Концепция предельных издержек производства и репрезентативной фирмы

Теория процентной ставки

Теория доходов

Процент на капитал, по Маршаллу, проявляет себя как «воз­награждение» тому, кто, обладая материальными ресурсами, ожи­дает «будущего удовлетворения» от них, равно как заработную плату, на его взгляд, следует считать «вознаграждением за труд»9. Он решительно не согласен с тем, «что стоимость вещи зависит просто от количества затраченного на ее изготовление труда. Вся­кая попытка отстаивать указанную посылку, — продолжает уче­ный, — по необходимости молча подразумевала, что оказываемые капиталом услуги являются «даровым» благом, предоставляемым без всяких жертв, и поэтому не нуждающимися в вознаграждении в качестве стимула для дальнейшего его функционирования; это именно тот вывод, который названная посылка стремится доказать»10.

Актуальна и весьма важная теория автора «Принципов» об уровне процентной ставки. На его взгляд, «хотя с возрастанием масшта­бов распоряжения человека природными ресурсами он может про­должать делать большие накопления даже при низкой процентной ставке, все же, пока натура человеческая.сохраняет свои извеч­ные свойства, каждое сокращение процентной ставки способно побуждать многих людей сберегать меньше, а не больше, чем в противном случае»11. А ведь это положение — одно из тех немно­гих, которое впоследствии его ученик Дж.М.Кейнс взял «на во­оружение» в своей концепции макроисследования и государствен­ного регулирования экономики.

Концепция «эластичности спроса»

В развитие теории «цены спроса» А.Маршалл выдвинул концеп­цию об «эластичности спроса». Последняя характеризуется им как показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Он выя­вил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления и уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости, но не признал подобное почему-то отно­сительно предметов роскоши. Но, по Маршаллу, существует осо­бая взаимосвязь во влиянии спроса и предложения на уровень рыночной цены в зависимости от анализируемого периода време­ни. Рассматривая эту взаимосвязь «как общее правило», суть его он поясняет так: «Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость (цену. — Я.Я.), а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретет влияние издержек производства (предложе­ния. — Я.Я.) на стоимость»12.

Исследования в рамках теории «предельных издержек производ­ства» позволили А.Маршаллу выявить закономерности изменения удельных издержек производства при увеличении объемов произ­водства на предприятии. Это очевидно из главы 13 тома 1 «Прин­ципов», в которой лидер «кембриджской школы» обращается к про­блематике возрастания и убывания отдачи от производства при расширении его масштабов. Он, в частности, отмечает, что, как правило, крупный масштаб производства в конкурентной экономи­ке обеспечивает предприятию (фирме) снижение цены товарной про­дукции и соответственно преимущество перед конкурентами (бла­годаря постоянно возрастающей экономии от умения работать и от применения специализированных машин и всякого рода обо­рудования) и что главную выгоду от такой экономии извлекает все же общество.

Затем, чтобы выявить причины подобного рода феномена, в исследование вводится понятие «репрезентативная фирма» как разновидность средней фирмы. Размер последней, на его взгляд, обычно увеличивается с возрастанием совокупного объема произ­водства какого-либо товара, приводя к получению ею и внутрен­ней и внешней выгоды, обусловленной меньшими, чем прежде, затратами труда и других издержек в процессе производства.

Отсюда ученый приходит к выводу о действии двух экономичес­ких законов: возрастающей отдачи и постоянной отдачи. В соответ­ствии с первым «увеличение объема затрат труда и капитала обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что по­вышает эффективность использования труда и капитала... дает про­порционально более высокую отдачу... По второму закону «увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорцио­нальному увеличению объема продукции». Причем по убеждению исследователя, «в реальной действительности эти две тенденции возрастания и сокращения отдачи постоянно противодействуют друг другу»13.

Как видим, по мысли А.Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижают­ся, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные мето­дические решения проблемы оптимизации производства и разме­ров предприятий. С другой стороны, подразделяя издержки про­изводства на постоянные и переменные, А.Маршалл убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки стано­вятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждаю­щий фирму покинуть рынок, — это превышение ее издержек над уровнем рыночной цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: