double arrow

Установление правил игры


Новые стратегии мышления

ЧАСТЬ III

Не упустите красивый вопрос

Аналогия — это зеркало, но не волшебное

Конечно, информация, содержащаяся в аналоговых рисунках, — это только информация; это не волшебство. Увидеть что-то — еще не значит изменить отношение или привычки мышления.

Рис. 10.5. Проблемно-аналоговый рисунок А. Г., озаглавленный «Разорванная связь». Перевернутый вид

Рис. 10.6. Неозаглавленный проблемно-аналоговый рисунок студента Дж. Д. М. Перевернутый вид

Но рисунки снабжают нас конкретными образами, извлеченными из подсознания, на которые можно подвесить сознательные мысли и действия, — метафорой или аналогией, вокруг которой наугад организуются мысли и поступки и воображаются возможные решения.

Еще одна идея насчет «перевернутого рисования» и «перевернутого решения проблем». Я полагаю, что их важнейшим вкладом в творческий процесс является снятие тревоги. Создается впечатление, что Л-режим объявляет, что никакая перевернутая вещь не может быть важной, и, самоустраняясь, позволяет вступить в игру восприятию, интуиции и игривым творческим способностям П-режима.

После рассмотрения оригинальной «проблемной аналогии» в перевернутом виде вы можете пожелать сделать новую аналогию, включив в нее новые впечатления и продвинув первую «проблемную аналогию» в новую стадию. А может быть, вы захотите создать совершенно новую аналогию. Многие творческие люди работают над несколькими проблемами одновременно. Помните, что проблемы могут быть большими или маленькими, важными или относительно тривиальными, общественными или личными. Аналогии покажут вам, что есть у вас на уме, не осознаваемое на рациональном уровне.

Рис. 10-7 Неозаглавленный проблемно-аналоговый рисунок студента С. К. Перевернутый вид

Рассматривая (свою) реальность в форме «проблемных» рисунков, ищите части, которые смущают вас, которые кажутся не на месте или недостающими или которые «приходят на ум», когда вы меняете свою точку зрения, как в случае перевернутых рисунков. Не упускайте из виду вопросов: «Интересно, почему...?», «А что, если...?», «Но где же...?» или «Но что это?», «Что бы это могло значить?» Среди этих вопросов может скрываться «красивый» вопрос.

Если ответ на этот вопрос не приходит сразу, но вам кажется, что его очень важно найти, значит, вы, возможно, вошли в первую стадию творческого процесса — Первый инсайт. П-режим таинственным образом привлек внимание Л-режима к вопросу, который тот не смог отринуть, и вынудил его заняться поиском ответа. Чтобы найти ответ, Л-режим должен узнать побольше, научиться как можно большему, насытить мозг информацией, изучить каждую грань этого вопроса, который сидит отныне в мозгу и дожидается ответа.

Рембрандт

«Рембрандт с тремя усами» фрагмент. Эскиз. Г-н и г-жа Роберт Энджел, Пасадена, Калифорния

«Если бы мы с вами оказались лицом к лицу и вы спросили меня: "Могу ли я научиться рисовать?", я бы без колебаний ответил: "Да". Потому что этому может научиться любой человек с нормальным интеллектом. В этом нет ни малейших сомнений».

Артур Л. Гаптил «Самоучитель рисования», 1933

«Одним из парадоксов творчества представляется то, что оригинальное мышление требует ознакомления с идеями других людей».

Джордж Неллер «Искусство и наука творчества», 1965

Из биографий творческих личностей становится ясно, что творческие решения легче приходят, когда ум подготовлен знаниями. Лучше всего, если исследователь уже является специалистом в интересующей его области, потому что цель Насыщения, второй стадии творческого процесса, состоит в том, чтобы узнать (в идеале) все что можно о данной проблеме. Естественно, в большинстве случаев столь максималистский подход не требуется, но даже при решении небольшой проблемы вы должны собрать достаточно знаний, чтобы отыскать путь к решению.

Процесс Насыщения является, я полагаю, преимущественно функцией Л-режима. Обстоятельство «преимущественно» весьма важное. Простой сбор всей подряд информации, вероятно, не привел бы к отысканию решения рассматриваемой проблемы. Должен присутствовать еще один фактор: выбор из огромной массы доступной информации именно тех данных, которые соответствуют Первому инсайту, уже пережитому вами, данных, которые содержат в себе, по крайней мере, потенциал для решения проблемы.


Сейчас читают про: