История как наука. Финли М. Древняя экономика. Коренное ее отличие от экономики Нового времени

После WWII.

Финли М. Древняя экономика. Коренное ее отличие от экономики Нового времени.

Николе К.

Уэстерман У. Про рабство. Его малое значение в истории Рима.

Форгт И. Рабство – важная часть античного общества. Все аспекты.

Левек П. Тоже рабство.

Гопкинс К. Гопкинс-Шмопкинс. Более детальный подход к рабству.

Капоцца М. Рабские восстания.

Орена Р. Основная работа по Спартаку.

Альтхайм Ф. О падении Империи и кризисе античной культуры. Важная роль варваров в этом процессе. Преемственность средневековья по отношению к античности.

Марон Г. Тоже про упадок античной цивилизации.

Робертис Ф.

Сигаро В. Аграрная Италия при Траяне.

Форбс Р. Об античной технике.

60. Изучение истории Древнего Рима в отечественной историографии XX в.

Основные тенденции. Октябрьская революция, WWI, подготовка к WWII. Развитие археологии. Антифашизм. Рабство (труды ГАИМК). Против модернизма и циклизма. До 1934 – все либо пишут в стол, либо делают ноги, как Ростовцев и Виппер. После 1934 все либо сотрудничают, либо сидят. После 1953 – новый этап: нет догматизму и культу личности. При этом продолжают не любить евреев (внимание! Не стоит говорить этого на экзамене, т.к. Антисемитские настроения на истфаке все еще сильны. Некоторые также не любят негров, корейцев и манагеров.), вследствие чего А.А. Шифман (который «Ветхий завет и его мир», «Александр Македонский» и т.д.) вынужден печататься под великорусской фамилией Кораблев (см. напр. его книгу про Спартака).

Христианство. Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Лившиц. Виппер. Ковалев.

Провинции. Мишулин. Машкин. Кудрявцев. Голубцова.

Рабы и с/х. Штаерман. Кузищин. Сергеенко.

Кризис римского полиса. Утченко. Штаерман. Кудрявцев.

Всемирная история. Коллективный обобщающий труд.

Культура Древнего Рима. Кнабе, Гаспаров, Штаерман, Соколов и др.

Уколова. Преемственность средневековья по отношению к античности.

Ковалев С.И. История Рима. Первый марксистский учебник. Очень хороший, сам читал.

Машкин Н.А. Второй марксистский учебник. Хорошие карты. Сам учебник тоже хороший. Папа.

Мишулин А.В. Спартаковское восстание. Преувеличена роль рабов.

Маяк И.Л. Римляне ранней республики. Мама.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. / Юлий Цезарь.

Шифман И.Ш. Октавиан Август.


[1] там же. С.2

В переводе с греческого языка «история» - это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России – это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в со­став России до 1917 г., а в состав СССР – до декабря 1991 г. История опирается на факты, получаемые из различных источни­ков. Различают материальные источники или памятники деятельности че­ловека: орудия труда, зда­ния, предметы быта и др. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются ис­точниковеде­ние, а также вспо­могательные исторические дисциплины. «Отцом истории» считается Геродот. С появле­нием государства, письменности и распространением христиан­ства возни­кает летописание, появляется историография, под которой по­нимают как само описание истории, исторического процесса, так и исто­рию развития самой исторической науки.Во все времена и во всех странах историкам было трудно оста­ваться на нейтральных, объективных позициях, «над схваткой». Веками историки обслуживали интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, бо­гатых меценатов (покровителей). В XIX-XX вв. в мировой исто­риографии получили отражение три основных концепции – консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии истории или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы ис­торического познания. Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования как научность, объективность, ис­торизм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявля­ется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов. В советской историографии преобла­дал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сооб­ще­ство на любой территории должно пройти через пять эпох, общест­венно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельче­скую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил и производственных отношений. В западной историографии весьма популярен цивили­зационный под­ход, в соответствии с которым в мировой истории выделя­ется разное коли­чество исторических сообществ. Русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А.Д.Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эк­вивалентных по реализо­вавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры». Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности Человека в специфических условиях (климатических, географических, геопо­литических, историко-культурных и т.д.). В отечественной исторической науке всегда была сильна «госу­дар­ственная школа». Наиболее распространенной является периодизация оте­чественной истории в соответствии с характе­ром государственного строя. При этом выделяются: догосударственный период (до IX в.); Древ­няя Русь – раннефеодальное государство (862-1237); русские земли в со­ставе Золотой Орды (1243-1480); Московское царство – сословно-пред­ста­вительная монархия (1480-1700); Российская империя как абсолют­ная мо­нархия (1700-1860); Российская империя на пути к капитализму и консти­туционной монархии (1861-1917); Советская Россия – СССР (1917-1991); постсоветская Россия (1991-2002). История России является частью всемирной истории. Главным ее содержанием является история русского народа, исторического бытия, ха­рактера, традиций, менталитета (склада ума) русских людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: