Й период. IX век

Й период. 17-18 вв.

Вопрос 2.

В 18-м веке М.В.Ломоносов в «Российской грамматике» (1755) ввёл имя прилагательное как особую часть речи. Он, как и Мелетий Смотрицкий, называл классы слов не «частями речи», а «частями слова». М.В. Ломоносов выделил такие части слова: имя (собственно имя, прилагательное и числительное), местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие (всего 8 классов слов). Имя и глагол Ломоносов считал знаменательными частями речи, остальные – служебными.

С именем Ломоносова связан первый период в русской морфологии: этот учёный впервые дал системное описание морфологии русского языка; используемая Ломоносовым терминология в основном дошла до наших дней.

Классификация частей речи в древности до конца 18 века создавалась в тесной связи с развитием логики. Части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с логическими категориями.

Грамматика Античности, Средних веков и Возрождения опиралась прежде всего на греческий и латинский языки.

Второй период развития учения о частях речи в русском языкознании связан с попытками преодолеть два отмеченных выше «атавизма» античности:

(1) Преодолеть смешение грамматики с логикой;

(2) Исследовать, на основе одинаковых ли признаков следует классифицировать части речи в различных языках.

Этот период ознаменован деятельностью А.Х. Востокова, Г.П. Павского, К.С. Аксакова, Ф.И. Буслаева. Мы остановимся на исследованиях двух представителей лингвистической науки: А.А. Потебни и Ф.Ф. Фортунатова как наиболее ярких представителей двух диаметрально противоположных направлений в изучении частей речи. В конце 19 века они выдвинули разные принципы в изучении частей речи.

А.А. Потебня в своём труде «Из записок по русской грамматике» на первое место поставил семантику частей речи, указав также на их синтаксические роли. Этот учёный, детально проанализировав части речи с семантической стороны, пришёл к идее известного параллелизма между частями речи и членами предложения. Продолжая в этом смысле традицию античной грамматики, Потебня не пренебрегал и формальной стороной частей речи, придавая ей, однако, второстепенное значение. Таким образом, подход А.А.Потебни к частям речи можно считать логико-синтаксическим.

Ф.Ф. Фортунатов, основатель Московской лингвистической школы, был родоначальником «формального» направления в развитии грамматики. Свою классификацию он построил на последовательном проведении морфологического принципа, причём части речи он называл «формальными классами». В основу своей классификации Фортунатов кладёт наличие у классов слов тех или иных форм словоизменения (или их отсутствие): слова склоняемые, спрягаемые, неизменяемые. По Фортунатову, существуют формальные классы, которые характеризуются формой рода, числа, падежа и проч. Свои «формальные классы» Ф.Ф.Фортунатов выделил в труде «Сравнительное языковедение».

Заслуга Ф.Ф. Фортунатова и его школы в том, что он впервые сказал о необходимости собственно лингвистических, «формальных» критериев при исследовании языка. Языкознание конца 19 века тяготело то к психологии (морфология), то к физиологии (фонетика), то к логике (синтаксис), то к истории (лексикология). Кроме того, Фортунатов сыграл значительную роль в создании сравнительно-исторических грамматик индоевропейских языков и тем самым поддержал идею о различии принципов классификации частей речи в разных языках.

3-й период. Начало XX века – 50-ые гг. XX века.

Этот период ознаменовался стремлением соединить всё плодотворное, что было в концепциях Потебни и Фортунатова.

С конца 20 века совместить формальный и семантический критерии пытались многие выдающиеся лингвисты.

А.М.Пешковский в работе «Русский синтаксис в научном освещении» впервые предложил рассматривать грамматические явления в единстве их формы и содержания.

А.А.Шахматов отошёл от морфологического критерия и стал определять части речи на основе признака синтаксического. Он определил часть речи как «слово в его отношении к предложению или вообще к речи» (см. работу «Синтаксис русского языка» – Л., 1941). В то же время он останавливается и на морфологическом критерии.

Л.В.Щерба («О частях речи в русском языке» – статья в книге: Л.В.Щерба. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957) строит свою классификацию на основе трёх разных критериев – морфологического, синтаксического, семантического. При этом для выделения разных частей речи в его системе необязательно наличие всех этих признаков. Первостепенное значение Щерба придавал семантическому признаку: «Если мы знаем, что какаду – название птицы, то мы не ищем формальных признаков для того, чтобы узнать в этом слове существительное».

Учёный считал, что главным основанием для классификации частей речи являются общие для всех языков мира категории: предметность, действие, качество (им соответствуют существительное, глагол, прилагательное). Слова же, которые служат только для связи других слов в предложении, Щерба назвал служебными.

Однако Л.В.Щерба несколько переоценивал роль интуиции, языкового чутья говорящих при разграничении частей речи: «Доверяйте детям. Дети владеют всеми грамматическими категориями своего родного языка, они всегда различат глагол от имени тем же в сущности способом, каким они узнают в том или другом животном корову или кошку. Наша задача только разбудить в них лингвистический инстинкт <…>.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: