Пражский лингвистический кружок

Копенгагенская школа глоссематики

Глоссематика – датское ответвление структурализма. Название появилось в 1936 г и восходит к греческому слову glossa «язык». Данное название призвано подчеркнуть принципиально новый подход к языку, в отличие от традиционного языкознания, которое, по мнению датских структуралистов, страдает субъективизмом и не может претендовать на научность. Разработана в 30-50 гг 20в.

Копенгагенский лингвистический кружок оформился после Пражского, в 1938г. У его истогов стоят Виго Брёндаль (1887-1942), Ханс Ульдалль (1907-1957) и Луи Ельмслев

Для Г. характерна методология неопозитивизма (одного из направлений в западной философии 20в), который последовательно отрицает реальное существование предметов материальной действительности, объявляя эти предметы пучками пересечений их взаимных зависимостей – функций.

Основные положения теории глоссематики.

Общие критерии новой теории язык Е. изложил в разделах 1-9 своих «Пролегоменов к теории языка».

Упрек в адрес традиционной лингвистики: она трансцендентна, т.к. сосредотачивает внимание на явлениях находящихся за пределами языка, а подлинно научное языкознание имманентно, т.е. занимается изучением внутренне присущих языку свойств. Лингвистическая теория должна искать постоянное, не связанное с какой-либо внеязыковой «реальностью», то постоянное, что делает язык языком. Цель лингвистической деятельности: подтвердить на благоприятном объекте (язык) тезис: существует система, лежащая в основе процесса, т.е. постоянное, лежащее в основе изменений. Способность лингвистической теории описать нечто постоянное – эмпирический принцип «описание должно быть свободным от противоречий, исчерпывающим и предельно простым. Требование непротиворечивости предшествует требованию исчерпывающего объяснения, которое предшествует требованию простоты. Требование непротиворечивости проверяется в самой теории, т.к. в математике нет противоречивых теорем. Требование исчерпывающего описания: «описание конкретного предмета является полным, если оно проводится до тех пор, пока не обнаружится никакого остатка, т.е. пока весь предмет не сведен к структуре рассматриваемого типа (У.). Тип – некое общее понятие для всех отдельных проявлений одного и того же явления. Требование простоты: «описание является простым, если оно, оставаясь последовательным и полным, раскрывает предмет как нечто состоящее из возможно меньшего числа единиц, представляющих собой конечный результат исследования» (У.) → У.: «построение аппарата описания сопровождается борьбой 2 противоречивых стремлений:

1) желанием сделать алгебру возможно более общей, приложимой к более широкому многообразию конкретных описаний, что означает увеличение ее различительной силы и ее сложности;

2) стремлением обеспечить наибольшую возможную простоту конкретных описаний.»

Из простоты могут выведены все остальные научные идеалы: объективность, последовательность, полнота. Кроме эмпирического принципа.

Традиционная лингвистика в образовании понятий шла от простого к сложному (была индуктивной); Г. идет от общего к частному, т.е. является дедуктивной. Е. определил метод своей лингвистической теории как эмпирический и дедуктивный. Е. считает свою теорию теорией метода исследования, цель: создать процедурный метод, с помощью которого можно понять данный текст, применяя непротиворечивое и исчерпывающее описание», эта теория должна быть полезна для описания и предсказания любого возможного текста на любом языке», т.е. Е. придавал универсальный характер своей теории.

одно из основных направлений структурной лингвистики. создан в 1926, организационно распался в начале 50‑х гг.). Творческий расцвет относится к 30‑м гг. В. Матезиус (организатор и глава кружка). Их основная идея — представление о языке как о функциональной системе, т. е. как о «системе средств выражения, служащей какой-то определённой цели». Развивая идею системной организации языка, П. л. ш. отвергла взгляд Соссюра о непреодолимости преград между синхронией и диахронией, настаивая на системном подходе к эволюции языка, с одной стороны, и на динамической концепции языка, рассматриваемого в синхронном аспекте, — с другой. С наибольшей полнотой и последовательностью структурно-функциональная концепция П. л. ш. воплощена в исследованиях звуковой стороны языка; пражцы обосновали новый раздел науки о языке — фонологию, сыгравшую первостепенную роль в развитии структурной лингвистики. Центральное место в фонологической концепции П. л. ш. занимает понятие оппозиции, предполагающее разложимость членов оппозиции на частью общие («основание для сравнения»), частью различные элементы. С данной концепцией оппозиции связано понимание фонемы как определённой совокупности «дифференциальных признаков», т. е. тех свойств фонетической субстанции, которые отличают противопоставленные фонемы друг от друга. Принципиальное обращение к фонетическим признакам (явившееся, между прочим, выражением непризнания пражцами ведущей роли дистрибуции при определении языковых единиц) — отличительная черта пражской фонологической концепции, противопоставляющая её «чистому дистрибуционализму» дескриптивистов и особенно глоссематиков, считавших, что «субстанциональные» свойства не могут быть непосредственным предметом исследования структурной лингвистики.

Понятия и методы, разработанные на фонологическом материале, были применены в работах представителей П. л. ш. к другим областям лингвистического исследования. В работах Якобсона о грамматических оппозициях была поставлена задача поисков единого семантического инварианта каждого из членов морфологической категории, обосновывался тезис о непременной бинарности лингвистических (в т. ч. грамматических) оппозиций, выдвигалась идея неравноправности членов морфологической корреляции (связанная с соответствующими наблюдениями русских грамматистов и с идеей Трубецкого о неравноправности членов фонологической корреляции). Наиболее существенным вкладом П. л. ш. в синтаксис явилось учение Матезиуса об актуальном членении предложения, в основе которого лежит мысль о принципиальном различии между двумя возможными способами анализа предложения: формальным членением, выделяющим подлежащее и сказуемое и раскрывающим грамматическую структуру предложения, и членением на «тему» и «рему», выявляющим его «функциональную перспективу». П. л. ш. выдвинула как одну из основных проблем изучения вопросы, связанные с отношением между языком и действительностью, а также между языком и окружающими его структурами. В рамках П. л. ш. возникла теория «функциональной диалектологии», были выдвинуты понятия «специальный язык» и «функциональный стиль»: специальный язык определяется общей целью нормализованной совокупности языковых средств, а функциональный стиль — конкретной целью данной языковой манифестации. Деятельность П. л. ш. сыграла важную роль в истории языкознания. Она оказала и продолжает оказывать существенное влияние на развитие мировой лингвистики. Основные идеи П. л. ш. не утратили актуальности и в настоящее время. Общим достоянием лингвистической науки стало, в частности, признание лингвистической значимости элементарных фонологических признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: