Список сочинений эпохи Чжоу

Чжаньго

Чунцю

Восточное Чжоу

Западное Чжоу

Западное и восточное Чжоу

Датировка начала династии Чжоу остаётся предметом дискуссий, годом установления власти в Китае и победы над династией Шан традиционно считается 1122 до н. э., критики указывают на 1027 до н. э., существуют и другие концепции.

История и жизнь Западного Чжоу известна по классическим трактатам «Чжоули» — Чжоуские ритуалы, «Шуцзин» — Книга Истории, «Шицзин» — Книга Песен, «Ицзин» — гадательная Книга Перемен, дополнительно имеются многочисленные надписи на бронзовых сосудах.

Поначалу семейство Цзи осуществляло достаточно крепкий контроль над всей страной. В 771 до н. э., после того как Ю-ван устранил свою жену, заменив её наложницей, столица была занята войсками отца свергнутой царицы, который заключил союз с кочевниками. Новым царём был провозглашён сын царицы, и его признали гуны Чжэн, Лу и Цинь и хоу Шэнь — отец бывшей старшей жены. Столица была перенесена в Лоян.

Это событие, связанное с ослаблением центральной власти и перенесением столицы с запада на восток, для историков знаменует переход от периода Западного Чжоу (кит. упр. 西周, пиньинь: Xī Zhōu) к периоду Восточного Чжоу (кит. трад. 東周, упр. 东周, пиньинь: Dōng Zhōu).

Стабильная хронология начинается с 841 до н. э., с этой даты история достаточно аккуратно прослеживается в Исторических записках (Шицзи) Сыма Цяня и других летописях.

Перенос столицы (формально по соображениям безопасности от жунов) был предпринят удельными князьями, утвердившими Пин-вана на царствование после свержения Ю-вана. При этом значение дома Чжоу резко упало, получив ограниченный удел, дом Чжоу, по сути дела, превратился в такое же удельное княжество, а ван стал «первым среди равных». Тем не менее главенство вана сохранялось.

Период Восточного Чжоу с 722 до н. э. по 481 до н. э называется Период Весны и Осени (Чуньцю) — по названию известной исторической летописи.

Более детально события этого периода изложены в хронике «Цзочжуань», которая является комментарием на скупую хронику «Чуньцю». В этот период с центром (Чжоу) взаимодействовали вассальные царства Цай, Чэнь, Чу, Хуа, Цзинь, Лу, Ци, Цинь, Шу, Сун, Вэй, У, Янь, Юэ, Чжэн.

Наибольшее значение приобрели царства Цзинь, Чу, Ци и Цинь, а также царство Чжэн, которые активно вмешивались в дела центрального двора и нередко определяли политику.

Среди удельных князей в это время стали выделяться гегемоны, которые потом формально утверждались ваном. Гегемоны нередко обладали большей властью и влиянием, чем чжоуский ван.

Следующий период называется Период Сражающихся царств — с 480 до н. э. по 221 до н. э. по другому хронологическому сочинению. Период Сражающихся царств длится 34 года уже после падения Восточного Чжоу в 256 году до н. э. Этот период описан в первую очередь в поздней хронике «Стратегии Сражающихся царств» (кит. упр. 戰國策/战国策, пиньинь: Zhàn Guó Cè, палл.: Чжаньгоцэ, буквально: «Стратегии Сражающихся царств»). В начале этого периода могущественное царство Цзинь в 403 распалось на три части — Хань, Чжао и Вэй. В дальнейшем история периода характеризуется как противодействие царств Чу, Хань, Ци, Цинь, Шу, Сун, Вэй, Янь, Юэ, Чжао. Многие правители этих царств получили титул вана (императора), ван царства Чжоу практически полностью утратил власть и влияние. В результате длительной борьбы за гегемонию император Цинь Шихуан смог объединить Китай и основал новую династию Цинь.

В этот период созданы произведения, не только заложившие основу китайской цивилизации, но и оказавшие свое влияние на развитие всего человечества. Наиболее значимы следующие сочинения:

Ши-Цзин. Книга песен и гимнов.

Шуцзин. Книга историй.

Шаншу. Книга преданий.

Чуньцю (хроника). Весны и осени.

Цзочжуань. Комментарии Цзо.

Го юй. Речи царств.

Чжаньго цэ. Планы сражающихся царств.

И-цзин. Книга перемен.

Лунь Юй. Суждения и беседы.

Мэн-цзы.

Даодэцзин. Канон Пути и Благодати.

Чжуан-цзы.

Мо-цзы.

Сюнь-цзы.

Хань Фэйцзы.

В Шанхайском музее хранится большая коллекция находок и реликвий, связанных с династией Чжоу. Особое значение имеют бронзовые ритуальные сосуды, количество которых отображало иерархический статус их обладателя. Создание таких сосудов являлось делом государственной важности и требовало сложной экономической и дизайнерской планировки.

40. Реформы Шан-Яна. Империя Цинь.

Реформы Шан-Яна, хотя они и вводились постепенно, а не сразу, вызывали недовольство в разных слоях населения, которое не могло сразу оценить их значения. Поэтому Шан-Ян установил строжайший контроль над всеми недовольными.

Было приказано, чтобы тот, кто не сообщает о преступниках, наказывался четвертованием. «Тот же, кто сообщает о преступлениях, награждается одинаково с теми, кто убивает врага в сражении». Результаты реформ Шан-Яна сказались не сразу. Как говорит Сыма-цянь, «После десятилетнего применения циньский народ переживал большую радость. На дорогах никто не присваивал потерянное. В горах не было разбойников. Каждая семья имела в достатке средства существования. Народ храбро шел воевать за общественное благо и избегал борьбы в личных интересах. В городах и селах полный порядок. Те, кто раньше порицали новые законы, теперь заявляли об их пользе».

Могущество Цинь было настолько велико, что все другие царства вынуждены были с ним считаться. Наконец, после смерти последнего царя династии Чжоу в 256 году цинь-ский царь Чжао-сян перенес свою резиденцию в столицу Чжоу-ского государства и формально стал царем всего Китая. С этого года по 206 год правила династия Цинь.

Наиболее значительным из царей этой династии надо признать Чжена, ставшего царем в 246 году.

Он повел планомерные походы против других областей, не останавливаясь перед подкупами военачальников неприятеля» внося разными способами раздоры среди враждебных областей. В течение двадцати пяти лет ему удалось завоевать все области Китая, став единовластным правителем обширного государства.

Реформы Шан Яна (1) знаменовали собой переворот в аграрных отношениях древнего Китая. Они ввели частное владение землей, ее свободную куплю-продажу, что повлекло за собой неограниченный рост поместий; они установили новое деление населения по территориальному признаку с новым земельным налогом, с обязательным дроблением семей, что ускоряло распад общины; они узаконили отдачу в рабство за провинности целыми семьями, что открыло для Китая новый источник пополнения рабочей силы за счет осуждения свободных земледельцев. «Двадцать пять династических историй», т. I, Шанхай, 1935.

...На двенадцатом году правления Циньского князя Сяо (2) (350 г. до н. э.)... соединили все мелкие деревни в большие уезды. Во главе каждого уезда был поставлен начальник. Всего сорок один уезд. В полях отменили старые межи...

...Был определен указ для проведения реформ:

«Приказываю народу селиться по пять и по десять семей, которые будут связаны друг с другом круговой порукой. В случае суда все они будут привлекаться как соучастники. Того, кто не донесет о нарушении закона, рубить пополам. Того, кто донесет о преступлении, наградить наравне с воином, принесшим голову врага. Скрывающего преступника казнить наравне с перешедшим к врагу. Если в семье имеется двое и более мужчин и они не разделили между собой хозяйство, то с каждого брать двойной налог. Каждый имеющий военные заслуги получает соответствующий им титул. Драки за личные интересы наказывать согласно тяжести совершенного преступления... Те, кто, занимаясь земледелием и ткачеством, получают больше проса и шелка, освобождаются от повинностей; те, кто не получают выгоды и беднеют от лени, отдаются в рабы вместе с женами и детьми. Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати. Установить ясное различие между знатными и низкими в титулах и рангах и соответственно с ним различие семей: по количеству поля, домов, слуг, служанок и по одежде.

Имеющим заслуги оказывать почести, не имеющим заслуг, даже при богатстве, нельзя разрешать роскошь».

Приказ уже был готов, но его не объявили из боязни, что народ ему не поверит. Тогда у южных ворот столицы поставили бревно в три сажени и стали призывать народ, обещая дать десять золотых тому, кто сможет его перенести к южным воротам. Народ дивился, но никто не брался перенести. За перенос бревна пообещали пятьдесят золотых. Один человек нашелся, и как только он перенес, ему сразу выдали пятьдесят золотых, чтобы было ясно, что его не обманывают. Тогда объявили указ, и он был проведен в народе...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: