double arrow

Ракеты Зевса и Индры

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

И именно тогда Крылатый Диск стал эмблемой Гора‑побе дителя.

Это была первая битва, в которой участвовали смертные люди.

Тогда враги спустились в воду и обратились в крокоди лов и гиппопотамов.

И Гор Бехдетский плыл в своей ла дье. Тогда крокодилы и гиппопотамы вышли и открыли свои пасти, чтобы наброситься на ладью Ра‑Хорахте… А Гор Бехдетский пришёл со своими спутниками, которые следовали за ним как гарпунщики, с гарпунами и верёвками в руках.

Они поразили крокодилов и гиппопотамов и захвати ли сразу 651 врага.

И Ра, Сокол горизонта, обратился к Гору, Крылатому Измерителю: «Пусть славится это место, где в южных землях одержал ты победу».

Уничтожив своих врагов в небе, на земле и в воде, Гор, казалось, одержал полную и окончательную победу. Тот произносит хвалебную речь, славя триумфатора.

И Тот после того, как он увидел, что враги повержены на землю, воскликнул: «Радуйтесь, о вы, боги неба! Радуй тесь, о вы, боги земли! Божественный юноша вернулся в мире. Он совершил чудеса!..»

Тогда Гор Бехдетский принял образ Крылатого Солнца и встал на носу ладьи Ра, взял с собой Нехбет и Уаджит как двух уреев…

Гор Бехдетский следовал за ними в этой ладье Ра с гар пуном и верёвкой в руках…

Бог Тот возвестил, что Гор «вернулся в мире», но до мира на этой земле было ещё далеко. Двинувшись глубже на север, боги увидели войско «к юго‑востоку от Фив на расстоянии двух итеру. Тогда Ра сказал Тоту: «Эти враги – да уничтожит он их! Тогда Гор Бехдетский причинил им великое избиение».

При поддержке армии вооружённых и обученных им людей Гор снова одержал победу, и Тот продолжал давать названия местам, где выигрывались сражения.

Пока Гор в первой воздушной битве над Сиеной (Асуаном) поражал врагов, преградивших путь из Нубии в Египет, его армия одержала победы на земле и на воде, захватив излучину Нила от Фив до Дендер. Именно там в будущем появятся великие храмы и столицы. Теперь дорога в сердце Египта была свободна.

Несколько дней боги шли на север – Гор обозревал окрестности сверху, из Крылатого Диска, Ра со своими спутниками плыл по Нилу, а Железные Люди охраняли фланги, продвигаясь по обоим берегам реки. Время от времени возникали короткие, но яростные стычки с врагами. Названия мест, прочно закрепившиеся в древнеегипетской географии, указывают, что боги достигли области озёр, которые в древности цепочкой тянулись от Красного до Средиземного моря (некоторые из них сохранились до сих пор).

И вот враги побежали пред ним, обратив свои лица к Нижнему Египту, от Озера до берега моря, ибо их сердца обмирали (от страха пред ним).

Гор Бехдетский следовал за ними в ладье Ра, с Божест– венным Железом в руке его и его спутников.

Однако попытка окружить врагов и взять их в плен не удалась: «Он провёл четыре дня и четыре ночи, плывя за ними, и они не видели ни одного из этих врагов». Тогда Ра посоветовал Гору вновь подняться в небо на Крылатом Диске, и на этот раз Гор увидел бегущих врагов. «И он метнул в них своё копьё и опрокинул их. Он произвёл великое избиение среди них и привёл 142 врага к ладье Ра…», где они были немедленно казнены.

Далее повествование продолжает изображение на другой панели храма в Эдфу – это новая глава в истории Войны Богов. Враги, которым удалось бежать, двинулись дальше на север. Они…

…поплыли пред ним, обратив свои лица к Озеру, чтобы достигнуть моря, направляясь к северу, ибо (страх посе лился) в их сердцах. И они бежали и обратились вспять из воды, и направились к водам западного Мерет. Они достигли вод нома Мерет и той банды Сета, которая (находилась) в этом городе.

Эти строки несут не только географическую информацию; здесь впервые называются анонимные «враги» Гора. Конфликт переместился в район цепочки озёр, которых в древности было гораздо больше и которые отделяли Египет от Синайского полуострова. К востоку от этой водной преграды лежали владения Сета, давнего врага Гора и убийцы его отца Осириса. Именно Сет, как теперь выясняется, был тем врагом, против которого сражалось войско Гора, наступавшее с юга. И теперь Гор достиг Гранины, отделяющей Египет от Земли Сета.

Затем в войне наступило затишье, во время которого Гор подтянул в район боевых действий свою армию Железных Людей; сюда же прибыл Ра в своей Небесной Ладье. Враги тоже перегруппировались, снова переправились через озеро, и началось решающее сражение. На этот раз был пленён и казнён 381 враг (в тексте не приводятся цифры потерь войска Гора), и в пылу погони Гор пересёк озеро, вторгшись на территорию Сета.

По свидетельству надписей в храме Эдфу именно после этого Сет пришёл в такую ярость, что сам стал биться с Го‑ром – поединки между богами проходили на земле и в воздухе. Сохранилось несколько версий описания этих единоборств. В настоящий момент наибольший интерес для нас представляет один аспект, на который обращает внимание Уоллис Бадж в своей книге «The Gods of the Egyptians»: в войне богов, в которой впервые принимали участие люди, Гор сумел одержать победу только благодаря тому, что вооружил армию смертных Божественным Железом. «Совершенно очевидно, – пишет Бадж, – что своим успехом он обязан в основном превосходству оружия, которым был вооружён он сам и его воины, а также материала, из которого это оружие было изготовлено».

Именно так, по свидетельству египетских источников, человек впервые поднял меч на человека.

Когда сражение закончилось, Ра выразил удовлетворение действиями «этих Людей Железных Гора» и провозгласил, что с этого дня они «будут жить в святилищах», и им будут подносить дары «в награду, ибо убили они врагов Гора». Они поселились в Эдфу, столице Гора в Верхнем Египте, и в Фисе (Танис по‑гречески, или библейский Цоан), который стал его столицей в Нижнем Египте. Со временем они начали выполнять не только обязанности воинов и стали именоваться Шамсу‑Гор («Помощниками Гора»), взяв на себя роль смертных помощников и посланников бога.

Учёным удалось доказать, что надпись в храме Эдфу – это копия текста, известного египетским писцам из более древних источников; однако никто не может сказать, когда и кем был написан оригинальный текст. Специалисты, изучавшие надпись, пришли к выводу, что точные географические и другие данные свидетельствуют (словами Э. А. Уол‑лиса Баджа), «что мы имеем дело не только с мифологическими событиями; почти не подлежит сомнению, что в основе рассказа об успешном наступлении, приписываемом Гору‑Бехутету (Гору из Эдфу), лежат подвиги реальной личности, победоносного захватчика, обосновавшегося в Эдфу в глубокой древности».

Подобно всем историческим текстам Древнего Египта, надпись в храме Эдфу начинается с даты: «В году 363». Эти даты указывают на год правления фараона, в царствование которого произошли описываемые события: у каждого фараона был первый год, второй, третий и так далее. Однако в данном тексте речь идёт не о деяниях земного царя, а о войне между богами. Таким образом, надпись на стенах храма рассказывает о событиях, которые имели место «в году 363» правления богов, и переносит нас в незапамятные времена, когда Египтом правили боги, а не люди.

В том, что такие времена действительно были, египетские мифы не оставляют никаких сомнений. Греческий историк Геродот (живший в пятом веке до нашей эры) во время своего продолжительного путешествия по Египту собрал у местных жрецов многочисленные сведения о царских династиях и деяниях фараонов. «Мин, первый египетский царь, по словам жрецов, возвёл защитную плотину у Мемфиса», – писал он в своём труде. На осушенных землях фараон построил Мемфис. «И в городе царь воздвиг большое и весьма достопримечательное святилище Гефеста».

За Мином следовало 330 других царей, имена которых жрецы перечислили мне по своей книге. В течение стольких людских поколений среди этих царей были эфиопы и одна женщина‑египтянка. Все остальные были мужчины и египтяне.

Затем жрецы показали Геродоту ряды статуй, изображавших фараонов, и рассказали некоторые подробности их царствования. «Так вот, такими и были все эти люди, статуи которых там стояли, а вовсе не богами», – замечает Геродот и добавляет:

Правда, до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, и один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса, которого эллины зовут Аполлоном. Низложив Тифона, он стал подлинным царём‑богом в Египте.

Иудейский историк Иосиф Флавий в своей книге «Против Апиона» в качестве одного из своих источников по истории Египта цитирует египетского жреца по имени Мане‑фон. Сам его труд так и не был найден, но всякие сомнения в его реальности исчезли, когда выяснилось, что он послужил основой для исследований нескольких греческих историков живших после Флавия. В настоящее время достоверно известно, что Манефон (иероглифы, составляющие его имя, переводятся как «Дар Тота») действительно был верховным жрецом и выдающимся учёным и что приблизительно в 270 году до нашей эры по поручению царя Птолемея Филадельфийского он составил многотомную историю Египта. Оригинал рукописи хранился в великой Александрийской библиотеке и сгорел вместе с другими бесценными документами, когда в 642 году нашей эры захватившие город мусульмане подожгли хранилище библиотеки.

Манефон первым из известных нам историков разделил правителей Египта на династии – практика, сохранившаяся до наших дней. Его так называемый «Царский список» дошёл до нас в основном в трудах Юлия Африкана и Евсевия Кесарийского (третий и четвёртый век нашей эры). Эти и другие версии «Царского списка», основанные на исследовании Манефона, единодушны в том, что первым правителем первой династии фараонов был Мин (по‑гречески Менее) – тот самый царь, о котором писал Геродот, основываясь на собственных источниках.

Этот факт подтверждают находки современных археологов, такие как табличка из Абидоса (рис. 7), на которой фараон Сети I и его сын Рамсес II приказали перечислить имена семидесяти пяти своих предшественников. Первым в этом списке стоит Мин.

Если Геродот не ошибался в своём описании династий египетских фараонов, то не могло ли соответствовать действительности его утверждение, что до смертных правителей «в Египте царствовали боги»?

В этом вопросе мнения Манефона и Геродота также совпадают. Династиям фараонов, писал Манефон, предшествовали четыре других династии – две богов, одна полубогов и одна переходная династия. Сначала Египтом правили семь великих богов – в общей сложности правление составило 12 300 лет:

Птах правил 9000 лет

Pa правил 1000 лет

Шу правил 700 лет

Геб правил 500 лет

Осирис правил 450 лет

Сет правил 350 лет

Гор правил 300 лет

Семь богов правили 12300 лет

Рис. 7

Вторая династия богов, писал Манефон, состояла из двенадцати божественных правителей, первым из которых был бог Тот; они правили на протяжении 1570 лет. В общей сложности, утверждал он, девятнадцать богов правили 13 870 лет. Далее следовала династия тридцати полубогов, правивших 3650 лет; всего же сорок девять богов и полубогов правили 17 520 лет. Далее на протяжении 350 лет в Египте не было правителя; в этот период хаоса в Фисе сменилось десять смертных правителей. И только потом Мин основал первую династию фараонов и построил новую столицу, посвящённую богу Птаху – Гефесту у Геродота.

Полтора столетия археологических открытий и расшифровки иероглифического письма убедили учёных, что первая династия фараонов возникла в Египте примерно в 3100 году до н. э. и её первым представителем был царь, иероглиф имени которого читается как «Мин». Он объединил Нижний и Верхний Египет и перенёс столицу в новый город под названием Мен‑Нефер (Краса Мина) – Мемфис по‑гречески. И он действительно взошёл на престол объединённого Египта после периода хаоса и раздроблённости, что совпадает с утверждением Манефона. В надписи на артефакте, известном как «камень из Палермо», приводится по меньшей мере девять имён древних царей, правивших до Менеса и носивших только Красную Корону Нижнего Египта.

Археологи нашли гробницы и разнообразные артефакты, принадлежавшие древним царям, носившим такие имена, как Скорпион, Ка, Зесер, Нармер и Сма. Известный египтолог сэр Флиндерс Петри в своей книге «The Royal Tombs of the First Dynasty» и других работах утверждает, что эти имена соответствуют именам десяти смертных царей из списка Манефона, которые правили в Танисе в эпоху хаоса и раздроблённости. Петри предложил назвать эту предшествовавшую Первой династии группу царей «нулевой династией».

Один из важных исторических документов, связанных с династиями правителей Египта, так называемый Туринский папирус, начинается Списком царей из династии богов, в котором присутствуют имена Ра, Геба, Осириса, Сета и Гора, затем Тота, Маат и других, причём Гор правил на протяжении 300 лет – что в точности совпадает с утверждением Манефона. На этом папирусе, датированном эпохой Рамсеса II, после божественных правителей перечисляются имена тридцати восьми правивших Египтом полубогов: «девятнадцати Владык Белой стены и девятнадцати Старейшин Севера». Между ними и Менесом, говорится в Туринском папирусе, правили смертные цари, которым покровительствовал Гор и которые носили титул Шамсу‑Гор!

В 1843 году куратор Отдела египетских древностей Британского музея доктор Сэмюэл Бирч в своём докладе перед Королевским историческим обществом в Лондоне объявил, что, по его подсчётам, в папирусе и его фрагментах в общей сложности встречается 330 имён царей – число, в точности совпадающее с тем, которое указано у Геродота.

Несмотря на имеющиеся разногласия относительно деталей, современные египтологи признают, что археологические находки подтверждают сведения, сообщённые историками древности. Династии фараонов действительно начинаются с Менеса, предшественниками которого были примерно десять царей, правивших в эпоху раздроблённости и упадка; ещё раньше Египет был единой страной и во главе её в разные периоды стояли не кто иные, как Гор, Осирис и т. д. Тем не менее некоторые учёные отказываются признавать в этих древних правителях «богов» и утверждают, что они были просто «обожествлёнными» людьми.

Попробуем прояснить этот вопрос и начнём с того самого места, которое Менее выбрал для новой столицы воссоединённого Египта. Оказывается, выбор местоположения Мемфиса не был случайным: его определили события, связанные с жизнью богов. То, как именно был построен Мемфис, тоже можно считать символичным: город возвели на искусственном холме после изменения русла Нила и проведения широкомасштабных работ по возведению дамб, прокладке каналов и мелиорации земель. Согласно древней легенде именно так возник сам Египет.

Египтяне верили, что «великий бог, пришедший на Землю в древние времена» буквально поднял эти земли из воды и грязи; он перегородил дамбой воды Нила, а также проделал огромный объем работ по рытью каналов и мелиорации земли (с тех пор одно из названий Египта было «Поднятая Земля»). Древний бог получил имя Птах – Бог Неба и Земли. Он считался великим учёным, искусным инженером, архитектором и главным ремесленником богов.

Достоверность легенды о Поднятой Земле подтверждается техническими аспектами. От дельты до города Сиена (Асуан) Нил – это спокойная и судоходная река; к югу от Асуана бурные и опасные воды Нила перегорожены несколькими порогами. Сегодня уровень воды в Ниле регулируется Асуанской плотиной – как и в доисторические времена. Согласно египетской легенде Птах поначалу обосновался на острове Абу, который со времён греков называется Элефантиной (по форме он напоминает слона); этот остров находится неподалёку от Асуана, перед первым нильским порогом. В тексте и на рисунках (рис. 8) бог Птах, символом которого была змея, изображался сидящим в подземной пещере, откуда он управлял уровнем воды в Ниле. «Это он охранял двери, сдерживающие наводнения, это он запирал засовы в нужное время». В переводе с технического языка это означает, что в самом подходящем с инженерной точки зрения месте Птах построил «двойные пещеры» (два сообщающихся резервуара), шлюзы между которыми могли открываться и закрываться, запираться и отпираться, что позволяло регулировать уровень воды и скорость течения в Ниле.

Рис. 8

Птаха и других богов египтяне называли НТР – Стражи или Наблюдатели. Согласно легенде они пришли из земли Та‑Ур, «Далёкой, Чужой Земли», чьё название, Ур, означало «древний», но могло быть и названием конкретного места, которое часто упоминается в месопотамских и библейских текстах – древнего города Ура в южной Месопотамии. Узкий пролив Красного моря, соединявший Месопотамию и Египет, назывался Та‑Нётер, или Место Богов, потому что именно этим путём боги пришли в Египет. Предположение о том, что древнейшие боги пришли из библейской земли Шем, подтверждается и тем удивительным фактом, что имена этих древних богов имеют семитские (аккадские) корни. Так, например, имя Птах в египетском языке не имеет смысла, а в языках семитской группы означает «тот, кто делал вещи, вырезая и открывая».

Через некоторое время – 9000 лет, по версии Манефона, – власть над Египтом перешла к Ра, сыну Птаха. Его имя также не имело смысла на языке древних египтян, но, поскольку образ Ра связывался с ярким небесным телом, учёные предположили, что «Ра» означает «сияющий». Можно с уверенностью утверждать, что один из его эпитетов, Тем, в семитских языках имеет коннотацию «полный, чистый».

Египтяне верили, что Ра также спустился на Землю с «планеты миллионов лет» на Небесной Ладье, верхняя часть которой имела форму конуса и называлась бенбен (птица‑пирамида); впоследствии бенбен хранился в специально построенном святилище в священном городе Ан (это библейский Ун, который греки называли Гелиополем).

Во времена фараонов египтяне совершали паломничества к этому святилищу, чтобы взглянуть на бенбен и другие реликвии, имевшие отношение к Ра и полётам богов. Именно в честь Ра, или Тема, египетских евреев заставили строить город Питом, название которого переводится как «врата Тема».

Именно жрецы Гелиополя первыми записали легенды о богах Египта, поведав, что первый «отряд» богов под командованием Ра состоял из девяти Стражей – самого Ра и четырёх супружеских пар. Замещать Ра, когда тому надоедало жить в Египте, должны были его сын Шу (Сушь) и дочь Теф нут (Влага); основная же их обязанность состояла в том, что они помогали Ра управлять накрывающими Землю небесами.

Шу и Тефнут послужили примером для фараонов, правивших Египтом в последующие эпохи: законной супругой правителя становилась единокровная сестра. После Шу и Тефнут трон унаследовали – по свидетельству и легенд, и трудов Манефона – их дети Геб («Тот, кто вздымает землю») и Нут («Протянувшийся небосвод»), тоже вступившие в брак.

Чисто мифологический подход к египетским легендам – то есть примитивные племена представляли явления природы в виде «богов» – привёл учёных к выводу, что Геб – это обожествлённая земля, а Нут – обожествлённое небо и что в их эпитетах «отца» и «матери» богов отразилась вера египтян в то, что боги появились в результате союза Неба и Земли. Но если опираться на буквальный смысл египетских легенд, а также Текстов Пирамид и «Книги Мёртвых», то вполне обоснованным выглядит предположение, что имена Геб и Нут имеют отношения к их роли, связанной с периодическим появлением птицы Бенну. Именно эта птица послужила прообразом Феникса из греческих мифов: орла с золотыми и алыми перьями, который каждые несколько тысяч лет умирал, а затем восставал из праха. С помощью этой птицы – она именовалась так же, как и средство передвижения, в котором Ра спустился на землю, – Геб выполнял грандиозные земляные работы, а Нут «протягивала небесный свод». Всё это происходило в «Краю Львов», где Геб «открыл землю» для большого сферического объекта, вышедшего из «протянувшихся небес» и появившегося на горизонте.

После этих свершений Геб и Нут передали бразды правления Египтом своим четырём детям: Асару (Всевидящему), которого греки называли Осирисом, и его сестре‑жене Аст, больше известной под именем Исиды, а также и Сету и его жене Нефтиде (Небт‑Хат, Госпожа Дома), которая была родной сестрой Исиды. Именно эти боги, настоящие боги Египта, стали центральными персонажами египетской мифологии. В отличие от остальных богов Сет всегда изображался в облике животного (рис. 9). Его лица никто никогда не видел, а значение его имени остаётся загадкой для египтологов – даже несмотря на то, что оно сходно по звучанию с именем третьего сына библейских Адама и Евы (Сиф).

Рис. 9

Между двумя братьями, женившимися на собственных сёстрах, возник нешуточный раздор из‑за наследства. Единственным разумным выходом представлялось разделение царства: Осирис получил равнины севера (Нижний Египет), а Сету досталась южная, горная, часть страны (Верхний Египет). Хроники Манефона не дают ответа на вопрос, как долго длилось такое разделение; совершенно очевидно, однако, что Сет был недоволен и строил всевозможные планы, чтобы захватить власть над всем Египтом.

Учёные высказывают предположение, что единственный мотив действий Сета – это жажда власти. Но если внимательно проанализировать законы наследования богов, то становится понятно, какую роль они играли в их жизни (а затем и жизни смертных правителей). Дело в том, что боги (и люди) могли иметь, помимо официальной супруги, одну или несколько наложниц; кроме того, у них могли быть дети от других, случайных связей. Поэтому первое правило наследования гласило: наследником трона становился первенец от официальной супруги. Если у законной жены не было сыновей, наследником становился старший сын, родившийся от любой из наложниц. Но если у правителя рождался сын от его единокровной сестры – даже после появления первенца от официальной супруги, – именно он становился законным наследником.

Эта традиция стала причиной вражды и соперничества среди богов Неба и Земли, и, по нашему предположению, именно она послужила мотивом для действий Сета. В подтверждение этой гипотезы можно привести трактат «Об Исиде и Осирисе» историка и биографа первого века нашей эры Плутарха, который тщательно записывал для римлян и греков мифы о богах Востока. В те времена считалось, что египетские источники, ставшие основой его труда, были составлены самим богом Тотом, который, будучи писцом богов, вёл записи о жизни и деяниях богов на земле.

«А вот и сам миф в пересказе по возможности самом кратком, с удалением всего ненужного и лишнего», – начинает своё повествование Плутарх и далее рассказывает, что Нут (которую греки отождествляли с богиней своего пантеона Реей) родила трёх сыновей. Первым их них родился Осирис, а последним Сет. Кроме того, Рея родила двух дочерей, Исиду и Нефтиду. Однако Геб был отцом только Сета и Нефтиды. Осирис и третий брат родились от бога Ра, который втайне навещал свою внучку Нут. Исида же была дочерью Тога (его отождествляли с греческим богом Гермесом), который тоже состоял в любовной связи с Реей, желая таким образом «вознаградить её за милости, которые он от неё имел».

Таким образом, сложилась следующая ситуация: первенцем мужского пола был Осирис, и он – несмотря на то, что родился не от Геба – имел гораздо больше прав на престол, потому что был сыном самого великого Ра. Но законным наследником считался Сет, рождённый правителю Гебу его единокровной сестрой Нут. Положение ещё больше осложнялось соперничеством двух братьев, каждый из которых хотел видеть своего сына законным наследником. Для достижения этой цели Сету был нужен сын от его единокровной сестры Исиды, тогда как Осирис мог иметь наследника мужского пола и от Исиды, и от Нефтиды (они обе приходились ему единокровными сёстрами). Но Осирис намеренно лишил Сета шансов на то, что его потомки станут править Египтом, взяв в жёны Исиду. Сет впоследствии женился на Нефтиде, но она была его родной сестрой, и их ребёнок не мог претендовать на царский престол.

Таковы причины лютой ненависти Сета к Осирису, который лишил трона не только его самого, но и его наследников.

Согласно Плутарху, случай отомстить представился Сету во время визита в Египет эфиопской царицы по имени Асо. Сговорившись со своими сторонниками, Сет устроил пир в честь гостьи и пригласил на торжество всех богов. Вот как рассказывает о дальнейших событиях Плутарх: «Он измерил тайно тело Осириса, соорудил по мерке саркофаг, прекрасный и чудесно украшенный, и принёс его на пир. В то время как это зрелище вызвало восторг и удивление, Тифон как бы в шутку предложил преподнести саркофаг в дар тому, кто уляжется в него по размеру. После того как попробовали все по очереди и ни одному гостю он не пришёлся впору, Осирис вступил в гроб и лёг. И будто заговорщики подбежали, захлопнули крышку и, заколотив её снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса, через устье…» В знак скорби Исида отрезала локон своих волос, облачилась в траурные одежды и отправилась на поиски саркофага. «И потом, как рассказывают, она узнала о саркофаге, что море пригнало его к берегу Биб‑ла» (на территории современного Ливана). Исида извлекла саркофаг с телом Осириса из воды и спрятала в пустыне, надеясь со временем найти средство для воскрешения любимого мужа. Но Сет каким‑то образом узнал об этом, завладел саркофагом и растерзал тело Осириса на четырнадцать частей, разбросав их по всему Египту.

Исида вновь отправилась на поиски останков своего брата‑мужа. В одних версиях мифа говорится, что она хоронила части тела Осириса там, где находила их, и в этих местах впоследствии возник культ Осириса. Другие варианты легенды утверждают, что богиня воссоздала тело мужа, скрепив отдельные части бинтами и положив таким образом начало обряду мумификации. Однако все версии едины в одном – нашлись все части тела Осириса за исключением фаллоса.

Тем не менее прежде чем похоронить тело супруга, Исида сумела извлечь его «суть» и оплодотворить себя его семенем; так она зачала и родила сына Гора. Она спрятала мальчика от Сета в поросших папирусом болотах дельты Нила.

Последующие события очерчены в многочисленных легендах и мифах, которые записывались и копировались на папирусах, стали главами «Книги Мёртвых» и вошли в Тексты Пирамид. В результате перед нами разворачивается настоящая драма, в которой есть и юридические уловки, и похищение, и волшебное воскрешение из мёртвых, и гомосексуальные отношения, а в заключение и великая война – драма, ставкой в которой был Священный Трон богов.

Поначалу все считали, что Осирис умер, не оставив потомства, и Сет увидел в этом шанс получить законного наследника престола, если он сможет заставить Исиду стать его женой. Он похитил богиню и заточил в темницу, надеясь сломить её упрямство, но Исиде с помощью бога Тота удалось бежать. Одна из версий, найденная на так называемой стеле Меттерниха, написана в форме рассказа самой Исиды о её ночном побеге и странствиях по дороге к болотам, где она оставила Гора. Богиня нашла своего сына при смерти – его укусил скорпион (рис. 10). Из её слов становится ясно: именно весть о том, что жизнь Гора в опасности, побудила Исиду к побегу. Люди, жившие на болотах, сбежались на крики несчастной матери, но они ничем не могли помочь. Помощь пришла из космического корабля:

И Исида обратила свой голос к небу и свои вопли – к ла дье бесконечности. И солнце остановилось около неё и не двигалось со своего места.

И бог Тот пришёл со своими чарами, с великими ука заниями оправдания: «Что это, что это, Исида, благая богиня с мудрыми устами? Нет вреда для твоего сына Гора! Защита его – ладья Ра! Я пришёл сегодня из божественной ладьи: солнце пребудет на своём вчерашнем месте, мрак удержится, света не будет, пока не исцелится Гор…

Я пришёл с неба с дыханием жизни, чтобы исцелить младенца для его матери».

Рис. 10

Возвращённый к жизни искусством Тота и, как утверждают некоторые источники, навсегда исцелённый им от всех болезней, Гор, возмужав, получил прозвище Неч‑атеф, «Мстящий за отца». Его воспитывали и обучали военному искусству боги и богини, выступавшие на стороне Осириса, и все обращались с ним как с Божественным Царевичем, достойным Небесного трона. И вот настал день, когда он появился перед Советом Богов и заявил о своих правах на престол Осириса.

Появление Гора удивило собравшихся на совет богов и в первую очередь Сета. Всех интересовал один вопрос: неужели юный бог действительно сын умершего Осириса? Как говорится в одном из древних текстов, известном под названием «Папирус Битти №1», Сет внёс компромиссное предложение: прекратить обсуждение и дать ему возможность встретиться с Гором, чтобы уладить дело полюбовно. Он пригласил Гора погостить у него в доме, и юный бог согласился. Однако Сет, который и не помышлял о примирении, задумал новую уловку. Когда настала ночь, для Сета и Гора расстелили постель, и они легли на ложе вдвоём. Думая, что Гор уснул, Сет «сделал упругими свои чресла» и излил семя между бёдер Гора.

После того как обсуждение в Совете Богов возобновилось, Сет потребовал, чтобы власть передали ему. Теперь уже неважно, заявил он, является ли Гор сыном Осириса. Теперь семя Сета находится внутри Гора, что делает его наследником Сета, а не его предшественником в очереди наследования.

Однако возражение Гора ещё больше поразило богов. Наоборот, заявил Гор, именно Сет, а не он сам должен быть отодвинут назад в очереди на престол Осириса. Он рассказал, что не спал в тот момент, когда излилось семя Сета, и «собрал его в ладони». Утром он рассказал о происшествии матери, и у той созрел оригинальный план. Она посоветовала Гору излить своё семя в чашку, а затем побрызгала им салат в саду Сета – любимый завтрак хозяина. Таким образом Сет, даже не подозревая об этом, съел семя Гора. Поэтому, сказал Гор, моё семя находится внутри Сета, и это он не может быть выше меня!

Озадаченный Совет Богов обратился к Тоту, чтобы он разрешил спор. Он исследовал семя, которое Исида сохранила в чашке, и выяснил, что оно принадлежит Сету. Затем он осмотрел тело Сета и подтвердил, что у него внутри семя Гора… Разъярённый Сет не стал ждать постановления богов. Теперь спор может разрешить только смертельная схватка, крикнул он, уходя.

К этому времени Сет, согласно хронологии Манефона, правил уже 350 лет. Если же прибавить время – по нашему предположению, тринадцать лет, – потребовавшееся Иси‑де, чтобы собрать тринадцать частей тела Осириса, то именно «в году 363» Ра присоединился к войску Гора в Нубии, откуда они выступили походом против «врага». СБ. Мерсер в своей работе «Horus, Royal God of Egypt» подводит итог научным спорам и делает следующий вывод: «Рассказ о конфликте между Гором и Сетом – это описание исторических событий».

Согласно надписям на стенах храма в Эдфу, первый поединок между Гором и Сетом произошёл у «Озера Богов», впоследствии известного как «Озеро Битвы». Гору удалось поразить Сета Божественным Копьём. Когда Сет упал, Гор взял его в плен и привёл к Ра. «В его (Сета) шее было копье, и ноги злодея были в цепях, а уста его сомкнулись от удара палицы бога (Гора)». Ра решил отдать Сета и других пленных «заговорщиков» Исиде и Гору.

Гор начал убивать пленников, отрубая им головы, но когда пришла очередь Сета, вмешалась Исида, которая пожалела брата и не дала Гору убить его. Существует несколько версий последовавших за этим событий, в том числе и описанная в так называемом «Четвёртом папирусе Сальера». Большинство сходится в том, что Гор в ярости набросился на собственную мать и обезглавил её! Исида осталась жива лишь благодаря Тоту, который приставил голову на место и воскресил богиню. (Об этом инциденте сообщает и Плутарх.)

После побега Сет сначала спрятался в подземном туннеле. И через шесть лет сражения в небе возобновились. Гор поднялся в воздух в Наре («Огненном Столбе»), который изображался в виде продолговатого цилиндрического летательного аппарата с оперением, похожим на плавники или короткие крылья. В его головной части имелись два «глаза», которые становились то красными, то синими (рис. 11), а из хвостовой части вырывалось что‑то вроде пламени; некое устройство, расположенное спереди, испускало лучи. (В египетских текстах, составленных исключительно последователями Гора, не содержится описаний летательного аппарата Сета.)

В древних текстах рассказывается, что в этом грандиозном сражении первым был ранен Гор – юного бога пронзил луч, выпушенный из летательного аппарата Сета. Его Нар потерял один из своих «глаз», и Гор продолжил битву на Крылатом Диске Ра. Он пустил «гарпун» в Сета, в результате чего Сет лишился яичек.

Рис. 11

Размышляя над природой этого оружия, У. Макс Мюллер в своей работе «Egyptian Mythology» отмечал, что у «гарпуна» был «странный, практически невероятный наконечник» и что использовавшийся для его обозначения иероглиф переводится как «оружие тридцати». На древних изображениях (рис. 12а) отчётливо видно, что «гарпун» представляет собой настоящую ракету с тремя боеголовками – сначала выстреливал передний, самый большой снаряд, освобождая место для двух других, поменьше. Эпитет «гарпуна» («оружие тридцати») даёт основание предположить, что каждая из трёх ракет имела устройство, сходное с современными ракетами с разделяющимися боеголовками, и несла в себе десять зарядов.

Возможно, это совпадение, но сходные обстоятельства приводят к сходным решениям: корпорация «Макдоннел‑Дуглас» назвала свою новую ракету морского базирования «Гарпун» (рис. 12б).

Великие боги объявили о перемирии и вновь призвали противников на Совет Богов. Подробности дискуссии мы узнаем из текста, вырезанного на каменной колонне по приказу фараона Шабако (VIII век до н э.), который утверждал, что этот текст был скопирован с очень древнего «изъеденного червями» кожаного свитка, который был закопан в главном храме Птаха в Мемфисе. Сначала Совет вновь разделил Египет между Гором и Сетом по границе, установленной ещё Осирисом, но затем Геб передумал и отменил это решение. Его беспокоил вопрос престолонаследия: кто «откроет тело» для наследников? Сет, лишившийся яичек, теперь не мог иметь детей… И поэтому Геб, «Владыка Земли, дал в наследство Гору» весь Египет. Сету достались владения за пределами Египта; именно поэтому египтяне считали его азиатским божеством.

Совет Богов единогласно проголосовал за это предложение. Окончание этой истории так описывается в «Папирусе Гунефера»:

Гор радуется перед лицом богов. Власть над миром ему отдана, и во владении его будет лучшая часть земли. Трон бога Геба вверили ему и титул, который носил бог Шу.

Далее в тексте папируса говорится, что передача прав на наследство

Была скреплена указами, (записанными) в Зале Знаний; Это было написано на металлической табличке по приказу отца твоего Птаха‑Боги небесные и боги земные будут служить твоему сыну Гору. Они идут за ним в Зал Указов. Он будет господином над ними.

Рис. 12

Геродот, побывавший в Египте в пятом веке до нашей эры, пришёл к выводу, что греки переняли свои представления о богах у египтян; излагая египетские мифы для соотечественников, он использовал имена богов греческого пантеона, заменяя египетские.

Его убеждённость в египетских корнях греческой теологии проистекала не только из сходства атрибутов богов и значения их имён, но также (и в основном) из подобия мифов и легенд. Больше всего его должна была поразить одна удивительная параллель, которую никак нельзя назвать совпадением: история о кастрации одного бога другим в схватке за верховенство.

К счастью, греческие источники, из которых черпал сведения Геродот, сохранились до наших дней. Это различные литературные произведения, в том числе «Илиада» Гомера, «Оды» Пиндара Фиванского, появившиеся незадолго до Геродота, а также «Теогония» (то есть «Родословная богов») Гесиода.

Гесиод был уроженцем Аскары, что в центральной Греции, и жил в восьмом веке до нашей эры (основными его произведениями считаются поэмы «Теогония» и «Труды и дни»).

Поэт Гесиод приписывает авторство «Теогонии» музам, богиням музыки, литературы и других изящных искусств, которые вдохновили его воспеть «священное племя богов» и рассказать историю богов, людей и гигантов с «самого начала». «Песням прекрасным своим обучили они Гесиода», когда он пас овец вблизи горы, на которой обитали музы.

Несмотря на пасторальное начало, «Теогония» полна страстей: в ней есть и восстание, и коварство, и нанесение увечий, а также поединки и глобальные войны. Гимны, прославляющие Зевса, нисколько не мешают яркому описанию цепи кровавых событий, приведших к его верховенству среди богов. О чём бы ни рассказывал Гесиод, он ссылался на муз: «Так мне сказали в рассказах искусные дочери Зевса».

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, – Эрос…

Чёрная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру…

Появление первой группы небесных богов завершилось после того, как Гея (Земля) родила Урана (Звёздное Небо), а затем вышла замуж за своего первенца, чтобы он вошёл в Первую Династию богов. После Урана родилась его сестра, а затем «шумное море бесплодное, Поит».

Следующее поколение богов появилось в результате связи Урана и Геи:

…А потом, разделивши

Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий,

Коя и Крия, ещё – Гипериона и Напета,

Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,

Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.

После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,

Крон хитроумный.

Несмотря на то что эти двенадцать богов – шесть мальчиков и шесть девочек – появились на свет в результате связи матери с сыном, они родились абсолютно нормальными. Но Уран становился все похотливее, и у следующих его отпрысков – хотя и обладавших неимоверной силой – начали проявляться различные уродства. Первыми родились три циклопа Бронт, Стероп и Apг:

Были во всём остальном на богов они прочих похожи,

Но лишь единственный глаз в середине лица находился:

Вот потому‑то они и звались «Круглоглазы», «Киклопы»,

Что на лице по единому круглому глазу имели.

Затем Гея родила ещё трёх чудовищ, сторуких и пятидесятиголовых гекатонхейров:

Трое огромных и мощных сынов, несказанно ужасных, –

Котт, Бриарей крепкодушный и Гиес – надменные чада.

Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый

Около плеч многомощных, меж плеч же у тех великанов

По пятьдесят поднималось голов из туловищ крепких.

Гесиод пишет, что Крон ненавидел «многомощного отца», но ничто не могло остановить Урана.

Тогда Гея выковала из железа огромный серп и «его показала возлюбленным детям». «Воздать за злодейство» Урану можно было единственным способом – оскопить его. Однако детей Геи объял страх, и отомстить вызвался лишь «Крон хитроумный».

Гея вручила Крону «серп острозубый» и спрятала сына в своих покоях на берегу Средиземного моря.

Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг он

Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду

Распространился кругом. Неожиданно левую руку

Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный

Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро

Член детородный и бросил назад его сильным размахом.

Дело было сделано, но кастрация Урана не положила конец его плодовитости. Капли крови Урана падали на землю и оплодотворяли её; Гея забеременела и родила «мощных Эринний», «великих Гигантов с длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих», а также «нимф, что Мелиями мы на земле называем». Гениталии Урана долго носились по морю, оставляя за собой пенный след, и «девушка в пене в той зародилась», которую «Пенорожденной», ещё «Кифереей» прекрасновенчанной боги и люди зовут, потому что родилась из пены».

Оскоплённый Уран жаждал мести. Он дал «детям, на свет порождённым Землёю, имя Титанов» и заявил, что они «совершили злодейство, и будет им кара за это». Испуганный Крон заточил в подземную темницу циклопов и других чудовищ, чтобы они не могли откликнуться на призыв отца.

Пока Уран был озабочен производством многочисленного потомства, другие боги не отставали от него; имена детей указывали на их атрибуты – в большинстве своём благожелательные. Ночь ответила на призыв Урана к мести рождением божеств, олицетворяющих зло: «Мойр родила она также и Кер беспощадно казнящих. Мойры – Клофо именуются, Лахесис, Атропос… Обман, Сладострастье, Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою… Голод, Забвенье и Скорби, точащие слезы у смертных, Схватки жестокие, Битвы, Убийства, мужей Избиенья, Полные ложью слова, Словопренья, Судебные Тяжбы, и Ослепленье души с Беззаконьем, родные друг другу». Среди богов поселились раздоры и войны.

В этот неспокойный и опасный мир пришло третье поколение богов, рождённых титанами. Боясь мести, титаны держались сплочённой группой: пять из шести братьев взяли в жёны пять из шести сестёр. Самой главной из этих супружеских пар считались Крон и Рея, поскольку Крон благодаря своей победе над Ураном стал первым среди богов. От союза с Кроном Рея родила трёх дочерей, Гестию, Деметру и Геру, и трёх сыновей, Аида, Посейдона и Зевса.

Однако всех своих детей Крон проглатывал сразу же после рождения – «сильно боялся он, как бы из славных потомков Урана царская власть над богами другому кому не досталась». Причиной его жестокости было пророчество, предрекавшее ему «свергнутым быть его собственным сыном». Крон должен был разделить участь собственного отца.

Но судьбу обмануть нельзя. Рея перехитрила Крона и спрятала младшего сына – Зевса на острове Крит, а мужу отдала большой камень, завёрнутый в пелёнки. Крон не заметил обмана и проглотил камень, думая, что это его сын Зевс, который одержит над ним верх и заставит «обратно… извергнуть потомков».

«Промчались года за годами», и «начали быстро расти и блестящие члены, и сила мощного Зевса‑владыки». Внук любвеобильного Урана, он первое время уделял повышенное внимание миловидным богиням, чем вызывал недовольство их супругов. Но затем он стал добиваться верховной власти. Десять лет длилась война между старыми титанами «с Офрийской горы высочайшей» и рождёнными Реей от Крона молодыми богами «с вершин многоснежных Олимпа».

Гневом, душе причиняющим боль, пламенея друг к другу,

Десять уж лет непрерывно они меж собою сражались,

А разрешенья тяжёлой вражды иль её окончанья

Не приходило, и не было видно конца межусобью.

Чем же была эта война: кульминацией конфликта между двумя соседствующими колониями богов, проявлением соперничества между погрязшими в разврате богами и богинями (матери делили ложе с сыновьями, а племянницы рожали детей от дядьев) или первым случаем восстания молодёжи против старых порядков? «Теогония» не даёт прямого ответа на этот вопрос, но последующие произведения греческой литературы позволяют предположить, что все эти противоречия сплелись в единый клубок, в результате чего разразилась долгая и упорная война между старыми и молодыми богами.

Именно эту войну Зевс рассматривал как возможность захватить верховную власть, свергнув отца и тем самым вольно или невольно выполнив пророчество, услышанное Кроном.

Первым делом Зевс решил освободить «братьев своих и сестёр Уранидов, которых безумно вверг в заключенье отец». В благодарность три циклопа вручили ему божественное оружие, которое Гея спрятала от Урана, – гром и палящую молнию. Кроме того, Аид получил волшебный шлем, который делал его обладателя невидимым, а Посейдону подарили трезубец, способный сотрясать море и землю.

Чтобы восстановить силы обретших свободу сторуких великанов, Зевс подал им «нектар с амвросией – пищу, которой питаются сами», а затем обратился с такой речью:

Слушайте, славные чада, рождённые Геей с Ураном!

Слово скажу я, какое душа мне в груди приказала.

Очень уж долгое время, сражаяся друг против друга,

Бьёмся мы все эти дни непрерывно за власть и победу, –

Боги‑Титаны и мы, рождённые на свет от Крона.

Встаньте навстречу Титанам, в жестоком бою покажите

Страшную силу свою и свои необорные руки.

Таким образом, объединились «все они… – мужчины, равно как и жены, – Боги‑Титаны и те, что от Крона родились, а также те, что на свет из Эреба при помощи Зевсовой вышли». Против этого союза выступили старшие титаны, которые тоже «с своей стороны укрепили фаланги».

Яростная битва кипела и на земле, и на небе.

Заревело ужасно безбрежное море,

Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо

И содрогнулось; великий Олимп задрожал до подножья

От ужасающей схватки. Тяжёлое почвы дрожанье,

Ног топотанье глухое и свист от могучих метаний

Недр глубочайших достигли окутанной тьмой преисподней.

Одна из строф «Теогонии», в которой говорится о боевом кличе сражающихся богов, удивительным образом напоминает фрагмент из рукописей Мёртвого моря:

Так они друг против друга метали стенящие стрелы.

Тех и других голоса доносились до звёздного неба.

Криком себя ободряя, сходилися боги на битву.

Сам Зевс проявил «всю свою силу», поражая врагов Божественным Оружием:

И немедленно с неба, а также с Олимпа,

Молнии сыпля, пошёл Громовержец‑владыка. Перуны,

Полные блеска и грома, из мощной руки полетели

Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя.

Жаром палимая, глухо и скорбно земля загудела,

И затрещал под огнём пожирающим лес неиссчетный.

Почва кипела кругом. Океана кипели теченья

И многошумное море.

Затем Зевс метнул мощный заряд (рис. 13) в гору Офир, и произведённый им эффект напоминает то, что происходит при ядерном взрыве:

Титанов подземных жестокий

Жар охватил, и дошло до эфира священного пламя

Жгучее. Как бы кто ни был силён, но глаза ослепляли

Каждому яркие взблески перунов летящих и молний…

Всякий, наверно, сказал бы, что небо широкое сверху

Наземь обрушилось, – ибо с подобным же грохотом страшным

Небо упало б на землю, её на куски разбивая, –

Столь оглушительный шум поднялся от божественной схватки…

Рис. 13

Кроме оглушающего грохота, слепящей вспышки и невыносимого жара, взрыв поднял мощнейшую бурю:

С рёвом от ветра крутилася пыль, и земля содрогалась;

Полные грома и блеска, летели на землю перуны…

Такова была сила Божественного Оружия Зевса. Когда противоборствующие стороны увидели, что произошло, «шум поднялся несказанный от ужасающей битвы, и мощь проявилась деяний. Жребий сраженья склонился». Битва подходила к концу: боги побеждали титанов.

Трое сторуких гигантов «в первых рядах сокрушающее‑яростный бой возбудили» и сокрушили титанов при помощи «камней», или переносных ракетных установок. Титанов заковали в цепи и отправили «в недра широкодорожной земли». Охранять пленников остались «Котт, Бриарей большедушный и Гиес, верные стражи владыки, эгидодержавного Зевса».

Зевс уже был готов объявить о своём верховенстве среди богов, но неожиданно у него появился новый противник. «После того как Титанов прогнал уже с неба Кронион, младшего между детьми, Тифоея, Земля‑великанша на свет родила, отдавшись объятиям Тартара страстным». Тифоей, или Тифон, был настоящим чудовищем:

Силою были и жаждой деяний исполнены руки

Мощного бога, не знал он усталости ног; над плечами

Сотня голов поднималась ужасного змея‑дракона.

В воздухе тёмные жала мелькали. Глаза под бровями

Пламенем ярким горели на главах змеиных огромных.

Взглянет любой головою – и пламя из глаз её брызнет.

Глотки же всех этих страшных голов голоса испускали

Невыразимые, самые разные: то раздавался

Голос, понятный бессмертным богам, а за этим как будто

Яростный бык многомощный ревел оглушительным рёвом;

То вдруг рыканье льва доносилось, бесстрашного духом,

То, к удивлению, стая собак заливалася лаем,

Или же свист вырывался, в горах отдавался эхом.

По свидетельству Пиндара и Эсхила, Тифон имел гигантский рост – его голова «доставала до звёзд».

«И совершилось бы в этот же день невозвратное дело», – пишет Гесиод. Тифон почти неизбежно «стал бы владыкою… над людьми и богами Олимпа». Но Зевс был начеку и, не теряя времени, атаковал противника.

Последовавшие сражения были не менее яростными, чем битва богов с титанами, потому что змееподобный Ти‑фон имел крылья и мог летать в небесах точно так же, как Зевс (рис. 14).

Зевс «загрохотал… могуче и глухо, повсюду ответно страшно земля зазвучала, и небо широкое сверху, и Океана теченья, и море, и Тартар подземный». Теперь Божественное Оружие уже использовали оба противника:

И земля застонала.

Жаром сплошным отовсюду и молния с громом, и пламя

Чудища злого объяли фиалково‑тёмное море.

Все вкруг бойцов закипело – и почва, и море, и небо.

С рёвом огромные волны от яростной схватки бессмертных

Бились вокруг берегов, и тряслася земля непрерывно.

В подземном мире «в страхе Аид задрожал, повелитель ушедших из жизни, затрепетали Титаны». Враги преследовали друг друга на небе и на земле, и Зевсу удалось первому поразить молнией противника. Он «страшные головы сразу спалил у чудовища злого», и Тифон рухнул на землю:

Рис. 14

И укротил его Зевс, полосуя ударами молний.

Тот ослабел и упал. Застонала Земля‑великанша.

После того как низвергнул перуном его Громовержец,

Пламя владыки того из лесистых забило расселин

Этны, скалистой горы. Загорелась Земля‑великанша

От несказанной жары и, как олово, плавиться стала, –

В тигле широком умело нагретое юношей ловким

Так же совсем и железо – крепчайшее между металлов…

Так‑то вот плавиться стала Земля от ужасного жара.

Несмотря на чудовищные разрушения, вызванные падением Тифона, сам Зевс был бессмертен. Согласно Гесиоду он «в Тартар широкий… Тифоея забросил». Эта победа окончательно укрепила первенство Зевса среди богов, и он занялся таким важным делом, как продолжение рода, – многочисленных детей ему рожали как официальные жены, так и любовницы.

В «Теогонии» описывается только одна битва Зевса с Тифоном, но в других греческих источниках говорится, что это была последняя схватка, которой предшествовал ряд сражений, в которых Зевс потерпел поражение. Сначала Зевс сошёлся с Тифоном в рукопашном бою, сражаясь серпом, который дала ему мать для совершения «злодейства» – помимо всего прочего, он собирался оскопить Тифона. Но Тифон поймал Громовержца в сети, отнял у него серп и перерезал им сухожилия на руках и ногах Зевса, а потом запер беспомощного противника вместе с его оружием в пешере.

Но боги Пан и Гермес нашли пещеру, вернули Зевса к жизни, связав разрезанные сухожилия, и возвратили ему оружие. Зевс выбрался из пещеры и на «крылатой колеснице» вернулся на Олимп, где пополнил запас молний для своего «Перуна». Потом Зевс снова атаковал Тифона, заманив его на гору Ниса, где парки обманом заставили чудовище отведать еды смертных, и вместо того, чтобы обрести небывалую силу, он ослабел. Сражение возобновилось в небе над горой Гемус во Фракии, затем продолжилось над вулканом Этна на Сицилии и завершилось над горой Касий на азиатском побережье Средиземного моря. Там Зевс своим «Перуном» поразил Тифона с небес.

Сходство между битвами, используемым в них оружием, местами сражений, а также эпизодами, рассказывающими о кастрации, расчленении и возвращении к жизни – и все это в борьбе за право наследования – убедили Геродота (и других историков классической эпохи), что греки позаимствовали свою теогонию у египтян. Пан отождествлялся с египетским богом в облике барана, а Гермес – с богом Тотом. Сам Гесиод рассказывает, что, когда Зевс возлёг на ложе со смертной женщиной Алкменой, чтобы она родила ему героя Геракла, он под покровом ночи тайком ускользнул с Олимпа и отправился в страну Тифанион, где остановился на вершине горы Фикион («гора Сфинкса»). В этих легендах «Грозный сфинкс», который появился на свет «в гибель кад‑мейцам», тоже имеет отношение к Тифону и его владениям. Аполлодор сообщает, что, когда новорождённый Тифон вырос до гигантских размеров, боги поспешили в Египет, чтобы посмотреть на невиданное чудовище.

Большинство учёных придерживаются мнения, что гора Касий, над которой разворачивалась последняя битва между Зевсом и Тифоном, расположена вблизи устья реки Оронт (на территории современной Сирии). Однако Отто Эйс‑фельд (в работе «Baal Zaphon, Zeus Kasios und der Durchgang der Israeliten durches Meer») сумел доказать, что в древности существовала ещё одна гора с таким же названием – возвышенность на Сербонийском выступе, выдающемся из Синайского полуострова в Средиземное море. Он предположил, что в древних мифах речь идёт именно об этой горе.

И вновь мы приходим к выводу о достоверности сведений, собранных Геродотом в Египте. Описывая сухопутную дорогу в Египет через Финикию («История», книга III, 5), он пишет, что земли сирийцев протянулись «до озера Сер‑бониды, вдоль которого к морю тянется гора Касий. А от озера Сербониды, где, по преданию, погребён Тифон, – от этого озера начинается уже Египет».

Греческий и египетский мифы вновь сошлись в одной точке – на Синайском полуострове.

Древние греки обнаружили многочисленные связующие звенья между греческой и египетской теогониями, но ещё более удивительные параллели были отмечены европейскими учёными девятнадцатого века с мифами такой далёкой страны, как Индия.

В конце девятнадцатого века европейцы овладели санскритом – языком древней Индии – и сразу же пришли в восторг от переводов ранее неизвестных на Западе произведений. Поначалу изучением литературы на санскрите, индийской философии и мифологии занимались преимущественно британцы, но к середине девятнадцатого столетия пальма первенства перешла к немецким учёным, поэтам и мыслителям. Выяснилось, что санскрит является прародителем всех индоевропейских языков (к которым относится и немецкий), а говорившие на нём племена пришли в Индию с берегов Каспийского моря – это были арии, которых немцы также считали своими предками.

Главным произведением древнеиндийской литературы считаются Веды, священные тексты, которые, как верят индусы, были написаны «не людьми», а богами в незапамятные времена. Эти устные предания принесли на полуостров Индостан племена ариев во втором тысячелетии до нашей эры. С течением времени утрачивалось все больше стихов, которых изначально насчитывалось около 100 тысяч, пока примерно в 200 году до нашей эры неизвестный мудрец не записал сохранившиеся строфы, разделив их на четыре части: Ригведу (Веду гимнов), состоящую из десяти книг, Сама‑веду (Веду напевов), Яджурведу (священные молитвы) и Ат‑харваведу (заклинания и заговоры).

Со временем различные составляющие Вед и возникшие на их основе вспомогательные тексты (мантры, брахманы, араниаки и упанишады) дополнились неведическими Пура‑нами (Древние письмена). Вместе с грандиозными эпическими поэмами «Рамаяна» и «Махабхарата» они представляют собой источник арийских и индуистских легенд и мифов, в которых рассказывается о Небе и Земле, о богах и героях.

Долгое время эти легенды и мифы существовали в виде многочисленных устных преданий, и поэтому в текстах, записанных по прошествии многих столетий после их появления, отмечается некоторая путаница в отношении имён, генеалогии, эпитетов богов, причём многие из этих оригинальных имён и эпитетов оказались не арийского происхождения. Тем не менее некоторые факты и события составляют основу арийско‑индуистского наследия.

Согласно этим мифам в начале дней существовали только небесные тела – «Первобытные, которые плавали». Затем в небесах произошло возмущение, и «Дракон» был расколот на две части «Летящей Бурей». Называя две образовавшиеся части неарийскими именами, легенды утверждают, что Раху, верхняя часть расколотой планеты, странствует по небу, вынашивая планы мести, а нижняя часть, Кету (Отрезанная), присоединилась к «Первобытным» в их «течении» (орбитам).

Прошло много веков, прежде чем появилась династия Богов Неба и Земли. У возглавлявшего их Небесного Мар‑Иши и его супруги Прит‑Хиви (Широкой), олицетворявшей собой землю, было семь (или десять) детей. Один из них, Каш‑Япа («Тот, который на троне»), сделался повелителем Дэвов (Блестящих) и взял себе титул Дьяус‑Питар (Небесный Отец), – от этого эпитета, несомненно, происходят имена греческого бога Зевса (Дьяус) и его римского аналога Юпитера (Дьяуспитер).

Жены и наложницы родили от плодовитого Каш‑Япы многочисленных богов, гигантов и чудовищ. Самыми известными и почитаемыми среди них со времён Вед были Адитьи – некоторые из них были детьми его официальной супруги Адити (Неприкаянной).

Сначала их было семеро: Вишну, Варуна, Митра, Рудра, Пушан, Тваштар и Индра. Затем к Адитьям присоединился Агни, сын Каш‑Япы либо от его жены Адити, либо (согласно другим версиям) от его собственной матери Прит‑Хиви. В конечном итоге Адитии стало двенадцать – как и греческих богов‑олимпийцев. Среди них был Бхага, имя которого, по мнению исследователей, впоследствии превратилось в термин, обозначавший божество в славянских языках – «бог». Последний из Адитий, рождённый Адити – точно неизвестно, был ли его отцом Каш‑Япа, – звался Сурья.

Тваштри (Портной) был ремесленником богов, снабжая их «воздушными повозками» и волшебным оружием. Из сверкающего небесного металла он выковал диск для Вишну, трезубец для Рудры, «огненное оружие» для Агни, «грозовую молнию» для Индры и «летающий жезл» для Сурьи. На древних индийских рисунках все эти виды оружия похожи на ракеты различной формы (рис. 15). Кроме того, изготовлением божественного оружия занимались и помощники Тваштри; в частности, Индра получил от них «воздушную сеть», которой во время небесных битв он мог ловить своих врагов.

Небесные колесницы, или «воздушные повозки», неизменно описываются как яркие и сияющие, сделанные из золота или позолоченные. По бокам у Виманы, небесной колесницы Индры, имелись яркие огни; она передвигалась «быстрее мысли», мгновенно переносясь на большие расстояния. У невидимых коней, запряжённых в колесницу, были «глаза, как солнце», испускавшие красноватое сияние, а иногда и менявшие цвет. Иногда колесницы богов описываются как многоярусные, а иногда они могут не только летать по воздуху, но и плыть под водой.

Рис. 15

В древних текстах также упоминаются ашвины (возницы) – боги, управлявшие небесными колесницами. «Как сокол молодой, быстры», они были «лучшими из возниц, кто взлетает в небеса», причём управлявший колесницей экипаж всегда состоял из двух ашвинов, пилота и штурмана. Их летательные аппараты, иногда появлявшиеся в небе группами, были изготовлены из золота, «яркие и сияющие… с сиденьями удобными и лёгким бегом». Они были построены по «тройному» принципу: три яруса, три сиденья, три опорных шеста, три вращающихся колеса. «Ваша колесница, – говорится в гимне 22 книги VIII Ригведы, воспевающем ашвинов, – с тремя сиденьями, с золотыми поводьями… которая объезжает вокруг неба и земли, знаменитая». Судя по всему, вращающиеся колеса исполняли различные функции. С помощью одного колеса летательный аппарат поднимался в воздух, другое служило для смены направления движения, а третье регулировало скорость.

Подобно богам греческого пантеона, боги Вед не придерживались строгих моральных норм и не ограничивали себя в любовных связях. В одних случаях эти похождения сходили им с рук, а в других нет – так, например, возмущённые Адитьи избрали Рудру («Трехглазого»), чтобы тот убил их отца Дьяуса за то, что он изнасиловал их сестру Ушас. (Раненый Дьяус спасся, бежав на далёкую планету.)

Впоследствии ведические боги стали вмешиваться в любовные и военные дела смертных царей и героев. В этих случаях летательные аппараты богов играли даже большую роль, чем их оружие. Так, например, когда один из героев начал тонуть, в небе появились три летающие колесницы ашви‑нов, которые «в нетонущих кораблях, что летают по воздуху», опустились на дно океана, подняли героя из глубины вод и «перенесли его на землю, возле текучего океана». Известна также легенда о царе Яяти, который женился на дочери бога. Когда у супругов родились дети, счастливый дед подарил царю «лучезарную золотую колесницу, что в мгновение ока могла перенести в любое место». Не теряя времени даром, «Яяти взошёл на колесницу и, непобедимый в бою, за шесть ночей завоевал всю землю».

Индийские легенды рассказывают о войнах, которые вели боги и люди из‑за прекрасных женщин – совсем как в «Илиаде» Гомера. Самая известная из этих легенд – эпическая поэма «Рамаяна», прекрасную жену которого похитил царь Ланки (его владения находились на острове Цейлон за пределами Индии). Среди богов, выступивших на стороне Рамы, был бог с головой обезьяны, который сражался в воздухе с крылатым Гарудой (рис. 16), одним из чудовищ, рождённых от Каш‑Япы. В другом эпизоде Сукра, «испорченный бессмертием», похитил прекрасную Тару, жену возничего Индры. «Прославленный Индра» и другие боги пришли на помощь безутешному мужу. В яростной схватке с демонами боги – несмотря на своё грозное оружие – потерпели поражение и были вынуждены искать защиты у «верховного Божества». После этого на землю спустился сам прародитель всех богов; он положил конец войне и вернул Тару мужу. Затем Тара родила сына, красотой превосходившего всех богов. Исполненные подозрений, боги потребовали у матери ответа: чей это сын, законного отца или похитителя? Тара объявила, что мальчик является сыном Сома (Небесного Бессмертия), и назвала ребёнка Буда.

Рис. 16

Но всё это случилось гораздо позже. В древности причины для войн между богами были гораздо серьёзнее: первенство, а также обладание Землёй и её природными ресурсами. Учитывая количество детей Каш‑Япы от разных жён и наложниц, а также отпрысков других богов, конфликт был неминуем. Господству Адитьи особенно противились Асуры, старшие боги, дети Каш‑Япы, рождённые до появления на свет Адить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: