double arrow

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы


Репа

Лиса и кувшин

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:

- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Была репа важная, дивилась старуха каждая: одним днем кругом не обойдешь! У той репы половину мы с семьей целую неделю ели, а другую половину — другую неделю. Корку навалили да кобылу надсадили и телегу обломили.

Вот какая была мудрость недавно утресь!

Пословицы и поговорки

Бедность не порок.

Бережливость лучше прибытка.

Беспечальному сон сладок.

Лишнее говорить – себе вредить.
Лучше недоговорить, чем переговорить.
Лучше ногою запнуться, чем языком.

(http://koshki-mishki.ru/proverbs.html)

Загадки

Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры.
(Лифт)

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)

Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся зарядка.
(Кот)

(http://koshki-mishki.ru/riddles.html)

Скороговорки

Говорил попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Отвечает ему попугай: "Попугай, попугай, попугай!"

Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

(http://koshki-mishki.ru/category-156-43.html)

Чистоговорки

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.

По-по-по – песню пой.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Пу-пу-пу – летит пух.
Уп-уп-уп – готовлю суп.

За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.

(http://koshki-mishki.ru/clear-pronouncing.html)

Страшилки

Маленький мальчик залез в холодильник,
Маленькой ручкой нашарил рубильник.
быстро замёрзли сопли в носу,
Нет , не доест он свою колбасу!

Маленький мальчик рыбу ловил,
Мимо большой проплывал крокодил,
Хрустнули кости в могучей руке,
Труп крокодила плывёт по реке

Маленький мальчик на речке купался,
Сзади к нему ЛЕДОКОЛ подбирался,
На палубе громко смеялись все дети:
Слева пол-Пети и справа пол-Пети!

(http://pozitivegirl.forum2x2.ru/t430-topic)

Страшные истории

"Белые тапочки"
Одна семья получила новую квартиру. Когда они переехали в нее, то увидели в прихожей белые тапочки. Они не стали их трогать. Ночью папа проснулся и услышал какие-то звуки, но ему показалось, что он ослышался и не стал вставать … Когда все проснулись ночью, то увидели, что его нет, а на постели красное пятно. На следующую ночь то же произошло с мамой, а затем с дочкой и с сыном. Пришел отряд из 20 человек, положили на ту кровать банку с литром крови и покрыли одеялом. Ночью раздался стук, затем к кровати подползла тапочка и начала выпивать кровь. Один милиционер выстрелил в нее, и она разлетелась на кусочки. Эти кусочки вылетели в окно и полетели к кладбищу.
Милиционеры выбежали на улицу и побежали за клочками. Они добежали до старого колодца. Заглянули туда, а там кости, скелеты и на них стоит чемодан с кровью. Сидит на чемодане вторая тапочка, милиционеры попасть в нее не могут из пистолета. Так и не смогли уничтожить ее.

Одна семья переехала в новую квартиру. Все было хорошо, только на стене в комнате было красное пятно. Вот легли все спать. Вдруг из пятна вылетела рука и задушила папу. На следующую ночь красная рука задушила маму. Дети очень испугались. Они решили не ложиться ночью спать. Как только стемнело, рука показалась из пятна. Она была красная и светилась. Она полетала по комнатам, не нашла детей и вернулась в пятно. Утром дети позвали милиционера. Он пришел и выстрелил в пятно из пистолета. Оно тут же исчезло. Но когда милиционер пришел домой, на стене он увидел красное пятно...

"На картине были нарисованы космические глаза"
Двое путешественников шли через лес. Вдруг они увидели древний замок. Они взломали дверь и вошли. На втором этаже они разошлись по разным коридорам. Один из них попал в большую комнату с картинами на стенах. Он просмотрел все комнаты. Подойдя к последней, он закричал и умер. Второй прибежал на помощь, но, взглянув на картину, тоже умер, потому что на картине были нарисованы космические глаза.

(http://www.svadbavrn.info/content/prazdniki/hell-strax-kid.html)

Уловки

Что вкуснее, слива или вишня?
- Вишня.
- Пуговица лишня! (крутит пуговицу)
- Нет, слива, слива!
- Пуговица красива! (перестаёт крутить пуговицу)

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д..

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.


Сейчас читают про: