Экономические воззрения Прудона
1. предметом изучения полит экономии не может явл сфера пр-ва, так как в этом случае из-за того, что «меновая ценность не поддается измерению», без внимания остаются проблемы соц сферы и прежде всего многообразные задачи орг-ции обмена и потребления. Последние по существу и явл предметом изуч этой науки в его представлении.
2. методы изучения: 1. отрицание целесообразности в экономике неограниченной свободной конкуренции; 2. выдвижение в процессе анализа хоз жизни на первый план не эк показателей и факторов, а категорий добра, морали, этики и соц справедливости. 3. неприятие главенствующей роли в полит экономии каузального метода анализа
3. теория народонаселения. пауперизм возникает «вслед нарушения равновесия в распределении» и что «в некоторых странах, где большая часть семейств живут земледелием, производя почти все сами для себя и имея только незначительные внешние сношения, – это зло (пауперизм)сравнительно менее чувствительно».
|
|
4.теория разделения труда. выражает нескрываемый пессимизм по поводу перманентного хар-ра разделения труда в обществе, пытается выстроить аргументацию против этого «экономического закона»,т.о. сведя суть закона разделения труда к абстрактной категории «не придумал ничего лучшего, как возвратить нас к состоянию средневекового мастера».
5. теория конституированной стоимости. Суть его ответа такова: экономистам следует понять «синтетическую идею стоимости», в соответствии с которой ценность должна быть «конституирована», т. е. отрегулирована еще до продажи посредством установления заранее количества соответствующих затрат труда и времени.
6.Теория доходов. Изложение этой теории построил, рассматривая содержание трех элементов – труда, капитала и земли, принятых полит эк в кач-ве осн источников доходов. Он утверждает, что «производство является результатом этих трех элементов, которые, взятые порознь, одинаково бесполезны
7. Теория воспроизводства хар-ся тем, насколько сбалансированы в обществе производство и потребление.
8. Теория реформ. Идеи:
-сочувственное отношение к положению в обществе так называемых «третьих лиц», т.е. крестьян, ремесл;
-признание приоритетной роли в экономике «мелкой собственности и мелкого производства;
-приверженность принципу соц справедливости, понимаемому как возможность «давать каждому равную часть благ»;
-исключение из законод принципа неравенства вознаграждения «под предлогом неравенства способностей»;
-недопущение «никакой концентрации капитала или доходов в руках одного человека, никакой эксплуатации труда, никакого грабежа».
|
|
К числу же специфических реформ идей отн:
-ликвид денег и введ вместо них бонов;
-уничтожение % посредством орг-ции дарового кредита;
-организация Банка народа;
-отмена правительства как итог осущ реформ.
О характерной особенности исторической школы Германии свидет то обстоятельство, что ее главные идеи были сформулир теорет предшественниками данного направления эк мысли – А. Мюллером и Ф. Листом. А суть этих идей, вытекающая из сочинений Адама Мюллера под названием «Основы искусства управления государством» (1809) и Фридриха Листа под названием «Национальная система политической экономии» (1841), сводится к таким положениям, как:
-особая и значительная роль для эк науки исторического метода;
-хар-ка пол эк не как универсальной, а нац науки;
-учет влияния на нац хозяйство природно-геогр, нац -исторических и др неэконом предпосылок;
-признание общ интереса нации выше личного интереса индивидуума.
Экономические воззрения А. Мюллера и Ф. Листа близки друг другу в тех аспектах, в которых оба они критикуют классиков за их абстракции и либерализм, ратуют за сохранение протекционизма в хоз пол-ке гос и явно преувеличивают роль исторического метода анализа в эконом науке. В то же время их взгляды существенно расходятся, когда речь идет об идеале общ устройства и роли экон науки в его достижении.
А. Мюллер склоняется к идеализации хозяйственных отношений времен средневековья, он убежден, что исключительно благодаря авторитету А.Смита на родине этого ученого – в островном гос-ве Англии смогли укорениться идеи ничем не ограниченной свободной торговли и конкуренции.
В свою очередь Ф. Лист принимает некоторые теорет положения классиков, особенно в части поступательного развития общества и целесообразности ускорения научно-техн прогресса. Однако подход классиков к эк науке, по его мнению, носит слишком узкий и поверхностный характер, поскольку они не учитывают важную роль гос-ва в нац экономике, а также влияние на хозяйство истор корней нации и ее культуры