double arrow

Аннотированных учебных элементов. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

ПЕРЕЧЕНЬ

Решение задач.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

1. У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карие глаза над голубыми. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трех членов семьи.

2. Рост человека контролируется несколькими парами неаллельных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Предположим, что Признак контролируется тремя парами генов. Самые низкорослые люди имеют все рецессивные гены и рост 150 см, самые высокие - все доминантные гены и рост 80 см. Низкорослая женщина вышла замуж за мужчину среднего роста. У них было четверо детей, которые имели рост 165 см, 160 см, 155 см и 150 см. Определите генотипы родителей и их рост.

3. Родительские организмы имеют следующие генотипы:

Р: ♀ AaBbCCDd x ♂ aaDDCcDd

Расположите гены в хромосомах, если гены А и В находятся в одной группе сцепления, а гены С и D - в другой. Какие гаметы образует каждая особь, если явление кроссинговера не наблюдается? Какие генотипы возможны в потомстве?

4. Если допустить, что гены W и S сцеплены, и частота кроссинговера между ними составляет 20%, то какие гаметы и в каком соотношении 6удет образовывать дигетерозиготная особь?

5. Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая - рецессивным аутосомным геном, несцепленным с предыдущим. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны 110 обеим парам патологических генов?

6. У человека нормальный слух определяется комплементарными доминантными генами, расположенными в разных парах хромосом, а один из видов врожденной глухоты - рецессивными аллелями этих генов. В двух семьях, где родители страдали глухотой, все дети имели нормальный слух. Напишите генотипы родителей и детей. Каких детей можно ожидать от брака хорошо слышащих потомков из семей глухонемых родителей.

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Сохраняются ли в силе законы моногибридного скрещивания (единообразия и расщепления) при дигибридном скрещивании?

2. Как можно рассчитать соотношение фенотипов во втором поколении при ди- и полигибридном скрещивании?

3. При дигибридном скрещивании в потомстве появились особи двух фенотипов в соотношении 1: 1. Какая причина могла к этому привести?

4. Имеются два разных дигетерозиготных организма с генотипами АаВЬ; один из них образует два типа гамет в соотношении 1: 1, а другой - четыре типа гамет в соотношении 1: 1: 1: 1 (т.е. по 25% каждого типа). В чем может быть причина этого различия?

5. В классическом варианте Ш-го закона Г.Менделя гибриды F1 (генотип АаВЬ) образуют четыре типа гамет. Такое же количество типов гамет образуют дигетерозиготные организмы при неполном сцеплении генов. Будет ли какая-нибудь разница в количественном соотношении гамет в этих вариантах?

6. Приведите примеры различных типов кроссинговера.

7. Что необходимо знать для построения генетических карт хромосом?

* * * * *

Альбинизм - аутосомно-рецессивное заболевание, обусловленное неспособностью клеток образовывать меланин. Кожа больных имеет белесоватый цвет, волосы очень светлые. Вследствие отсутствия пигмента в радужной оболочке просвечивают кровеносные сосуды глаза, поэтому глаза имеют красновато-розовый цвет. У больных отмечена повышенная чувствительность к солнечным лучам.

Банк (библиотека) генов - полный набор генов данного вида, полученный в составе рекомбинантных ДНК.

Рекомбинантная ДНК - молекула ДНК «собранная» in vitro при использовании сегментов ДНК из двух различных организмов.

Ген-супрессор - ген, подавляющий действие других неаллельных генов.

Карта хромосом генетическая – графическое изображение последовательного расположения генов в хромосоме с указанием расстояния между ними.

Катаракта - помутнение хрусталика глаза.

Комплементарность - форма взаимодействия неаллельных генов, при которой два доминантных (взаимодополняющих, комплементарных) гена вместе оказывают влияние на формирование одного признака.

Морганида (сантиморганида) - единица расстояния между генами в одной группе сцепления.

Неаллельные гены - гены, расположенные в одной группе сцепления; или гены, расположенные в разных локусах гомологичных хромосом; или гены, расположенные в негомологичных хромосомах.

Полидактилия - увеличение количества пальцев на кистях и (или) на стопах.

Полимерия кумулятивная - форма взаимодействия неаллельных генов, при которой степень развития одного признака зависит от количества доминантных генов в генотипе.

Сцепления группа - гены, локализованные в одной хромосоме, образуют группу сцепления. Количество групп сцепления у вида соответствует количеству аутосом в гаплоидном наборе плюс половые хромосомы. У человека 24 группы сцепления (22 аутосомы + Х-хромосомы и Y - хромосома).

Сцепленное наследование генов - совместное наследование (передача потомкам) генов, локализованных в одной группе сцепления. Различают полное и неполное сцепление. Причины, нарушающие сцепленное наследование генов - кроссинговер и хромосомные мутации.

Эпистаз - форма взаимодействия неаллельных генов, при которой ген-­супрессор подавляет действие других генов. Различают доминантный и рецессивный.

* * * * *

Рекомендуемая литература:

1. Биология под редакцией В.Н.Ярыгина. В 2-х кн. М., Высшая школа, 2006. -кн.I,с.115-117, 142-145, 158-163, 202-207, 228-239.

2. Лекционный материал

Темы учебно-исследовательской работы студентов:

1. Хромосомная теория наследственности Т.Моргана и ее современное состояние.

2. Генетические карты хромосом человека: методы составления и медицинские перспективы.

* * * * *


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: