Заголовок-интрига

Заголовок-цитата

Резюме — парадокс

Резюме с ироничной оговоркой

Игровое резюме

Прямое резюме

Заголовок-резюме

Типы современных заголовков и приёмы их использования


Журналисты в своем творчестве используют большое разнообразие типов заголовков и множество приемов. Рассмотрим наиболее популярные из них.


1. Кратко — о кратком. Заголовок-хроника

Такой заголовок — не что иное, как кратчайшая форма суммирующего вида. Головная строка, сообщает о самом главном. Фактически, заголовок-хроника дублирует новость, вопреки мнению, что дубля текста и заголовка никак допускать не следует. В целом, конечно, «дубль» нежелателен, но эта давняя рекомендация корректируется особыми соображениями. Новость должна быстрей дойти до читателя любыми способами, в том числе и методом ее сообщения «поверх текста».

2. Заголовок — «бегущая строка»

В качестве заголовка выступает самое начало материала, переходящее в текст. Время от времени такие заголовки становятся модными, но поветрие быстро проходит, поскольку есть опасность соседства одинаковых форм, их повторяемости в разных газетах. Выделяемое, примелькавшись, перестает выделяться.

Этот заголовок популярен в разных репортерских материалах (тогда как первые две упомянутые формы заголовков используют, преимущественно, для жестких новостей). Он дает возможность репортеру, скрывающему прямые оценки, косвенно прокомментировать событие. Подается такой заголовок в спокойно-повествовательной, «объективной», иногда чуть ироничной, или в игровой манере.

Заголовок типа: «Турецкое правительство предупреждает, что американские базы могут быть закрыты».

Долгие десятилетия в советской прессе так называемые «критические сигналы» венчались многозначительно-унылым: «Сколько бы веревочке ни виться…» Сегодня чаще употребляют не собственно пословицы, а их обыгрывание; например: «Чиновник беженцу не товарищ», «Зарплата заблудилась».


3.3. Резюме с подчеркнутым комментарием

Появляется в изданиях, ведущих постоянный «диалог» с читателем посредством заголовков (например, в массовых изданиях деловой прессы, в спортивных газетах). Например: «Банк «МЕНАТЕП» приостановил платежи. Так надо».

Эту форму, очень популярную в российской прессе начала 90-х годов XX века, ввел в моду еженедельник «Коммерсантъ»: «4 млрд. могли попасть в дело. А попали в уголовное».

Среди всех возможных заголовков-резюме, «парадокс» звучит особенно сильно, сенсационно: «Правнучка Чехова не говорит по-русски»

Заголовки, называющие имена или главных действующих лиц, помогают удвоить интерес к публикации. Поэтому широко распространены заголовки-цитаты (прямые и косвенные), которые иногда выглядят вполне законченным разоблачительным материалом: «Ясин считает бюджет «перегретым»

Многозначительность и недосказанность заголовка привлекает читателя как всякая интрига. Такой заголовок чуть приоткрывает завесу над фактом, заинтересовывая и побуждая читать дальше: «За что берут взятки в московской милиции» Рекламные приманки, ставка на интригу, конечно, естественная «почва» для этических нарушений.

6. Заголовки — «ужастики»

Это направление заголовков и их эффект связывают не только с «разнузданностью прессы». По мнению некоторых психологов, шокирующие заглавия, как и «театр ужасов» документальной телехроники, являются, отчасти, и своеобразным способом снятия напряжения, «забалтыванием» опасности. Когда реальное слишком зловеще в своей наготе и разум отказывается верить в такую реальность, эмоции спасительно переносят человека в мир иллюзий, или «журналистских выдумок, есть надежда, что «журналисты, как обычно, присочинили. Профессия такая…».


7. «Вирши»

Самый игровой из игровых заголовков – рифмованный. Бывают периоды повального увлечения таким «стихотворством». Вкрапления в общую массу заголовков ритмически организованных заглавий встречаются в изданиях всего мира: «Великий той под Алма-Атой»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: