Часть 3.
Для ответов на задания этой части (С1–С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво. |
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. |
«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью <...> Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня <...> слёзы радости текли из глаз...
Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что <...> выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях <…> разгромить <...> В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы <...> бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов <...> В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев <...> Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».
|
|
С1 |
Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.
С2 |
На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.
С3 |
Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.
Задания С4–С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. |
С4 |
Назовите не менее двух основных проблем экономического развития СССР к середине 1980-х гг.
Приведите не менее трёх примеров конкретных мер, предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. для решения этих проблем.
С5 |
Ниже приведены две из существовавших точек зрения на результаты Первой российской революции 1905–1907 гг.:
1. Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования («Союз 17 октября»).
2. Первая российская революция осталась незавершённой (РСДРП).
|
|
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6 |
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Реформы 50-х гг. XVI в., проведённые Иваном IV вместе с Избранной Радой, способствовали укреплению Российского государства. Однако в начале 60-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной Радой и избрал другую политику. Укажите, как она называлась, в чём заключались причины её введения (не менее двух причин) и каковы были её последствия (не менее трёх последствий).
С7 |
Сравните последствия (итоги, результаты) Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. для внутреннего и внешнеполитического положения России.
Укажите, что было общим (не менее двух итогов, результатов для России), а что – различным (не менее двух итогов, результатов для России).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее • …………………………………………………………………. • …………………………………………………………………. | |
Различия | |
… | … |
• …………………………… | • …………………………… |
• …………………………… | • …………………………… |
• …………………………… | ––––– |
––––– | • …………………………… |