Тема 1. Возникновение и распад древнерусского государства – киевская Русь

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Киевская Русь………………………………………………………..4

Тема 2. Русские земли в XII-XV веках……………………………………19

Тема 3. Образование Московского государства

(XIV- начало XVI вв.)….………………………………………….32

Тема 4. Русское государство в XVI веке.

Становление российского самодержавия……………….………..52

Тема 5. Россия в ХVII веке. «Смутное время».

Первые Романовы…………………………………………………. 69

Библиографический список…… …………………………………………..95


В данной теме немало спорных вопросов. Рассматривая их, следует говорить о существующих в науке гипотезах. Необходимо последовательно излагать вопросы об общественном строе и формировании государства у восточных славян.

Обратите внимание на вопрос происхождения славянского этноса. Этнос – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Славянский этнос включал в себя несколько народов. Предки славян – праславяне жили к востоку от германцев, занимали территории от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги, от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.

В VI веке из единой славянской общности выделяются восточные славяне.

До VI века Русь была еще не государством, а союзом племен. Славяне жили родовыми общинами, затем произошел переход к территориальной (соседской) общине. Постепенно общины перерастают в города, к IX веку формируется государство. Этот вопрос необходимо рассмотреть более подробно.

Существуют разные точки зрения на вопрос о происхождении государства у славян. Авторы норманнской теории И. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер, сформулированной в XVIII в., утверждали, что государство у славян создали скандинавские народы-норманны. Эта точка зрения основана на «Повести временных лет», в ко­торой сообщалось, что в 862 г. для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам с предложением занять княжеский престол. В результате три брата: Рюрик, севший в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске – положили начало варяжской династии. Большинство историков считают, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древнешведского языка слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной»).

В то же время ряд исследователей, в том числе и антинорманнисты, признают, что в основе легенды лежит исторический факт княжения в Новгороде скандинава, положившего начало династии Рюриковичей, которая вскоре ассимилировалась с местным населением (уже внук Рюрика Святослав носил славянское имя). Вполне возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта «добровольного» их призвания.

Антинорманнская теория, автором которой стал М. Ломоносов, утверждала, что варягов на Руси не было совсем и Русское государство создано самими славянами.

Современные историки таких крайних взглядов уже не придерживаются и признают, что варяги действительно были первыми общерусскими князьями, но государство на Руси начало складываться до призвания варягов.

Необходимо выделить предпосылки образования древнерусского государства: экономические – переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, развитие торговли; политические – формирование славянских племенных союзов, потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий, достаточный уровень военной организации, угроза нападения извне; социальные – смена родовой общины соседской, возникновение неравенства, схожесть обычаев, обрядов, психологии, верований славянских племен.

Обратите внимание на вопрос о политическом строе Киевской Руси.

Во главе государства стоял великий киевский князь. Основоположником династии киевских князей стал Рюрик (862-879). В представлении русских князей в X–XII веках Русская земля считалась общим владением рода Рюриковичей, где были старшие и младшие князья. Князья имели дружину. Князь управлял при помощи совета других князей и старших дружинников (бояр). Младшие дружинники исполняли обязанности чиновников.

Князья отдельных земель и другие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной.

В этот период появляются и первые регалии государственной власти. Регалии – внешние знаки княжеской, царской, королевской и императорской власти. К этим регалиям, например, относится корона.

Одной из древнейших русских средневековых корон являлась «шапка Мономаха», присланная, по преданию, в 988 г. византийскими императорами великому князю Киевскому Владимиру Святому по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. По другой версии «шапка Мономаха» была прислана в Киев византийским императором для венчания на царство великого князя Киевского Владимира Мономаха. Она состояла из восьми золотых, отделанных филигранью пластинок, каждая из которых была украшена драгоценным камнем и несколькими жемчужинами. Нижняя часть короны имела жемчужные подвески, позже она была отделана собольей опушкой. Эта корона всегда принадлежала старшему в роду. Первая в России корона европейского образца была изготовлена в 1724 г. для коронации Екатерины I.

Обратить внимание, что основной функцией княжеской власти являлся сбор полюдья, это была первая форма господства и подчиненности.

Большую роль в объединении славян и создании государства – Киевская Русь – сыграло христианство. Необходимо уяснить вопрос о причинах и условиях принятия христианства.

До принятия христианства славяне были язычниками. Каждое племя имело своих богов, покровителей. В 988 г. великим киевским князем Владимиром было введено христианство в православном варианте.

С принятием христианства вводится юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и византийским обозначением эры: от сотворения мира. До этого исчисление времени на Руси велось по лунно-солнечному календарю, что нашло отражение в названиях месяцев, и год начинался с 1 марта.

Принятие христианства имело большое значение для Руси: укрепилась государственная власть и территориальное единство Древнерусского государства; Киевская Русь стала равной европейским христианским странам; дальнейшее развитие получила культура.

Социально-экономический строй Древней Руси. Говоря о социально-экономическом строе Киевской Руси, необходимо обратить внимание на многоукладный характер экономики и сложность социальной структуры.

В середине XI-XII вв. на Руси формируются раннефеодальные отношения. Складывается феодальное, церковное и монастырское землевладение. Образуется вотчина (наследственное земельное держание) как княжеская, так и боярская. Земли феодалов обрабатывались зависимыми крестьянами (закупы, рядовичи, наймиты). К несвободным категориям населения относились челядь и холопы, а также изгои. Зависимые крестьяне обрабатывали земли феодала и свои земельные наделы. Ранней формой феодаль­ной ренты была дань (сбор дани - полюдье), а затем натураль­ный оброк и барщина.

В отечественной исторической науке XX в. преобладало мнение, что Киевская Русь была раннефеодальным государством, т.е. государством переходного периода от первобытнообщинного строя к феодальному. В сложившихся княжествах VIII–XI вв. происходил процесс формирования феодальных отношений при сохранении элементов первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи и т.д.). В последние годы укрепляется мнение о том, что общественный строй Киевской Руси был многоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: