Теория стоимости

Метод изучения

Предмет изучения

В предыдущей теме уже отмечалось, что авторы первого этапа «маржинальной революции», в отличие от классиков, приоритет­ной в экономике считали не сферу производства, а потребления. Исходя из этого можно утверждать о тенденциозности предмета изучения политической экономии в видении как классиков, так и субъективистов, включая К.Менгера.

Вместе с тем одним из достоинств в творчестве лидера австрий­ской школы, в том числе в части поиска новых аспектов в пред­мете изучения экономической науки, явилось углубленное иссле­дование экономических проблем на уровне отдельных хозяйству­ющих субъектов. Правда, следует признать, что достоинства менгеровского анализа на уровне индивида и микроуровне, несомненно имеющие место в «Основаниях», не нашли, к сожалению, долж­ного признания не только при жизни, но и почти треть века пос­ле кончины К.Менгера. Во всяком случае, на английский язык, считающийся в экономической науке международным, знамени­тые «Основания» были переведены лишь через 80 лет после их написания3.

В отличие от методологии У.Джевонса и Л.Вальраса менгеровская методология исследования сохранила отдельные ключевые по­зиции методологии «классиков». Это, во-первых, отсутствие в эко­номическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций. Во-вторых, использование принципа исходной (ба­зовой) категории, которой считается стоимость (ценность) с той только разницей, что последняя, по Менгеру, должна оп­ределяться хотя и по каузальному принципу, но не в связи с измерением издержек производства (или затрат труда), а в свя­зи с субъективной характеристикой — предельной полезностью. И в-третьих, вновь в отличие от «классиков» К.Менгер считает первичной не сферу производства, а сферу обращения, т.е. потребление, спрос.

Главным элементом в методологическом инструментарии К.Менгера является микроэкономический анализ или индивидуализм, позво­ливший, с одной стороны, противопоставить учению «классиков» об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (по терминологии К.Менгера — «хозяй­ство Робинзона»), но, с другой — увлечься предвзятым положе­нием о том, что якобы выявить и решить экономические пробле­мы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленно­го относительной редкостью благ человеческого эгоизма4.

Однако внешняя схожесть менгеровской терминологии с «клас­сической», склонность к рассмотрению «причинной связи и зако­нов» направили научные поиски К.Менгера совершенно не по проторенному пути, что видно из проблематики уже самой пер­вой главы «Оснований», где речь идет о делении экономических благ на порядки и обосновывается принцип комплементарности (дополня­емости) производительных благ.

Кроме того, по Менгеру, непосредственное удовлетворение по­требностей человека обеспечивает распоряжение благом первого по­рядка, а обладание благами второго, третьего и более отдаленного порядков требует, чтобы их «опосредованным образом» можно было бы «применить к удовлетворению наших потребностей»5.

Наконец, с точки зрения методологии небезынтересен взгляд К.Менгера на то, что является «критерием экономического харак­тера благ». Этим критерием, пишет он, не может быть «затраченный на благо труд», так как «его нужно искать исключительно в отношении между надобностью в благах и количеством благ, до­ступным распоряжению»6.

В третьей главе «Оснований», разрабатывая теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью, К.Менгер как бы заново открыл «законы Госсена». Он убежден, что ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетво­рения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость их наличия в своем распоряжении; соответственно не имеют для че­ловека никакой ценности, в том числе потребительной, только не­экономические блага7.

В итоге возникает менгеровская субъективистская трактовка ценности, ставшая впоследствии общей исходной позицией «ав­стрийской школы», а именно: «Ценность— это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоря­жении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэто­му вне их сознания не существует»8 (курсив мой. — Я.Я.).Но какова мера ценности, если она не существует вне сознания? Ответ К.Менгера лаконичен: «Ценность субъективна не только по своему суще­ству, но и по своей мере»9 (курсив мой. — Я.Я.).

Таким образом, автор «Оснований» посягнул на святая свя­тых классической политической экономии — трудовую теорию стоимости10.

Между тем предложенная К.Менгером и поддержанная его учениками теория стоимости (ценности) также, как и аналогич­ная теория «классиков», представляет собой тупиковый вариант определения истинной цены товаров (благ). Ведь фактически по данной теории «австрийской школы», получившей название «те­ории вменения», предполагается, что доля стоимости (ценности) блага «первого порядка» вменяется благам «последующих поряд­ков», использованных при его изготовлении. В основе этой версии лежит тезис автора «Оснований», в соответствии с которым «при всех условиях ценность благ высшего порядка определяется предпо­лагаемой ценностью благ низшего порядка, на производство которых они предназначаются или предположительно предназначаются людьми» (курсив мой. — Я.Я.)11. Другими словами, менгеровская «предполагаемая ценность продукта» является «принципом» опре­деления величины ценности «благ высшего порядка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: