К истории изучения частей речи в лингвистике

Обобщение

Относительно приготовления [чая] и посуды. Если весной, когда запрещен огонь [запрет на огонь начинается за день до праздника Цзин Мин – праздника Чистоты и Ясности. Празднуется на 106 день после зимнего солнцестояния. Посвящен поминанию усопших предков], а кто- то собрал однако немного чая в дебрях или, возможно, у монастыря, или в горном саду, или роще; и если он уже отпарил, размолол, поджарил и высушил [чай] на огне, он может обойтись без некоторых из семи степеней [производства чая]. То есть он не должен сформировать его, размолоть его, высушить его на древесном угле над ямой для просушки, нанизать его, подвесить его в навесе для просушки, связать его или поместить в контейнер для хранения. Всеми этими шагами можно пренебречь.

Относительно снаряжения для приготовления чая: если среди сосен есть скала, на которой можно сидеть, позволительно исключить полку [подставку] для утвари.

Если кто использует сухие дрова и треножник, тогда позволительно пренебречь котлом, сосудом для золы, каминными щипцами и подпоркой.

Если кто-то, будучи удачливым, нашел чистый родник или случайно натолкнулся на быстрый поток, ему нет надобности использовать емкость для воды, коробку для чистки и фильтр для воды.

Если есть только пять гостей или меньше и хозяин выбирают совершеннейшие чаи для наслаждения, он может обойтись без сита, чтобы процеживать чай.

Далее, если кто-то пытается избежать колючих зарослей, если он взбирается на крутой утес, или если он вынужден подниматься на веревке к горной пещере, чтобы подогреть и смолоть себе чай, он может оставить без внимания ролик, щетку и дробилку – подготовленный чай он хранит в бумажном мешочке или корзине. Даже допустимо не использовать корзину для переноса утвари, если будет достаточно корзины для фруктов, чтобы уместить остальную утварь – ковш из тыквы-горлянки, чаши, палочки для еды, письменные приборы, кухонную утварь, чашки и сосуды для соли.

Однако, когда в окруженном стеной городе, в воротах встречают принца или герцога, число двадцати четырех орудий обнаружится, уменьшившись хотя бы лишь на одно, тогда лучше обойтись совсем без чая.

План [книги]

На белом шелке из четырех или шести рулонов, скопируйте так, чтобы было можно развесить по частям [разделам]. Разверните части в углу комнаты там, где будут размещены сиденья. Развесьте все так, чтобы главы «Истоки чая», «Инструменты для изготовления чая», «Снаряжение», «Варка чая», «Чаепитие», «Замечания о чае», «Области, производящие чай», «Обобщение» могли быть быстро обозрены и сохранены в памяти.

Этим от начала до конца будет закончен сей трактат о чае.

Деление слов на классы имеет многовековую традицию.

В 4-м веке до н.э. основоположник логики и грамматики Аристотель подразделил все греческие слова на четыре класса: имя (onoma), глагол (rhema), член, союз (sundesmos). При этом союз понимался широко (артикль, местоимения, связки). Аристотель называл эти классы «части словесного изложения».

Интересно высказывание Квинтилиана (1-й век н.э.): «древние учили, что есть только глаголы, имена и союзы; <…> сила речи в глаголах, материя в именах <…>, в союзах же – соединении е глаголов и имён».

Чуть позже, во 2-м веке до н.э. алексиндрийские грамматики (Аристарх Самофракийский и др.) установили 8 частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог, союз.

В 1-м веке до н.э. в римских грамматиках из числа частей речи был изъят артикль (в латинском языке артикля не было) и в то же время прибавилась новая часть речи – междометие (см., например, грамматику Варрона).

Эти же части речи выделялись в славянских грамматиках вплоть до грамматики Мелетия Смотрицкого (17 век).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: