double arrow

Часть II. Психические процессы


Краткое содержание

Наглядность – важная составляющая урока изобразительного искусства,ребенок не должен рисовать на основе чистого представления, без опоры на наглядность. Результаты реальных зрительных наблюдений помогают ученикам в создании образа будущего рисунка.Чем шире и разнообразнее наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, реальные работы), тем больше развивается образное мышление ребенка, становится выразительнее рисунок.

Уроки рисования как средство развития воображения и творческого потенциала учащихся. Методика ведения композиционного поиска и приемы развития художественно-образного мышления детей на уроках рисования на темы.

Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Оно представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д. Задачами тематического рисования являются:

1.Патриотическое, этическое, эстетическое воспитание.

2.Творческая переработка своих чувств и переживаний.

3.Понимание и оценка своих чувств, окружающей жизни, обогащение интеллекта.

4.Наблюдение природы и окружающего мира, которые служат неисчерпаемым источником красоты, обогащают эмоциональный мир ученика.

Тематическое рисование в школе это творческий процесс переживания и воспроизведение пережитого при помощи имеющихся зрительных представлений. Оно позволяет учителю выявить степень развития учащегося, так как в основе рисунка ребенка лежит подражательная способность изображать то, что видит вокруг себя и что себе представляет.

В развитии художественно-образного мышления важную роль играет воображение. Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда. По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления.

Воображение детей имеет направленный характер, т.е. построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Учитель определяет задачи, сообразуясь с возможностями учеников. Задача-замысел опережает и направляет действия рисующего.Способность сочинить замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Большинству первоклассников замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел-задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Развитию этой способности помогает такое обсуждение детских рисунков, в ходе которого, наряду с художественными достоинствами, особо оценивается оригинальность замысла.

Визуальное восприятие очень важно для развития художественно-образного мышления. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения ряда произведений искусства. В результате учитель вместе с детьми строит условную модель нового способа художественного выражения. На примере произведений художников-мастеров дети видят, что применение этого способа многовариантно и что владение общим способом позволяет создать неповторимые художественные решения.

Методы и приемы формирования установки на восприятие художественного образа:

- опора на ассоциации ребенка, связанные с переживанием конкретных событий;

- стимулирование интереса к искусству, основанного на эмоциональной привлекательности информации, новизне, ее необычности;

- игровые ситуации, основанные на элементах драматизации, инсценирование произведения, чтобы ребенок мысленно очутился в роли героя работы;

- игра в художников определенной эпохи (импрессионисты, египтяне и т.п.);

- усиление восприятия музыкальными или литературными произведениями, комплексное воздействие разных видов искусства на переживания ребенка.

В целях обучения используется также анализ художественного произведения.

Схема анализа:

1.Что изображено? (сюжет).

2. Как изображено? (выразительные средства).

3. О чем изображено? (идея).

В процессе визуального восприятия важным является не историческая последовательность произведений искусства, а подбор примеров, которые позволят рассмотреть основные правила, приемы и средства композиции, особенности колористического решения картины. Приобретенные художественные знания, умения и навыки помогают учащимся самостоятельно ориентироваться в мире художественной культуры. Важным условием развития художественно-образного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, видео- и аудиоаппаратуры и специальных наглядных пособий.

Развитию художественно-образного мышления способствует использование на уроке различных техник и художественных материалов.С приобретением практического опыта работы с различными художественными материалами учащимся легче воспринимать произведения искусства, понимать замысел художника, использовать свой практический опыт для создания художественного образа.

Важное место в развитии художественно-образного мышления принадлежит композиции. Развитие воображения на уроках изобразительного искусства происходит через освоение учениками общего способа создания художественной формы - композиции. Введение детей в основы композиции происходит постепенно. Сначала они овладевают общими способами, имеющими аналоги в других видах искусства, затем способами, специфичными именно для искусства изобразительного. Ознакомление с этими способами на примерах произведений мастеров и применение их детьми в собственных рисунках происходит в такой последовательности, что каждый предыдущий становится условием освоения всех последующих.При этом в детскую изобразительную деятельность вводятся основные принципы построения красоты (мера, ритм, симметрия, равновесие, а также другие структурные характеристики гармонии и дисгармонии художественной формы). Главный из них - принцип меры - сначала выступает для детей как отношения мерности по величине, форме, цвету всего того, что изображается и чем изображается (краски, кисти, бумага и др.), и как различение простых отношений: величины (большая - средняя - маленькая), формы (округлая - угловатая - смешанная), цвета (светлый - темный - средней светлоты) и т.п.

Затем вводится способ построения ритма как основа достижения соразмерности в композиции. Его продолжает способ построения симметрии (не только всем знакомой зеркальной, но вращения и перемещения) при разных типах отношений между элементами (не только тождества, но и подобия, вариации, контраста). Это позволяет ученикам перейти к более сложному построению композиционного равновесия рисунков, от которого лежит прямой путь к динамическим отношениям композиции, к принципу согласования пропорций не только величин, но и форм, цветов, а главное - пространственных планов.

Освоение принципов строения красоты включает ещё две линии обучения, которые реализуются с первых и до последних уроков. Это гармонизация и выразительность цвета, и пластичность, выразительность формы очертаний изображений.

Таким образом, средство развития художественно-образного мышления:

1. Опора на реальные зрительные впечатления.

2. Разнообразная тематика и новизна.

3. Разнообразие художественных техник и материалов.

4. Интерес к индивидуальности каждого ученика (личностно-ориентированное обучение).

5. Обращение к эмоциям ребенка.

Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. Воображе­ние как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Роль вооб­ражения в жизни человека. Физиологические основы воображения. Связь воображения с регу­ляцией органических процессов и движений.

Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности: произволь­ное и непроизвольное воображение. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Меч­та. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Основные этапы фор­мирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация как меха­низм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка.

Индивидуальные особенности воображения и его развитие. Различия между людьми по степени развития воображения и по типу представлении, которыми они оперируют чаще всего. Характеристика степени развития воображения. Основные типы воображения. Этапы развития воображения. Индивидуальный характер развития воображения.

Воображение и творчество. Общее представление о творчестве. Значение воображения для творчества. Концепция Т. Рибо. Этапы творчества по Г. Уоллесу. Уровни творческих задач по Г. С. Альтшуллеру.

11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекунд­но на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стиму­лов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определен­ной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность чело­века воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от жи­вотного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои уси­лия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совер­шает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы построй­кой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного пау­ка тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике.

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот про­цесс — процесс создания новых психических образов — и получил название вооб­ражения.

Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в хо­де исторического развития человека, деятельность воображения стала проявлять­ся не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художе­ственном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как ре­зультат преобразования наших представлений, полученных из реальной действи­тельности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельно­сти воображения.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем перера­ботки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительно­сти. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымыш­ленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятель­ности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизве­сти соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разроз­ненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представле­ний необходимыми деталями, т. с. в процессе воспроизведения начинает прояв­ляться деятельность нашего воображения.

Глава 11. Воображение • 285

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не восприни­мали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему от­влечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и пе­реосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, вообра­жение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, преж­де чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуа­лизация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые сис­темы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкус­ном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку пред­ставление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подоб­ная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокраще­ния соответствующих мышечных групп.

Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тя­желую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет суще­ственную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.


Сейчас читают про: