double arrow

Штормовое рисование


«Рисование жеста» — это техника быстрого рисования, когда выполняются один рисунок за другим, например пятнадцать рисунков за пятнадцать минут или даже быстрее. Этот прием отстраняет от работы вербальное левое полушарие, и достигается это, я полагаю, следующим образом. Л-режим, предпочитающий относительно медленную, пошаговую, линейную, последовательно-аналитическую процедуру рисования, желательно с использованием знакомых форм, которым можно давать названия, фактически говорит: «Сначала мы нарисуем голову (она примерно овальная), потом шею (две линии), потом плечи (две наклонные линии от плеч)...» Но при «рисовании жеста» Л-режим сталкивается с тем, что вы рисуете наспех, бессистемно, говоря себе: «Лишь бы побыстрее закончить. Быстрее, быстрее!» Л-режим пытается возражать: «Если ты собираешься рисовать таким дурацким образом, на меня не рассчитывай! Я люблю делать все по уму — по-своему! По порядку, последовательно, так, как мы... всегда... это... делаем...» — и отключается. Прекрасно! То, что нам нужно!

Базовый навык, который вы изучите при «рисовании жеста», — это восприятие краев. В рисовании край определяется как место схождения двух вещей — где пространство соприкасается с объектом; где пространство или объект соприкасаются с граничной линией; где кончается одно и начинается другое.

Пожалуйста, прочтите все инструкции, прежде чем начнете.

1. Отсчитайте пятнадцать листов писчей бумаги и сложите их в стопку. Рисовать можно карандашом, ручкой или фломастером — последний особенно хорош при выполнении рисунков-жестов. Резинка вам не нужна — у вас не будет времени останавливаться и стирать.

2. По возможности используйте какой-нибудь таймер, например, кухонный. Можно попросить кого-нибудь следить за временем, но лучше все-таки работать в одиночестве.

3. Положите рядом со стопкой бумаги журнал, книгу или альбом, где почти на каждой странице есть иллюстрации. Откройте любую страницу наугад — любую, где есть картинка.

4. Каждый рисунок вы будете выполнять в следующей последовательности:

а). Установите таймер на одну минуту.

б). Посмотрите на журнальную страницу. Любая картинка, на которой остановится ваш взгляд, и есть ваш объект.

в). Быстро нанесите формат (граничную линию, которая отделяет ваш рисунок от остального мира), стараясь, чтобы форма формата как можно ближе соответствовала пропорциям картинки, которую вы собираетесь рисовать.

г). Рисуйте то, что видите, используя края как основной источник информации. Рисуйте быстро, не позволяя карандашу останавливаться, стараясь, чтобы края соответствовали формам, направлениям линий, изгибам. Не занимайтесь деталями — чертами лица, например; у вас не будет времени на это. Просто набросок в общих чертах! Быстрее! Еще быстрее! И когда минута истекает, стоп!

Лоренс Уайли пишет в своей книге «Красивые жесты»:

«Подобно идеям и словам, жесты имеют свою самостоятельную жизнь».

Уайли описывает жест как «канал общения, который представляет собой, по выражению лингвиста Эдварда Сапира, "тот искусный секретный код, который нигде не записан, никому не известен и всем понятен"».

«Красивые жесты», 1977

«Форма, в узком смысле, — это граница между одной поверхностью и другой: таково ее внешнее значение. Но есть еще и внутреннее значение, меняющееся по силе, и, правильнее было бы сказать, что форма есть внешнее выражение внутреннего значения».

Василий Кандинский «Духовность в искусстве», 1947

По словам калифорнийского художника и преподавателя Говарда Уоршо, «великий испанский живописец Франсиско Гойя (1746-1828) якобы утверждал, что художник, видя человека, выпавшего из окна третьего этажа, должен успеть нарисовать его, пока тот не коснется земли».

«Такой рисунок, — говорит Уоршо, — невозможно выполнить, используя анализ, визирование и применяя законы перспективы... понимание приходит в самый момент рисования линий, не до и не после».

Г. Уоршо «Рисунки в рисовании», 1981

5. Снова установите таймер. Рассмотрите новую картинку, нанесите новый формат на новом листе бумаги и рисуйте то, что видите — в течение одной минуты. Потом следующий рисунок, следующий... пятнадцать рисунков за пятнадцать минут.

Я полагаю, что первый рисунок-жест вы нашли не слишком забавным. Л-режим, как обычно протестуя, говорит: «Это глупость самая настоящая. Пустая трата времени. Забудь об этом! Переходи к следующей главе! Может, этот автор в дальнейшем предложит что-нибудь более разумное, чем эта идиотская чушь! Просто пропусти!» и так далее.

Не обращайте внимания. Продолжайте рисовать. Л-режим скоро замолчит. Дело в том, что вы работаете слишком быстро для Л-режима. Рисунки-жесты, как и перевернутые рисунки, скоро станут забавными и интересными для вас. Они могут даже стать хорошими, мощными, выразительными, убедительными. Посмотрите на рисунки мастеров (рис. 13.1—13.4); они выполнены в одно мгновение, одним жестом — как интуитивный инсайт, записанный стремительной линией.

Рис. 13.1. Эдгар Дегл «Жокей», Черный мелок.

Национальная библиотека, Париж

Рис. 13.2. Эжен Делакруа «Тигр и аллигатор». Перо.

Лувр, Париж

Рис. 13.3. Анри Матисс «Полуабстрактная обнаженная к» Перо и чернила на бумаге.

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Рис. 13.4. Пабло Пикассо «Этюд для Герники», 1937.

Карандаш на голубой бумаге. 21x27 см. Музей Прадо, Испания

Первоначальные этюды Пикассо к его шедевру «Герника» были небольшими быстрыми набросками. Как вы видите, этот маленький набросок содержал основную идею, которая затем дорабатывалась и оттачивалась.

Рис. 13.5. Пабло Пикассо «Композиционный этюд для Герники», 1937. Рисунок на белой бумаге. 24 х 33 см. Музей Прадо, Испания

Рис. 13.6. Пабло Пикассо «Герника», 1937.Масло, холст. 3,5 х 7,8 м. Музей Прадо, Испания

Добрый совет:

«Один музейный работник, которого я знавал в Лондоне, любил скрывать свою эстетическую чувственность за бесцеремонными и жаргонными похвалами или насмешками. Он советовал каждому, кто стоял перед незнакомой картиной... просто иметь мужество довериться своему восприятию. Я навсегда остался признателен ему за это наставление и, будучи относительно далеким от изобразительного искусства, обнаружил, что действительно хорошая работа, в отличие от просто умной или просто красивой, обязательно чувствуется, потому что несет в себе некоторую эмоциональную нагрузку».

Чарлз Чамплин Лос-Анджелес тайме», 1984

Старайтесь ни о чем не думать, пока рисуете. П-режим способен сам справиться с этой работой, его не нужно контролировать; он даже лучше работает, если просто предоставить ему свободу действий. Теперь начинайте рисовать.

Закончив рисовать, закройте журнал и обратитесь к своим рисункам. Закройте также дверь для критики, если можете, и просмотрите свои рисунки один за одним. Мысленно представляйте, как выглядела оригинальная картинка в журнале. Вы обнаружите, что они вспоминаются чрезвычайно четко, потому что вы видели их, как видит художник.

Выберите те из рисунков, которые вам больше понравятся, и приколите или приклейте их на стену, где они будут вам хорошо видны. Доверьтесь своему суждению! Вам обязательно понравятся именно наилучшие рисунки. Вы знаете гораздо больше, чем знаете, что знаете! Остальные рисунки отложите, а назавтра рассмотрите их еще раз. Выберите те, что вам не понравились при повторном рассмотрении. (Большинство художников сохраняют примерно один рисунок из двадцати, а иногда и меньше — малоизвестный факт, я полагаю. Но тот двадцатый рисунок обязательно будет содержать в себе нечто: запись; может быть, просто одну линию, которая представляется правильной; истинную реакцию на то, что вы по-настоящему увидели или почувствовали.)


Сейчас читают про: