продумайте конечные выводы по ответу и т.д. Ваш ответ в идеале должен являться комбинацией материалов первоисточников, учебника, лекции, ваших собственных размышлений и комментариев. По необходимости можно пользоваться текстом конспекта и даже первоисточника (зачитать длинную цитату, привести ряд цифр и т. д.). Материал лекции и учебника желательно держать в памяти как необходимый, хотя и явно недостаточный минимум содержания вашего ответа.

Таким образом, построение ответа, продумывание его содержания и структуры – это большой труд и непременное условие успешного выступления на семинарских занятиях. Необходимой частью его является составление уже упомянутых развернутых (6 – 10 пунктов) планов ответов к каждому вопросу семинарского занятия. В этих планах указывается последовательность изложения (что за чем, в каком порядке), главные проблемы данного вопроса, а также где (например, на какой странице вашего конспекта) находится необходимый в данный момент материал.

Только такого рода подготовка гарантирует студенту не только качественное выступление на занятии, не только глубокие знания по истории, но и крайне необходимое для любого работника умственного труда и просто культурного человека умение грамотно, логично, эстетично, наконец, излагать свои мысли, взгляды, отстаивать свои убеждения.

  1. Возможно, что в процессе работы над первоисточниками вы столкнетесь с непонятными для вас выражениями, терминами, не сумеете до конца уяснить ту или иную мысль автора. В отдельных случаях ответы на возникшие вопросы вы сможете найти в политических словарях, словарях иностранных слов, в «Советской исторической энциклопедии», в «Большой советской энциклопедии» и другой справочной литературе. Прочие вопросы следует записать и задать их преподавателю на консультации или семинарском занятии. Помните, что нет ничего нелепее, чем ложная стыдливость в познавательном процессе, выражающаяся в нежелании задавать вопросы. Разумеется, если вопросы эти имеют отношение к изучаемому материалу и преследуют цель лучше его понять.
  2. Заключительным актом подготовки к семинарскому занятию должна стать небольшая самопроверка: «прокрутите» в памяти основной материал, попытайтесь объяснить наиболее важные понятия, категории, термины данного занятия, уточните расположение материала в вашем конспекте первоисточников и научных трудов.

Проделав все это, вы действительно готовы к серьезной творческой работе на семинарских занятиях. Только в этом случае они будут вам интересны, вызовут чувство удовлетворения и дадут новые еще более глубокие знания.

В российских вузах, как правило, используется следующая система проведения семинарских занятий. После ответа преподавателя на ранее возникшие вопросы студентов (если вопросы имеются) и его вводного слова один из членов студенческой группы выступает с ответом по первому вопросу плана семинарского занятия. В выступлении длительностью не более 10 – 15 минут излагается главное содержание данной проблемы. В заключении выступающий делает краткие выводы по своему ответу. Члены группы, слушая, делают пометки в своих конспектах (дополняя их, отмечая существенный материал, который в ответе был опущен, отмечают ошибки выступающего, свое несогласие с ним по тому или иному тезису и т.д.).

Затем члены группы включаются в работу: дополняют, высказывают свои сомнения по затронутым проблемам, поправляют выступающего, если в этом есть необходимость. Высокая активность группы при выступлениях по вопросам и при обсуждении выступлений – это и показатель уровня подготовки и добросовестности группы, и непременное условие приобретения серьезных знаний и соответствующих навыков будущей профессиональной деятельности. Очень плодотворными являются занятия, в ходе которых возникают дискуссии, споры.

Обсуждение вопроса завершается обычно заключительным словом преподавателя, в котором подчеркиваются наиболее существенные моменты рассмотренного материала. Студенты делают соответствующие записи в своих конспектах. При переходе к следующему вопросу этот цикл работы повторяется. Завершается занятие подведением общих итогов, формулировкой общих выводов с участием преподавателя.

Важно подчеркнуть, что эффективность того или иного семинарского занятия определяется не только тем, насколько глубоко изучена та или иная проблема, но и насколько это изучение способствует пониманию студентами событий и явлений общественной жизни сегодняшнего дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: