После WWII.
Финли М. Древняя экономика. Коренное ее отличие от экономики Нового времени.
Николе К.
Уэстерман У. Про рабство. Его малое значение в истории Рима.
Форгт И. Рабство – важная часть античного общества. Все аспекты.
Левек П. Тоже рабство.
Гопкинс К. Гопкинс-Шмопкинс. Более детальный подход к рабству.
Капоцца М. Рабские восстания.
Орена Р. Основная работа по Спартаку.
Альтхайм Ф. О падении Империи и кризисе античной культуры. Важная роль варваров в этом процессе. Преемственность средневековья по отношению к античности.
Марон Г. Тоже про упадок античной цивилизации.
Робертис Ф.
Сигаро В. Аграрная Италия при Траяне.
Форбс Р. Об античной технике.
60. Изучение истории Древнего Рима в отечественной историографии XX в.
Основные тенденции. Октябрьская революция, WWI, подготовка к WWII. Развитие археологии. Антифашизм. Рабство (труды ГАИМК). Против модернизма и циклизма. До 1934 – все либо пишут в стол, либо делают ноги, как Ростовцев и Виппер. После 1934 все либо сотрудничают, либо сидят. После 1953 – новый этап: нет догматизму и культу личности. При этом продолжают не любить евреев (внимание! Не стоит говорить этого на экзамене, т.к. Антисемитские настроения на истфаке все еще сильны. Некоторые также не любят негров, корейцев и манагеров.), вследствие чего А.А. Шифман (который «Ветхий завет и его мир», «Александр Македонский» и т.д.) вынужден печататься под великорусской фамилией Кораблев (см. напр. его книгу про Спартака).
|
|
Христианство. Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Лившиц. Виппер. Ковалев.
Провинции. Мишулин. Машкин. Кудрявцев. Голубцова.
Рабы и с/х. Штаерман. Кузищин. Сергеенко.
Кризис римского полиса. Утченко. Штаерман. Кудрявцев.
Всемирная история. Коллективный обобщающий труд.
Культура Древнего Рима. Кнабе, Гаспаров, Штаерман, Соколов и др.
Уколова. Преемственность средневековья по отношению к античности.
Ковалев С.И. История Рима. Первый марксистский учебник. Очень хороший, сам читал.
Машкин Н.А. Второй марксистский учебник. Хорошие карты. Сам учебник тоже хороший. Папа.
Мишулин А.В. Спартаковское восстание. Преувеличена роль рабов.
Маяк И.Л. Римляне ранней республики. Мама.
Утченко С.Л. Цицерон и его время. / Юлий Цезарь.
Шифман И.Ш. Октавиан Август.
[1] там же. С.2
В переводе с греческого языка «история» - это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России – это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР – до декабря 1991 г. История опирается на факты, получаемые из различных источников. Различают материальные источники или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины. «Отцом истории» считается Геродот. С появлением государства, письменности и распространением христианства возникает летописание, появляется историография, под которой понимают как само описание истории, исторического процесса, так и историю развития самой исторической науки.Во все времена и во всех странах историкам было трудно оставаться на нейтральных, объективных позициях, «над схваткой». Веками историки обслуживали интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, богатых меценатов (покровителей). В XIX-XX вв. в мировой историографии получили отражение три основных концепции – консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии истории или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы исторического познания. Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования как научность, объективность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов. В советской историографии преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил и производственных отношений. В западной историографии весьма популярен цивилизационный подход, в соответствии с которым в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А.Д.Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры». Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности Человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т.д.). В отечественной исторической науке всегда была сильна «государственная школа». Наиболее распространенной является периодизация отечественной истории в соответствии с характером государственного строя. При этом выделяются: догосударственный период (до IX в.); Древняя Русь – раннефеодальное государство (862-1237); русские земли в составе Золотой Орды (1243-1480); Московское царство – сословно-представительная монархия (1480-1700); Российская империя как абсолютная монархия (1700-1860); Российская империя на пути к капитализму и конституционной монархии (1861-1917); Советская Россия – СССР (1917-1991); постсоветская Россия (1991-2002). История России является частью всемирной истории. Главным ее содержанием является история русского народа, исторического бытия, характера, традиций, менталитета (склада ума) русских людей.
|
|