Тема 4. Русское государство в XVI веке. Становление российского самодержавия

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

Александр Михайлович (1301-1339) – великий князь твер­ской (1325-1327, 1337-1339) и владимирский (1325-1327). Сын князя Михаила Ярославича. Соперничал с великим князем Московским Иваном I Калитой в борьбе за влияние в Северо-Восточной Руси. Был лишен великого тверского княжения после восстания против Орды в 1327 г. Бежал во Псков, где был провозглашен князем. В 1337 г. вновь получил в Орде ярлык на великое тверское княжение. В 1339 г. вызван в Орду, где был убит вместе с сыном Федором.

Василий I Дмитриевич (1371-1425) – великий князь московский (1389-1425). Сын Дмитрия Донского. При нем продолжалось объединение русских земель. Были присоединены Нижегородская земля, Муромское княжество, Бежецкий Верх, Вологда, Великий Устюг, земли коми. В период его княжения росло феодальное землевладение. Был женат на дочери великого князя литовского Витовта Софье. При Василии I Русь испытала два татарских нашествия – в 1395 г. (Тимура), в 1408 г. (Едигея).

Василий Васильевич Темный (1415-1462) – великий князь московский (1425-1462), сын Василия I Дмитриевича и Софьи, до­чери литовского князя Витовта; внук Дмитрия Донского. В феодальной междоусобной борьбе 1433-1453 гг. одержал победу. Против­никами Василия II выступала коалиция удельных князей во главе с его дядей – галицким князем Юрием Дмитриевичем. В ходе войны, осложненной одновременной борьбой с Казанским ханством, великокняжеский престол несколько раз переходил к галицким князьям. В 1446 г. Василий II был ослеплен двоюродным братом Дмитрием Шемякой (сыном Юрия Дмитриевича), отсюда пошло его прозвище Темный. Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть Ярославских земель и Печерского края.

В начале 50-х гг. XV в. Василий II одержал победу, поскольку егоподдержали дворянство, духовенство и города. Василий II уничтожил все уделы в Московском княжестве. В его правление была отвергнута уния православной церкви с католической, провозглашенная Флорентийским собором 1439 г. По воле Василия Темного митрополитом был избран русский епископ Иона, что знаменовало признание независимости Русской церкви от константинопольского патриapxa.

Василий III Иванович (1479-1533) – великий князь московский (1505-1533), сын Ивана III и Софьи Палеолог. Василия III называют «последним собирателем земли русской»: при нем были присоединены последние полусамостоятельные русские земли – Псков, Волоцкий удел, Рязанское, Новгород-Северское княжества. В ходе русско-литовской войны в начале XVI в. в состав России вошел Смоленск (1514). В своей внутренней политике Василий III опирался на церковь, поддерживавшую его в политической борьбе с феодальной оппозицией. В правление; Василия III росло поместное дворянское землевладение, принимались меры по ограничению привилегий княжеско-боярской аристократии.

В княжение Василия III произошло обострение отношений с Крымским ханством и Казанью, положено начало связям России с Францией, Индией и др. Василий III выступил сторонником «опоры на собственные силы» и традиции в развитии отечественной культуры. Поощрял идеологическое обоснование положения Москвы как «третьего Рима», для чего активно опирался на сочинение Иосифа Волоцкого «Сказания о князьях Владимирских». При нем заметно упрочилось международное положение Московского государства. Василий III в договоре 1514 г. с императором Священной Римской империи Максимилианом I первым из российских правителей был назван царем.

Даниил Александрович (1261-1303) – младший сын Александра Невского. Великий князь московский. Активный участник междоусобной борьбы за владимирское великое княжение с братьями Дмитрием и Андреем. При нем Московское княжество выделилось из Владимирского в качестве самостоятельного. Предпринял шаги по обособлению Московского княжества и его укреплению. Основал Свято-Данилов монастырь в Москве (нынешняя резиденция Патриарха Московского и Всея Руси). Канонизирован Русской Православной церковью.

Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) – великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II Красного внук Ивана Калиты. Первым из московских князей возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей. В Куликовской битве 1380 г., завершившейся разгромом войск Золотой Орды, проявил выдающийся полководческий талант, за что и был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое главенство в русских землях. При нем был построен первый каменный Кремль в Москве (1367), создана артиллерия, которая в 1382 г. применялась при обороне Москвы от войск Тохтамыша. Был первым русским князем, передавшим власть в великом Владимирском княжестве по наследству своему сыну без санкции Орды. Канонизирован Русской Православной церковью.

Иван I Данилович Калита (1296-1340) – князь московский (с 1325), великий князь владимирский (с 1328), сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского. Иван I был жестоким и хитрым, умным и упорным в достижении своих целей. Он сыграл большую роль в усилении Московского княжества, объединении русских земель вокруг Москвы, используя в этих целях помощь Золотой Орды, для которой собирал с населения огромную дань. Иван I беспощадно пресекал народное недовольство тяжелыми поборами, расправлялся с политическими противниками – другими русскими князьями. Влияние Ивана I распространялось на ряд земель Северо-Восточной Руси. При нем к Москве были присоединены Тверь, Псков, Новгород. Он накопил большие богатства, за что получил прозвище Калита, означающее кошель, денежную сумку. Богатства эти он использовал для покупки земель в чужих княжест­вах и владениях.

Располагая значительными денежными средствами, Иван I проводил политику расширения Московского княжества и вошел в историю под названием «собирателя русских земель». При Иване I Москва стала резиденцией митрополита всея Руси, что имело важное значение, так как церковь пользовалась большим влиянием. Построил в Москве дубовый Кремль, каменные Успенский и Архангельский соборы, ряд церквей. Иван I заложил основы для последующего превращения Москвы в центр «собирания» русских земель и борьбы против монголо-татарского ига. Деятельность Ивана I Калиты способствовала заложению основ политического и экономического могущества Москвы и началу экономического подъема на Руси.

Иван II Иванович Красный (Кроткий) (1326-1359) – сын Ива­на Калиты. Великий князь московский и владимирский (с 1354). После смерти братьев Симеона Гордого и Андрея получил в Орде ярлык на великое княжение во Владимире. Способствовал укреплению авторитета на Руси духовной власти митрополита Алексия. Избегая военных конфликтов, способствовал ослаблению военного противостояния в разрешении споров между русскими князьями. Продолжалполитику своего отца по объединению русских земель.

Иван III Васильевич (1440-1505) – сын Василия II Васильевича Темного. Великий князь владимирский (с 1462) и московский. Государь всея Руси (с 1478). Присоединил к Московскому княжеству Ярославское, Ростовское княжества, Новгородскую республику, Тверскоекняжество, ряд других территорий. Произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига (1480). Вел активные успешные боевые действия против Великого княжества Литовского, Ливонского ордена, Казанского ханства. Направил военные отряды в Западную Сибирь. В период его правления, в основном, сложилась территория Русского централизованного государства, сформировался централизованный аппарат власти; приказы. Судебник 1497 г. – первый законодательный кодекс единого государства, согласнo которому был ограничен крестьянский выход. Получило развитие поместное землевладение и сильно возросло политическое значение дворянства, шла активная борьба с сепаратизмом удельных князей и боярских родов. Вырос международный авторитет Русского государства, были установлены дипломатические связи со многими западноевропейскими странами.

При Иване III началось оформление полного титула «Государя всея Руси». Вторично был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора, что дало основание официально объявить Россию (так теперь стало называться Русское государство) «третьим Римом». Был инициатором полной реконструкции московского Кремля, строительства Ивангорода, сооружения каменных крепостей в Коломне, Туле. Первым из московских государей активно привлекал для этого иностранных специалистов. Первым из русских правителей получил официальный титул «Государь всея Руси».

Иона (?-1461) – московский митрополит с 1448 г. В период феодальной войны 1433-1453 гг. поддерживал великого князя московского Василия II Васильевича. Канонизирован Русской Православной церковью.

Исидор (?-1462) – митрополит всея Руси, писатель. Грек по происхождению. Был хорошо образован, знал несколько европейских языков, в том числе изучал русский язык. Игумен монастыря Св. Димитрия в Константинополе. В 1437 г. назначен митрополитом киевским и московским. Сторонник заключения унии с папским престолом. Участник Флорентийского собора. По возвращении в Москву начал внедрять католицизм. Арестован по приказу Василия II и осужден на соборе русских епископов. Позже бежал из заточе­ния и был назначен папой римским номинальным константино­польским патриархом.

Иосиф Волоцкий (в миру Иван Иванович Санин) (1439-1515) – основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Из семьи небогатого волоколамского землевладельца. В 1460 г. был пострижен в монахи в Пафнутьево-Боровском монастыре, где провел последующие 20 лет. После смерти Пафнутия был утвержден игуменом монастыря. В 1503 г. вступил в борьбу с нестяжателями по вопросу монастырского землевладения. Стоял у истоков особого направления русской общественной мысли конца XV - начала XVI в. – иосифлянства, связанного с защитой церковно-монастырского землевладения, незыблемостью религиозных дог­матов, укреплением государственности на Руси. Канонизирован Русской Православной церковью.

Максим Грек (в миру - Михаил Триволис) (1475-1556) – христианский публицист, писатель, переводчик. В 1518 г. по приглашению князя Василия III Ивановича прибыл из Афонского монастыря в Русское государство для перевода церковных книг. Принял активное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами, критиковал быт русского духовенства, выступал против эксплуатации крестьянства духовными феодалами, против системы кормлений, за что был сослан. Идеал государства, по Максиму Греку, близок к идее сословно-представительной монархии. Монарх, по его мнению, должен руководствоваться в своей деятельности нормами христианской мо­рали. Максим Грек прославился как христианский публицист: на­писал многочисленные проповеди, философские и богословские рассуждения.

Михаил Ярославич (1271-1318) – князь тверской (с 1285), великий князь владимирский (1305-1317). Боролся с Юрием Даниловичем Московским за великое княжение. Убит в Золотой Орде.

Мамай (?-1380) – татарский темник (командир отряда в 10 000 человек), правитель Золотой Орды. Командовал походами на русские земли, но потерпел поражение от Дмитрия Донского в битвах на р. Воже (1378) и на Дону (Куликовская битва 1380 г.). Потерял власть в Золотой Орде, бежал в Крым, где был убит.

Нил Сорский (в миру – Николай Майков) (1433-1508) – основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самосовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монашествующих.

Симеон Иванович Гордый (1316 - 1353) – старший сын Ивана Калиты, великий князь московский и владимирский. Успешно воевал с Новгородом и Литвой. Способствовал укреплению авторитета Московского княжества в русских землях. Умер от чумы.

Сергий Радонежский (1321-1391) – один из самых почитаемых представителейРусской Православной церкви. Родился в семье боярина.Вместе со старшим братом Стефаном около 1310-1340 гг. основалТроицкий монастырь, стал его игуменом, ввел в монастыре общежитейский устав вместо существовавшего до него раздельного жительств а монахов. Авторитет Сергия Радонежского тесно связывался с семьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского, виднейшимибоярами и высшими церковными иерархами. В 1380 г. Сергий благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву. Канонизирован Русской Православной церковью.

Юрий III Данилович (конец 70-х - начало 80-х гг. XIII в. - 1325) – сын Даниила Александровича, внук Александра Невского. Князь московский (с 1303),князь владимирский (с 1317).Присоеди­нил к Московскому великому княжеству Можайск и другие территории. Вел борьбу за великокняжеский стол с тверским князем, позднее вступил в союз с Новгородом против Твери. Около двух лет нахо­дился в Золотой Орде, где женился на сестре хана Узбека и получил ярлык на великое княжение. Воевал против тверского князя Михаила, совершил военный поход в Швецию. Убит в Золотой Орде сыном тверского князя Дмитрием Михайловичем.

Библия – собрание древних текстов, канонизированное в христианстве и иудаизме в качестве Священного писания. Состоит из двух частей: Ветхого Завета, более древнего и объемного (Ветхий Завет признается и иудаизмом, и христианством) и Нового Завета, признаваемого только христианством. По христианским представлениям, «завет», заключенный в древние времена Богом с одним на­родом (евреями), заменен после явления Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами. Всего Библия насчи­тывает 77 книг (глав). Появление Библии у славян связано с перево­дческой деятельностью Кирилла и Мефодия во второй половине IX в. В 1564 г. на московском Печатном дворе Иван Федоров издал «Апо­стол». В 1580-1581 гг. он напечатал полную Библию в г. Острог на Волыни. В конце XVII в. пастор Э. Глюк перевел Библию на русский язык (перевод не сохранился).

Волостели – при Иване III осуществляли власть в сельских местностях – волостях.

Волость – административно-территориальная единица России, до 1923 г. В Древней Руси – вся территория, подчиненная князю.

Дворянство – привилегированное сословие. Объединяло земельную аристократию и основную массу средних и мелких земле владельцев. В России возникло в XII-XIII вв. как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. С XIV в. стало получать за службу землю - поместье, в XVII в. составляло основную массу землевладельцев, в интересах которых было юридически оформлено крепостное право. При Петре I окончательно сложилось в класс-сословие. По «Табели о рангах» пополнялось выходцами из других сословий за продвижение по службе. Привилегии закреплены Екатериной II «Жалованной грамотой дворянству» (1785). После 1861 г. экономически ослабло, но продолжало политически господствовать до 1917 г.

Догмат (греч. – учение, точка зрения) – положение, принимае­мое на веру, признаваемое неизменным, несмотря на изменение объективных условий развития. Догматизм – метод мышления, опирающийся на догмы.

Ересь (греч: - особое вероучение) – оппозиционное направление по отношению к господствующему в религии толкованию догм и обрядов, течение, выступающее за преобразование церкви. В XIV - начале XVI в. в России – выступление стригольников, нестяжателей и т. д.

Иосифляне – представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV - начале XVI вв., выступавшие за превосходство церковной власти над светской. Свое название получили как последователи Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоколамского монастыря. Экономической основой влияния иосифлян являлось крупное монастырское землевладение. Вначале иосифлянеблокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На церковном соборе 1503 г. выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который вы­двигали так называемые нестяжатели, поддерживаемые Иваном III. Однако необходимость поддержки со стороны церкви вынудила Ивана III пойти на уступки иосифлянам. С этого времени они стали проповедовать теорию божественного происхождения царской власти. Иосифлянин Филофей сформулировал теорию «Москва – третий Рим», сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия.

Иосифляне приняли активное участие в учреждении опричнины. Во второй половине XVI в. наступление государственной власти на церковь с целью ее полного подчинения и сокращения церковных привилегий привело к утрате значения иосифлян во внутрицерковных и политических делах. К XVII в. иосифлянство как церковно-политическое течение прекращает свое существование.

Кормление – способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Великий или удельный князь посылал в города или волости бояр в качестве наместников и волостелей, которых население было обязано содержать в течение всего срока службы. В результате земской реформы 1555-1556 гг. система кормлений была ликвидирована.

Лавра – название крупных и важных по своему значению православных мужских монастырей в России, непосредственно подчинявшихся патриарху, а с 1721 г. – Синоду (Киево-Печерская с 1598 г., Троице-Сергиева с 1744 г., Александро-Невская с 1797 г., Почаевско-Успенская с 1833 г.).

«Москватретий Рим» – политическая теория XV-XVI вв., обосновавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Начала складываться в середине XV в. Сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу: «Рим пал за грехи от варваров, втopoй Рим – Константинополь – пал от турок-османов, третий Рим – Мо­сква – будет стоять вечно. Четвертому Риму не бывать». Теория «Москва – третий Рим» утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй является Московская Русь – «третий Рим».

Нестяжатели – религиозно-политическое течение конца XV -начала XVI в., возглавляемое Нилом Сорским. Требовали преобразования церкви, отказа от церковных богатств и земель, выступали за самоусовершенствование, аскетизм, личный труд монахов. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением нестяжателей на церковном соборе 1531 г. К середине XVI в. религиозно-политическая борьба нестяжателей и иосифлян ослабла.

Пожилое – пошлина, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего. Пожилое впервые упоминается в Судебнике 1497 г. в конце XVI - начале XVII в. в связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев пожилое исчезает.

Сословие – общественная группа людей, отличающаяся экономическим и правовым положением (права и обязанности передавались по наследству). Наличие сословий характерно для рабовладельческого и особенно для феодального общества. Сословия делились на привилегированные (высшие) – светская землевладельческая знать и духовенство, и податные – ремесленники, купцы и крестьянство. С развитием капиталистических отношений деление на сословия разрушается.

Судебник Ивана III 1497 г. – сборник законов, сыгравший большую роль в централизации Русского государства и создании общерусского права. Источниками Судебника были Русская Прав­да, Псковская судебная грамота, уставные грамоты, великокняжеские уставы и др. Он установил единую систему государственных органов, определил их компетенцию, регламентировал судебные пошлины. Это был первый кодекс законов единой России, закрепивший единое устройство и управление в государстве. Впервые в общегосударственном масштабе Судебник юридически закрепил ограничение на выход крестьян (Юрьев день) от хозяев, ввел уплату пожилого.

Юрьев день – 26 ноября – дата, с которой в России связыва­лось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, поскольку к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натураль­ным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государст­венным налогам. В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным перио­дом - по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отме­нено с введением «заповедных лет», а затем запрещено законода­тельством 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. подтвердило этот запрет.

Начало царствования Ивана IV. Боярское правление. После смерти Василия III в 1533 г. великокняжеский престол занял его сын - трехлетний Иван IV. Регентшей стала его мать, вторая жена Василия III, Елена Глинская. В первую очередь она расправилась с удельными князьями – братьями Василия III Юрием Дмитровским и Андреем Старицким, опасаясь их претензий на трон.

В 1538 г. Елена умерла. Наступило время боярского правления. Различные боярские группировки стремились захватить власть в свои руки. Основную роль играли Шуйские, Вельские и Глинские. Никто из них не стремился вернуться к временам феодальной раздробленности. Борьба велась только за обладание государственной властью и связанными с ней богатствами.

В годы боярского правления были продолжены начатые при Елене Глинской реформы, направленные на усиление централизации. В результате денежной реформы была создана единая монетная система (прежде существовали отдельные, новгородская и московская, монетные системы). В ходе губной реформы было укреплено местное управление. Некоторые важнейшие уголовные дела переданы из юрисдикции наместников в ведение губных старост – выборных представителей местного дворянства (или земских старост выборных из черносошных крестьян).

Тем не менее период боярского правления оказался неблагоприятным для проведения широких преобразований, поскольку стоявшие у власти люди отстаивали собственные корыстные ин­тересы, а не интересы страны.

Венчание Ивана IV на царство. В январе 1547 г. Иван IV венчался на царство. Митрополит Макарий возложил на голову Ивана шапку Мономаха – символ царской власти. Титул великого князя сменился титулом царя. Инициаторами этого нововведения стали люди, окружавшие Ивана IV. При этом преследовались и внешне-, и внутриполитические цели. Говоря о венчании на царство, следует четко указать его причины и значение с точки зрения:

а) международного положения Русского государства;

б) взаимоотношений царя и княжеской аристократии;

в) взаимоотношений светской и церковной власти.

Царями на Руси называли ордынских ханов. Принимая царский титул, Иван IV подчеркивал равенство Русского государства с Ордой и его окончательную независимость.

Слово «царь» происходит от латинского «цезарь». Так именовали римских и византийских императоров. Царский титул рус­ского государя подчеркивал претензии Русского государства на наследие уничтоженной турками Византии.

В Европе титул «царь» нередко переводили как «император». Это ставило русского государя выше королей и вровень с императором Священной Римской империи (Германии). Великокняжеский же титул считался ниже королевского.

Если князей, в том числе и великих (тверских, ярославских, рязанских и т. п.), на Руси было много, то царь – один. Новый титул выделял московского государя из массы князей, подчеркивал его единовластие.

Наконец, в Византии император считался верховным главой церкви. Принимая царский титул, московский государь как бы провозглашал себя главой православного мира, светская власть при этом возвышалась над церковной.

Правление Избранной рады. К середине XVI века политический строй России переживал процесс обновления. В ходе объединения страны власть Московского государства усилилась, но не превратилась в неограниченную. После образования единого государства феодальная иерархическая структура претерпела изменения. Некогда однородная масса боярства распалась. Крупные землевладельцы, верхний слой феодального класса сохранил название «бояре».

Низшую прослойку составляли измельчавшие вотчинники и слуги великокняжеского двора. Их стали именовать дворянами. Причем значение дворянской прослойки настолько возросло, что с ее требованиями должна была считаться любая группировка. Дворянство требовало привести систему управления страной в соответствие с новыми реалиями.

В 1549 г. на первом в российской истории Земском соборе царь заявил о необходимости перемен. Инициатором этих реформ стала Избранная рада - неофициальное правительство.

Реформаторская деятельность Избранной рады началась с незначительных изменений, которые постепенно подготовили глубокие и всесторонние преобразования России. Реформы носили продворянский характер, имели резко выраженную антибоярскую направленность.

Реформы ознаменовали крупные перемены в области центрального и местного управления, военного строительства, создания законодательной базы правления.

Обратить внимание на то, что основной проблемой внутри-политической жизни России XVI в. была централизация государства, ее пути и методы.

Кодификация права: Судебник и Стоглав. В 1550 г. был принят новый Судебник. Он усилил зависимость крестьян. Теперь землевладелец считался «государем» крестьянина и нес ответственность за его преступления. Судебник несколько ограничил произвол наместников и ввел наказания за должностные преступления, особенно за взятки, вызывавшие давнее недовольство в народе.

В 1551 г. состоялся церковный собор, названный Стоглавым, так как его решения были сведены в сто глав. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата, сквернословия. В то же время по инициативе митрополита Макария собор утвердил решение о признании всех местночтимых (т. е. почитаемых лишь в отдельных местностях страны) святых общерусскими. Были утверждены также единый порядок исполнения церковных обрядов, единый иконописный канон. Все это способствовало укреплению религиозного единства страны.

Складывание приказной системы. В годы правления Избранной рады сложилась новая система центрального управления - приказная. Уже с начала XVI в. отдельным боярам поручалось (приказывалось) ведать тем или иным вопросом. Постепенно вокруг боярина формировался постоянный штат – дьяки и подьячие. Так приказ-поручение превращался в приказ-ведомство. Некоторые приказы просуществовали всего несколько лет или даже месяцев, другие стали постоянными органами власти. Важнейшими приказами были Посольский, Разбойный, Поместный и Разрядный. Последний ведал назначением на командные должности в войсках.

Система управления приобретала отраслевой характер. Складывался профессиональный аппарат управления – опора центральной власти.

Реформа местного управления. Отмена кормлений. Избранная рада провела реформу местного управления. В 1556 г. были отменены кормления, а вся власть в уездах перешла к губным или земским старостам, а в городах к излюбленным головам, избиравшимся посадскими. Таким образом, власть сосредоточилась в руках выборных, а не назначаемых из центра лиц. Это объяснялось нехваткой и людей, и средств в казне. Работа на должности губного или земского старосты не оплачивалась, поэтому выполняли ее неохотно. В одном документе того времени даже предписывалось отправлять на время в заключение тех губных старост, которые укло­нялись от выполнения своих обязанностей. После отбытия срока их вновь направляли на ту же должность. Таким образом, и реформа, проведенная Избранной радой, еще не создала такого типа местной власти, который характерен для централизованного государства.

Военная реформа. Отмена кормлений позволила провести военную реформу. Средства, ранее шедшие на содержание кормленщиков, составили теперь единый государственный налог – кормле­ничий окуп. Он расходовался на возмещение затрат, понесенных служилыми людьми в походах. Отныне всякий служилый человек должен был выставить одного воина с каждых 100 четвертей (около 170 га) принадлежавшей ему земли. С первых 100 четвертей в поход отправлялся он сам, с остальных – его военные холопы. Если же у дворянина было 370 четвертей, то он выходил с тремя вооруженными слугами, а за недостающие 30 четвертей получал возмещение. Зато если его сопровождали те же три слуги, но он имел при этом 410 четвертей, то вносил в казну компенсацию за «лишние» 10 четвертей.

Наряду со служилыми людьми «по отечеству» (т.е. по наследству), получавшими за службу землю, появились и служилые люди по «прибору» - по найму. Они получали денежное жалованье. В 1550 г. было организовано стрелецкое войско. Стрельцы сражались в пешем строю, были вооружены саблей, бердышом и огнестрельным оружием - пищалью. В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско было постоянным, т.е. не распускалось после походов. Однако оно не было регулярным. Стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов и караульной службы время занимались ремеслами и торговлей, поскольку жалованье их было недостаточным.

Ограничение местничества. В 1550 г. было ограничено местничество. Должности, которые дворянин занимал в юности, перестали учитываться в местнических спорах. Появилась возможность назначать молодых выходцев из знатных родов на невысокие должности, где они могли набираться опыта. Было упрощено местничество в походах. На совместной службе считались отныне все первые воеводы между собой, все вторые – между собой, и каждый первый воевода – со своим вторым. Но первый воевода какого-либо полка не мог спорить о местах со вторым воеводой другого полка.

Таким образом, Избранная рада наметила путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на укрепление централизации в течение длительного времени. При отсутствии сильного профессионального аппарата власти в центре и на местах это был единственный путь, по которому можно было следовать без избыточной жестокости. Преобразования 50-х годов отвечали потребностям страны.

Падение Избранной рады. В 1560 г. пало правительство Избранной рады. Адашев попал в ссылку, Сильвестр – в монастырское заключение. Вопрос о причинах разрыва царя с Избранной радой остается спорным в науке. Историки отмечают следующие личные мотивы, которыми мог руководствоваться Иван IV:

1. Плохие отношения между лидерами Избранной рады и родственниками первой жены царя – Анастасии Романовны. После смерти жены Иван стал обвинять Адашева и Сильвестра в том, что они «уморили» Анастасию.

2. Во время болезни Ивана в 1553 г. Адашев и Сильвестр склонялись к тому, чтобы в случае смерти царя возвести на престол не его младенца-сына, а двоюродного брата – Владимира Андреевича Старицкого, которого Иван считал опасным соперником. Узнав об этом несколько лет спустя, царьсчел действия своих приближенных изменой.

Ряд историков полагает, что причиной разрыва царя с Избранной радой послужили разногласия по внешнеполитические вопросам, поскольку Иван IV настаивал на борьбе за Прибалтику, а Адашев выступал за активную борьбу с Крымом.

Однако главная причинаразличные представления о путях и способах централизации. Избранная рада предлагала путь постепенных преобразований, а Иван IV стремился немедленно добиться безграничной власти, выполнения любых своих решений. Именно стремление форсировать процессы централизации и привело Ивана Грозного к террору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: