Хозяйство

Порядки

Следует отметить, что примерно столетняя история III династии Ура является одним из наиболее документированных периодов древней истории. В разных музеях мира хранится не менее 100 тысяч глиняных табличек тех времен, или же добрая треть всех документов, дошедших до нас от всей трехтысячелетней эпохи клинописи[3]. Правда, сохранились главным хозяйственные документы, поэтому наши знания о тех временах касаются прежде всего порядков, а не политических событий.

Главной чертой хозяйства III династии Ура было огосударствление. Фактически III династия Ура полностью огосударствило ремесло, которое, кроме того, обслуживало самые непосредственные семейные нужды[11], государство полностью контролировало международную торговлю[11], обладало большей частью земли[11], и, соответственно, сельскохозяйственного производства. Такой степени государственного контроля над хозяйством страны Междуречье не знало ни до, ни после. В литературе, особенно советской, III династия Ура часто показывается как образец древневосточной деспотии[12][13], однако в действительности это не образец, а яркое исключение[11][14], ибо в древнем мире никогда больше не использовали как основной метод эксплуатации илотскую работу в государственных хозяйствах за паек[15].

Большая часть земель принадлежала царю. Царское хозяйство поглотило бывшие храмовые земли[7][16], земли бывших правителей, а также все новозавоеванные территории[17]. Царю принадлежало гораздо больше земли, чем общинам. Царские земли делились на три части. Первую, большую, составляли земли, на которых непосредственно велось централизованное хозяйство. Вторая часть земель давалась в использование храмам[18], а третья, самая маленькая, раздавалась в пользование крупнейшим чиновникам, служащим храмов, воинам[17]. Хотя в целом государство пыталось максимально заменить выдачу участков земли натуральными выплатами[11], но земельные владения вельмож были довольно значительны. Например, согласно документам из Лагаша, главному жрецу выделялось 36 гектаров земли, его помощнику 18, заведующему хозяйством 15, в то время как участки мелких землевладельцев обычно составляли 5/6-1,5 гектара[7].

В целом, государственный сектор держался на использовании труда зависимого населения, фактически илотов, и частично наемных рабочих[7]. Рабочих звали гурушами — молодцы, а работниц нгема — рабынями[3]. Все работники были объединены в бригады по виду деятельности — земледельцы, носильщики, пастухи, ремесленники отдельных мастерских. Ремесленники работали в крупных государственных мастерских, например, известна крупная ткацкая мастерская в Уре, где работало 165 женщин[17]. Однако при этом любую бригаду рабочих могли перебросить на другие работы или даже в другой город. Случаи, когда, например, литейщиков или ткачей отправляли разгружать баржи, собирать урожай или даже бурлачить корабли[1], не были редкостью.

Гуруши работали с утра до вечера без выходных, нгема работали так же за исключением месячных. Рабочим выдавали паек — 1,5 литра ячменя[19] на мужчину и 0,75 литров на женщину[20], немного кунжутного масла и шерсти[1], а в некоторых случаях также пиво[21], рыбу, изредка финики, но никогда мясо. Никаких упоминаний о выдаче пайков на детей нет, поэтому их содержание полностью ложилось на плечи родителей, прежде всего матерей. Также нет никаких упоминаний о семьях гурушев и нгема.

Ряды гурушев и нгема пополнялись за счет пленных. Их сначала пригоняли в Ур, а затем распределяли по всей стране[1]. До приписывания к конкретной бригаде, пленных — в основном женщин и детей[22], держали в специальных лагерях. По порядкам эти лагеря были похожи на концентрационные[3], а смертность временами достигала 20 % в месяц и даже больше. Сохранился, например, документ из Уммы с отчетностью о выдаче продовольствия пленницам и их детям в подобном лагере. В нем из 185 человек в месяц умерло 57.

Квалифицированные ремесленники, воины и большая часть чиновников также получали паек, хотя и заметно больше, чем гуруши и нгема — паек выдавался им в расчете на содержание семьи, а не только на собственное прокормление[1]. Привычное для Междуречья выделение земельных участков как источника дохода использовалось значительно реже, чем до и после тех времен, и обычно в отношении лиц, занимавших высокие должности. Рядовым чиновникам участки предоставлялись лишь в исключительных случаях[11], поэтому большинство населения[23] полностью зависели от выдачи пайка из государственных складов [11].

Централизовано было не только земледелие и ремесло, но и скотоводство и торговля. Скот разводили главным образом для жертвоприношений в храмах, и частично на кожу и молоко. Каждый регион должен поочередно поставлять скот в определенный храм. Например, в Ниппур для храма Энлиля сгоняли тысячи голов скота. Фактически эти поставки скота были формой налога. При этом его размер мог зависеть от политических причин. Например все номы государства должны поставлять скот в два главных Урской храмы по месяцу в год, а Лагаш, который, как считалось, провинился сотрудничеством с гутиями, — два месяца. Торговля полностью находилась в руках государства — ею занимались специальные агенты тамкары, которые торговали товарами из государственных складов. В условиях централизованного хозяйства внутренняя торговля пришла в упадок, но зато процветала внешняя.

Продукцию с государственных полей, стад и мастерских свозили на огромные склады и уже оттуда распределяли на места. С одной стороны, это усиливало власть государства и его аппарата, а с другой, делало систему крайне уязвимой к нарушению снабжения. Хотя в целом хозяйство в силу примитивности и централизации было натуральным, но в торговле все больше использовались деньги в виде весового металла, главным образом, серебра[7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: