Распределить события в истории живого мира и записать цифры в правильной последовательности по каждому этапу развития живой природы

Рабочая программа по астрономии и основам астрофизики

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Класс

Класс

Класс

Класс

Пояснительная записка

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

· систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

· формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

· знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

· социализация ребёнка;

· развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

· воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

· формирование самостоятельной познавательной деятельности;

· развитие мышления, воображения и творческих способностей;

· формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

· формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

· формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

· формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

формирование основ экологической культуры;

патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Историко-обществоведческие знания необходимы для фор­мирования каждого человека как культурного и об­разованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.

1 класс (66 ч)

Пришла пора учиться (13 ч)

Что изучает предмет «Окружающий мир».

Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.

Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек (13 ч)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.

Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (21 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.

Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.

Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.

Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей (17 ч)

Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.

Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.

Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.

Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).

2 класс (68 ч)

Как люди познают мир (15 ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Мы живём на планете Земля (14 ч)

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Природа вокруг нас (23 ч)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас (12 ч)

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.

3 класс (68 ч)

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

4 класс (68 ч)

Наш край (22 ч)

Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.

Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.

Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.

Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.

Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.

Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.

Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.

Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.

Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.

Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.

Наша Родина на планете Земля (12 ч)

Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.

Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.

Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.

Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.

Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.

Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.

Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.

Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.

Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.

История нашей Родины (34 ч)

Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.

История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.

Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.

Российское государство в XIII—XVII вв.

Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.

Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.

Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.

Российское государство в XVIII—XIX вв.

Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.

Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.

Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.

Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.

Россия в XX в.

Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.

Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.

Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.

Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.

Ближние и дальние соседи России.

Весенний семестр

Строение Вселенной – краткий обзор. Место астрономии в построении физической картины мира. Роль наблюдений в астрономии, специфика астрономических наблюдений. Современные методы наблюдений.

Видимые положения небесных светил. Небесная сфера, ее основные элементы. Суточное вращение небесной сферы. Горизонтальная и экваториальная системы координат. Основные формулы сферической геометрии.

Обзор строения Солнечной системы. Видимое движение планет и его объяснение. Эмпирические законы Кеплера. Элементы эллиптических орбит. Связь перигельного и афельного расстояний с большой полуосью и эксцентриситетом орбиты. Определение эксцентриситета земной орбиты.

Закон Всемирного тяготения Ньютона и его проверка по движению Луны. Задача двух тел. Первый и второй обобщенный законы Кеплера.

Интеграл энергии. Круговая и параболическая скорости на произвольных гелиоцентрических расстояниях. Средние угловые и линейные скорости планет. Определение линейной скорости планет в произвольных точках их орбит. Третий обобщенный закон Кеплера и определение масс центральных небесных тел. Гравитационное ускорение и космические скорости на поверхности небесных тел.

Искусственные спутники Земли. Определение параметров орбит. Скорости и времени обращения искусственных спутников и орбитальных станций в зависимости от их назначения. Расчет орбит, скорости и времени межпланетных перелетов по простейшим орбитам. Межпланетные перелеты.

Две группы больших планет. Земля как небесное тело. Внутреннее строение Земли. Атмосфера, магнитосфера и радиационный пояс Земли. Физические условия на Луне и ее размер. Происхождение форм лунного рельефа. Химический состав и строение поверхности и недр Луны. Исследование Луны автоматическими станциями. Физические условия на поверхности планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс – их рельеф и атмосфера. Исследование поверхности Марса и Венеры советскими и американскими спускаемыми космическими аппаратами.

Строение, химический состав и физические условия в атмосферах планет-гигантов. Спутники Планет. Кольца планет. Исследование планет-гигантов с помощью космических аппаратов.

Малые планеты. Кометы. Резонансы в Солнечной системе. Метеоры и метеорные потоки и их связи с кометами. Метеориты. Зодиакальный свет. Общие закономерности в строении Солнечной системы.

Задача многих тел, понятия о возмущениях. Возмущения в движении Луны и планет. Открытия новых планет: Нептуна и Плутона. Понятие о проблеме устойчивости Солнечной системы.

Видимое годичное движение Солнца, его причины и следствия. Эклиптика. Зодиакальные созвездия и знаки Зодиака. Эклиптическая система координат. Определение экваториальных координат Солнца меридианным кругом. Определение наклонения экватора и наклона земной оси к плоскости земной орбиты. Неравномерность годичного движения Солнца по эклиптике и обращения Земли. Изменение положения суточного пути Солнца над горизонтом, смена сезонов года и астрономические признаки тепловых поясов.

Доказательства движения Земли вокруг Солнца: годичная аберрация и параллактическое смещение звезд. Определение расстояний до звезд. Геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира.

Конфигурация и условия видимости планет. Уравнение синодического движения. Прохождение Меркурия и Венеры по диску Солнца. Великие противостояния Марса. Измерение геоцентрический расстояний. Астрономическая единица длины и солнечный параллакс. Радиолокационный метод определения геоцентрических расстояний. Линейные размеры тел Солнечной системы.

Ограниченная круговая задача трех тел: точки либрации. Астероиды – греки и троянцы. Понятие о возмущениях. Правило Тициуса-Боде и открытие Нептуна и Плутона. Приливы и отливы. Предел Роша. Прецессия и нутация. Движение полюсов Земли.

Движение Луны, элементы ее орбиты, оптические либрации. Сидерический и драконический месяцы. Смена лунных фаз и синодический месяц. Солнечные и лунные затмения, их виды и условия их наступления и видимости. Частота и периодичность затмений.

Звездное, истинное, солнечное, среднее солнечное поясное и декретное время. Атомное время. Уравнение времени и его вычисление по прямому восхождению Солнца и среднего экваториального Солнца. Служба времени. Неравномерность движения Земли. Определение прямого восхождения светил и географической долготы местности. Вычисление моментов времени и азимутов восхода и захода светил. Сумерки, белые ночи, полярные дни и ночи и условия их наступления. Линии перемены даты и ее учет в счете суток. Календари. Современный европейский календарь и его краткая история. Установление христианских праздников и разъяснение их сущности. Происхождение новой эры (н.э.). Восточные лунные календари.

Цель: На материале истории развития живой природы НАУЧИТЬСЯ работать с текстом (развитие навыка смыслового чтения) и составлять логические цепочки.

А. Первичная эволюция п.14-15;

  1. Появление первых прокариот и водорослей;
  2. Формирование коацерватных капель и мембраны;
  3. Появление эукариот;
  4. Возникновение автотрофного питания;
  5. Синтез органических молекул из неорганических;
  6. Первые многоклеточные организмы и половой способ размножения;
  7. Возникновение дыхания;

Б. Морская эволюция п.16;

1. Расцвет морских беспозвоночных;

2. Появление конечностей

3. Развитие челюстного аппарата;

4. Появление животных с внутренним скелетом;

В. Эволюция растений на суше п.16-18.

1. Расцвет покрытосеменных;

2. Сокращение папоротников и голосеменных;

3. Псилофиты – первые наземные растения;

4. Возникновение семенного размножения и господство голосеменных;

5. Появление проводящей ткани растений

Г. Эволюция животных на суше п.16-18.

1. Появление первых насекомых;

2. Появление внутреннего оплодотворения и развития зародыша на суше;

3. Господство млекопитающих и птиц;

4. Появление человека;

5. Развитие грудной клетки и всасывающего типа дыхания;

6. Расцвет пресмыкающихся;

7. Стгоцефаллы;

Д. Эволюция Человека п.19-20

  1. Дриопитеки;
  2. Синантропы, питекантропы и гейдельбергские люди;
  3. Кроманьонцы;
  4. Появление насекомоядных млекопитающих
  5. Неандертальцы;
  6. Австралопитековые;
  7. Первые хищники и приматы;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: