Сущность и этапы маржинальной революции

Экономические воззрения Вернадского

Экономические воззрения Бутовского

Методологические особенности исторической школы Германии

1.учет влияния на экон развитие страны соц среды, в том числе «человеческого фактора»;(нац особ и традиции; своеобразие истор развития нации, ее менталитет; истор случайность; геогр условия страны; особенности нац культуры, психологии, религии и др.)

2. выявление взаимосвязи и взаимообусловленности эк и неэк факторов и категорий;

3.определение места и роли неклассовых критериев в иссле­д фаз и этапов развития общества.

Александр Иванович Бутовский – директор департамента министерства финансов России. В 1847 г. «Опыт о народном богатстве, или о началах политической экономии».

Свой курс политэкономии А. И. Бутовский построил по классической схеме Ж. Б. Сэя: в первом томе рассматривалось производство, во втором – обращение и распределение, в третьем – потребление. Предмет политэкономии определял довольно расширительно – как «науку о народном богатстве, исключительно посвящающую себя изучению средств, с помощью которых люди, в обществе живущие, достигают возможного бла­госостояния...» Он относил политэкономию, наряду с философией, эстетикой, нравоучением (этикой) и правоведением, к нравст­венно-полити наукам и требовал внесения в нее морально­го начала.

Заслуживают внимания высказанные в книге А. И. Бутов­ского положения о благах внешних и внутренних; о капитале («самобытном, поземельном и нравственном»); о значении про­мыслов, производящих невещественные блага, к которым он относил здравоохранение, образование, художественные промыс­лы; о необходимости «применения производительных сил народ­ных к наделению общества благами внутренними».

В конце третьего тома А. И. Бутовский посвятил несколько страниц критике социализма и коммунизма, выступая против «водворения» равенства «путями искусственными и насильственны­ми».

Иван Васильевич Вернадский родился в Киеве, в семье не­богатых дворян Черниговской губернии

В области политэкономии И. Вернадский примыкал к анг­л классикам и школе Ж. Б. Сэя. Он был последователь­ным сторонником так называемой «манчестерской школы» в эко­н политике, основное положение которой требовало полного невмешательства гос-ва в хоз жизнь и распр принципов свободной конкуренции на все сто­роны хоз деят-ти, в том числе и на отношения между трудом и капиталом.

И. Вернадский был активным противником крепостничества, выступал против проектов освобождения крестьян посредством высоких выкупных платежей. Отрицательно относился к социализму и общинному земледелию.

И. Вернадский считал, что стоимость создается только трудом, поскольку капитал сам явля­ется «накопленным трудом» и предъявляет претензию на часть созданной стоимости только по праву «владения.

Всю ми­р экон науку, начиная с др времен, он предлагал делить на два больших направления – положительное и отрицательное. Первое вкл тех, кто считает, что эк развитие зависит от положительной, т. е. активной роли гос-ва (сторонники меркантилизма, протекционизма и социа­лизма). Второе, напротив, рекомендует полаг на естествен­ные законы развития и отрицает вмешательство гос-ва в экономику.

Маржинальная революция - переход от концепции классической эконо­мической школы к неоклассической теории (маржинализму). Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап маржинализма (70 - 80 годы XIX века) связан с именами Джевонса (1835 - 1882) - основателя математической школы, Менгера (1840 - 1921) - основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834- 1910) - основателя лозанской школы. Этот этап получил название «субъективного направления » в политичес­кой экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне. К недостаткам этого этапа относят следующее: категория полезности товара рассматривалась как независимая от коли­чества других товаров; оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации сово­купности полезностей для общества в количественном выражении. Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века. Выразителями идей этого этапа являютсяАльфред Маршалл (1842 -1924) - профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы;Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938) - профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма. Для второго этапа характеренотказ от «субъективного направления» по­литической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей. Сущность маржиналистской революции. Во-первых, осуществился переворот в методах анализа. А именно: а) центр тяжести в анализе был решительно перемещен с издержек и затрат на конечные результаты; б) в качестве исходного момента для экономической теории принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов (в отличие от в неличностной трактовки в предшествующих теориях); в экономическую науку был впервые внесен принцип предельности. Классическая наука обычно использовала средние величины, так как считалось, что именно они показывают закономерности. Однако маржиналисты пришли к выводу о том, что существенные закономерности отражают не средние, а предельные величины. Возник предельный анализ. Во-вторых, существенно изменилась постановка задач. Классики акцентировали внимание на динамических задачах (экономический рост, увеличение общественного богатства). Маржиналисты сделали упор на статических задачах, характерных для краткосрочных периодов, в которые величины не успевают измениться. При этом анализируются различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей, для выбора наилучшего (оптимального) - целевая функция.

41. Предшественники маржинализма. «Законы Госсена»

Основные школы: 1.Австрийская школа; 2. Американская; 3. Лозаннская школа.

Г.Г. Госсен – немецкий юрист, экономист. Госсен считал, что человек стремится к получению максимизации полезности и его учения состоят в разработке основных математических принципов «Теории предельной полезности». В 1854г. Госсен опубликовал свою книгу «Эволюция законов человеческого взаимодействия, в котором сформулировал законы, которые действуют и сейчас».

1 закон. Желаемость данного блага убывает по мере увлечения наличия данного блага.

2 закон. Рациональное потребление устанавливается при равенстве предельной совокупности потребительских благ.

Ж.Дюпюи – инженер, экономист. Основное его направление исследование ценового излишка – это денежное измерение, дохода предприятий полученного в результате реализации единицы товара при не изменении цены.

42.К. Менгер о «хозяйстве Робинзона», экономических благах и их стоимости

Разрабатывая теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью, К.Менгер как бы заново открыл «законы Госсена». Он убежден, что ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость их наличия в своем распоряжении; соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэкономические блага.
Между тем предложенная К.Менгером теория стоимости (ценности), представляет собой тупиковый вариант определения истинной цены товаров (благ).

43.Концепция К. Менгера об обмене благ и его роли в экономи­ческой жизни

Блага высшего порядка рассматриваются К.Менгером в качестве неизбежной предпосылки экономического производства благ. Причем к их числу он предлагает относить не только совокупность сырых материалов, труд, используемые участки земли, машины, инструменты и пр., но и «пользование капиталом и деятельность предпринимателя». Блага высшего порядка могут произвести определенное количество какого-нибудь блага низшего порядка, находясь в самых разнообразных количественных отношениях друг к другу...» Следовательно, распоряжение благами низшего порядка, требующее комплиментарные количества благ высшего порядка, в реальной действительности не сопряжено с жесткой регламентацией

44.«Теория ожидания» О. Бём-Баверка

Нашумевшая «теория ожидания» О.Бем-Баверк целиком опирается на характерные для «австрийской школы» принципы субъективизма, выдвинув в рамках этой теории положение о происхождении процента на капитал как о процессе ожидания, т.е. когда «будущее благо» превратится в «настоящее благо».

45.Принцип убывающей полезности в примере О. Бём-Баверка о хозяйстве одинокого поселенца

О.Бем-Баверком приводится абстрактный пример о том, как следует определять суммарную «предельную пользу» находящегося, в потреблении человека блага.
В этом примере, ставшем в буквальном смысле слова хрестоматийным, речь идет об одиноком поселенце, избушка которого изолирована от остального мира первобытным лесом, и о том, как этот поселенец рассчитывает употребить запас собранного со своего поля хлеба в количестве пяти мешков. Расчет поселенца таков: первый мешок ему необходим, «чтобы не умереть с голода до следующей жатвы»; второй — чтобы «улучшить свое питание настолько, чтобы сохранить свое здоровье и силы»; третий — чтобы «к хлебной пище прибавить несколько мясной пищи... он предназначает для откармливания птицы»; четвертый — «должен пойти... на приготовление хлебной водки»; пятый — чтобы «употребить его на корм для нескольких штук попугаев, болтовню которых ему нравится слушать». Резюме О.Бем-Баверка по этому примеру почти такое же, как у его учителя К.Менгера, — чем больше в наличии однородных материальных благ, тем меньше «при прочих, равных условиях» ценность отдельной их единицы, и наоборот.

46. Особенности способов определения суммарной полезности в трудах Ф. Визера и О. Бём-Баверка

Резюме О.Бем-Баверка определения суммарной полезности в том, чем больше в наличии однородных материальных благ, тем меньше «при прочих, равных условиях» ценность отдельной их единицы, и наоборот. Но важно при этом уточнение автора «Основ» о том, что обладание пятью мешками не Кроме того, здесь, вероятно, уместна еще одна обобщающая фраза ученого: «Простой человек применял учение о предельной пользе на практике гораздо раньше, чем формулировала это учение политическая экономия»

По мнению Ф.Визера, этот способ неприемлем. Им предлагается простое умножение предельной полезности блага на количество однородных благ, что принято называть мультипликативным способом - определения суммарной полезности. Его аргументация в пользу названного способа такова: «...основной закон исчисления пользы гласит, что все единицы запаса (части, шутки) оцениваются соразмерно предельной полезности. Этот закон мы будем называть законом предельной полезности или, еще короче, предельным законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: