Воображение - это познавательный процесс создания новых образов на основе имеющихся представлений, знаний, опыта

Рекомендуемая литература

ВООБРАЖЕНИЕ

Литература

Основные положения

В психологической науке отношение к воображению не раз кардинально менялось от признания за ним роли самостоятельного познавательного процесса до его «растворения» в других когнитивных процессах: в восприятии, памяти и мышлении. Воображение – это психический познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых или образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти.

Виды воображения принято выделять по степени активности сознания, виду деятельности и его результату. Оно может быть непроизвольным и произвольным, активным и пассивным, воссоздающим и творческим в разных сферах человеческой деятельности.

Неоднозначность определения предмета воображения не мешает теоретическим исследованиям и практическим разработкам в области механизмов воображения или способов создания его образов. Среди них значительное место занимают агглютинация, акцентирование, гиперболизация, типизация и метод сдвига.

Воображение – полифункциональное психическое образование. Оно имеет эвристическую, когнитивную, регулятивную, прогностическую, прагматическую и психотерапевтическую функции.

Воображение, как ни какой другой когнитивный процесс, выделяет человека из окружающего мира, составляет его сущность и характеризует его индивидуальность. В научной литературе оно, как правило, положительно эмоционально окрашено, в житейской практике – может настораживать своею виртуальностью и оторванностью от реальности, граничащей с обманом. При этом наиболее устойчив в сознании обывателей миф о том, что у детей воображение лучше развито, чем у взрослых.


1. Веккер, Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. М., 2000.

2. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.

3. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. М., 1999.

4. Еникеев, М.И. Общая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. М., 2000.

5. Козубовский, В.М. Общая психология: Познавательные процессы. В 3 ч. Ч. 2 / В.М. Козубовский. Мн., 2004.

6. Коломинский, Я.Л. Человек-психология / Я.Л. Коломинский. Мн., 1998.

7. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1 / Р.С. Немов. М., 1999.

8. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. М., 1995.

9. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока: Психологический механизм формирования / Н.Н. Палагина. М., 1997.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн. М., 1989.

11. Сапогова, Е.Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. № 3. 1993. С. 24–31.

12. Спенсер, М.М. Что еще сказать о воображении? / М.М. Спенсер // Перемена. № 4. 2003. С. 8–14.

13. Флэйк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флэйк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин. М., 1993.

1. Пользуясь учебными пособиями из списка рекомендуемой литературы, самостоятельно изучите тему «Воображение». Подготовьте ответы на следующие вопросы:

è В чем отличие научного понятия воображения от его житейского понятия?

è В каких условиях актуализируется воображение?

è В чем состоит взаимосвязь воображения с другими познавательными процессами? Приведите примеры из житейских ситуаций, из трудовой и учебной деятельности.

è Какие функции выполняет воображение? Подберите примеры, иллюстрирующие каждую из функций.

è Назовите виды воображения и охарактеризуйте их.

è Перечислите и охарактеризуйте основные приемы создания творческих образов.

è Можно ли говорить о наличии воображения у животных?

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2003.

2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. – М.. 1998.

3. Общая психология: курс лекций/сост. Е.И. Рогов.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. –

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.

Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Можно представить себе песчаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там не приходилось; художник, изображая любое явление, часто не является его очевидцем, но всегда исходит из наблюдений, почерпнутых из жизни.

Например, В.И. Суриков не был очевидцем того, как опальную боярыню Морозову везли в розвальнях по Москве. Конечно, он не мог видеть непосредственно Москву того времени, не мог видеть боярыню Морозову, толпу и все остальное. В этом смысле все в картине от начала до конца является вымыслом художника. В то же время все изображенное является результатом глубокого изучения действительности. С этой целью Суриков изучал различные исторические документы, совершал тысячекилометровые поездки. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятием. Из "ничего" воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой - звуков).

Выделяют несколько видов воображения (рис.3).

 
 


Рис. 3. Виды воображения

Пассивное воображение - новые образы возникают под действием неосознанных потребностей.

К ним относятся: сновидения, галлюцинации, грезы.

И.М.Сеченов говорил, что сновидения - это "небывалые комбинации бывалых впечатлений".

Характерными для сновидений являются:

- чувственная достоверность (во сне нет сомнений, что все это происходит наяву);

-невероятная причудливость, (необычность связей и сочетаний образов);

-явная связь с насущными потребностями человека. Сны видят все люди. Ученые пришли к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация, или "сны наяву", отмечаются у людей психически ненормальных или не совсем здоровых. Эти образы их фантазии приобретают черты реальности и появляются при различных заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

Грезы - это мечты, не связанные с волей, направленной на их осуществление. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

Манилов - герой повести Н. В. Гоголя "Мертвые души" - пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: "Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах..." Грезы принципиально неосуществимы. Они выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развития личности.

Активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. Активное воображение подразделяют на репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение - это построение образа предмета, явления по чертежу, схеме, картине. Любой читатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить писатель.

Репродуктивное воображение играет важную роль в жизни человека. Оно помогает овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной " точностью.

Реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по новому ее конструируют, пользуясь цветом, светом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (педантизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Прежде чем запечатлеть какой-то образ, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому волевые усилия.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним как к живым (вспомним дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина,).

Мечта - особый вид воображения. Она всегда направлена на будущее. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности. К. Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце. Мечта отличается от грез тем, что она более реалистична и более осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности.

Люди мечтают так много потому, что их разум не может быть "безработным". Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новой информации. Именно в это время и начинает работать воображение. Человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

- Фантазия, или мечтательность, - еще один вид творческого воображения. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим.

Великий испанский художник Ф. Гойя говорил, что фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; а соединенная с ним мать - искусства и источник его чудес.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. Большинство людей обладают смешанным типом воображения, так как мы в жизни опираемся одновременно на зрительные, слуховые и моторные ощущения.

При этом часто встречаются люди с доминированием какого-то одного из типов воображения. Наиболее часто такое доминирование встречается среди выдающихся писателей, музыкантов, художников. Известно, например, что П.И. Чайковский с детства обладал очень богатым слуховым воображением, а Ф.Гойя - зрительным.

Развивать воображение необходимо с самого раннего возраста. Наиболее тесно воображение связано с мышлением.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами.

Перечислим основные приемы и способы процесса воображения.

1. Агглютинация «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

2. Акцентирование или заостроение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют большим животом.

3. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

4. Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

5. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А.М.Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельного какого-нибудь человека, а берут тридцать – пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы».

Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.

Повторение пройденного материала

Домашнее задание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: