Всякая вещь обладает

Техническая вещь

В процессе десакрализации обряда

Тело функционирует в сферах

  1. труда;
  2. обряда.

В сфере труда физические действия человека были продуктивными. В физическом отношении человек – самое слабое животное. Человеческое тело, исторически формируемое культурой, должно было обеспечивать человеку необходимый уровень производительного труда. Тем самым, оно было не только творением культуры, но и условием её развития. Поэтому на первых этапах человеческого развития роль труда в телесной жизни человека была наиболее значительной. Человек должен был быть сильным, чтобы выжить.

На ранних стадиях человеческой истории искусство, которое уже тогда было самосознанием культуры, выражало мечту о физической мощи: в мифах, сказках всех народов есть образы гигантов, великанов, богатырей, т. е. народная фантазия придавала образу человека сверхчеловеческие размеры и могущество (скульптуры с острова Пасхи, гигантские скульптуры фараонов, буддийских богов и др.).

В сфере обряда человеческое тело – символическое. Обряд – средство организации социальных отношений. В обряде человеческое тело – место встречи природы и культуры, их взаимное отождествление. В обряде тело соединяет утилитарные, биологические, физические качества со сверхбиологическими, социальными и символическими, т.е. оно одновременно

  • функциональное и значимое,
  • физически развитое и смыслонесущее,
  • с ильное и художественно выразительное.

Есть два способа обретения телом этих качеств:

    1. изменение естественных форм тела, превращающие тело в знак;
    2. нанесение на тело различных узоров и пр.

Превращение физического тела в культурный предмет начиналось в детстве. Основным средством, которое способствовало этому, явилась игра. Игра – это форма биологической жизнедеятельности, одна из важнейших функций которой – адаптивная. Детская игра похожа на игры детёнышей животных, но в человеческих играх обнаруживается не только сверхбиологические качества, но и социокультурные.

Ярче всего выявляются социокультурные качества в ролевых (сюжетных) играх детей, т.е. в тех, в которых дети подражают действиям взрослых (в войну, в дочки-матери).

Рядом с ролевыми играми развивались состязательные игры, которые сейчас мы называем спортивными.

Через труд, обряд и игру человеческое тело выходило из природы в культуру.

1. спорт становился всё более игровой или самостоятельной формой жизни человеческого тела;

2. увеличивалась символическая значимость тела, т.е. тело входило в культуру своей художественной деятельностью.

Таким образом, постепенно

физическое тело становится работоспособным;

обрядовое тело, в котором отождествляются физические и символические свойства тела, превращается в относительно самостоятельные говорящее, украшенное и выразительное тело;

детское тело, культивируемое в игре, продолжает развиваться в игре и спорте.

Все виды телесной культуры человека могут быть образами в искусстве.

Так же, как тело, вещь является одновременно природно-материальным объектом и объектом культурным.

История вещей начинается с их изготовления.

Их первая роль – потребительная стоимость, т.е. определение меры полезности вещи человеку.

Полезная вещь – изначальная форма существования вещи в культуре. Одновременно вещь становилась средством социальной организации первобытного коллектива – носителем социальной информации, так как на вещь наслаивались ценностные смыслы. Таким образом, полезная вещь становилась вещью говорящей, обладающей эстетическим качеством и художественной выразительностью.

Постепенно сформировалось три типа предметов:

  1. производственные, будничные;
  2. ритуальные, наделённые особым культовым, а позже – политическим значением, эстетической ценностью, художественной выразительностью (шапка→корона, шапка Мономаха; стул→трон; одежда→мантия и т.п.).
  3. игрушка.

Как бы вещь ни изменялась, она не утрачивает свою способность «говорить». Многие исследователи рассматривают мир вещей как один из «языков культуры» (Р.Барт, Ю.М.Лотман, Ж.Бодрийяр и др.).

Вещь неизбежно становится образом вещи в искусстве.

Значительными и интересными работами о природе вещей являются работы Р.Барта и Ж.Бодрийяра.

Р. Барт. Семантика вещи

// Р. Барт. Система моды: Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С.416-426.

Вещь – это нечто, что для чего-то служит.

  1. функцией (она есть даже у «безделушки», её функция – эстетическая целесообразность);
  2. смыслом, т.е. вещь не только «говорит» нам о своём предназначении, но и ещё о чём-то (например, белый телефон говорит не только о том, что это телефон, но и о том, что это роскошный, модный телефон и т.д.); т.е. смысл не исчерпывается применением вещи; бессмысленных вещей нет (имеют смысл даже не имеющие смысла вещи, т.е. их смысл – бессмысленность).

Вещь может быть рассмотрена в двух характеристиках:

  1. символическая, т.е. вещь отсылает нас к некоторому означаемому (вещь имеет свой смысл); символическая характеристика вещи – это глубина вещи;
  2. таксономическая, (таксономия – наука о классификациях), т.е. вещь не просто что-то значит сама по себе, но и включается в классификационный ряд, который тоже обладает своим смыслом (например, для того, чтобы показать изношенную вещь в театре, нельзя показать просто старую вещь, надо придумать какие-то дополнительные знаки изношенности); таксономическая характеристика вещи – это ширина вещи.

Мы верим, что живём в практическом мире применяемых, функционирующих, всецело прирученных вещей, а в реальности мы благодаря вещам находимся ещё и в мире смысла. Смысл – это всегда культурный факт, продукт культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow