Наименование
разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)
| Объем
часов
| Уровень
освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1.
Клетка – единица живого
| |
| |
Тема 1.1
Химический состав клетки
| Содержание учебного материала
|
| |
Неорганические соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
| | |
Тема 1.2
Структура и функции клетки
| Содержание учебного материала
|
| |
Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты.
|
| |
Тема 1.3
Обеспечение клеток энергией
| Содержание учебного материала
|
| |
Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
| | |
Лабораторные работы
|
| |
Тема 1.4
Наследственная информация и реализация ее в клетке
| Содержание учебного материала
|
| |
Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции. Вирусы. Генная и клеточная инженерия.
| | |
Самостоятельная работа студентов:
Доклады на тему «Влияние вирусов на организм человека», «Модифицированные продукты»
|
| |
Раздел 2
Размножение и развитие организмов
| |
| |
Тема 2.1
Размножение организмов
| Содержание учебного материала
|
| |
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
| -
| |
Тема 2.2
Индивидуальное развитие организмов
| Содержание учебного материала
|
| |
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое.
| | |
Самостоятельная работа студентов:
Подготовка рефератов на темы «Деление клетки», «Развитие организмов»
|
| |
Раздел 3
Основы генетики и селекции
| |
| |
Тема 3.1
Основные закономерности явлений наследственности
| Содержание учебного материала
|
| |
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.
| | |
Тема 3.2
Закономерности изменчивости
| Содержание учебного материала
|
| |
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
| | |
Лабораторные работы
|
| |
Тема 3.3
Генетика и селекция
| Содержание учебного материала
|
| |
Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.
| | |
Самостоятельная работа студентов:
Тесты на тему «Селекция»
|
| |
Раздел 4
Эволюция
| |
| |
Тема 4.1
Развитие эволюционных идей. Доказательство эволюции
| Содержание учебного материала
|
| |
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция.
| | |
Тема 4.2
Механизмы эволюционного процесса
| Содержание учебного материала
|
| |
Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор Развитие жизни - направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Дрейф генов – фактор эволюции. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса.
| | |
Тема 4.3
Возникновение жизни на Земле
| Содержание учебного материала
|
| |
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
| | |
Самостоятельная работа студентов:
Защита докладов на тему «Различные версии о возникновении жизни на Земле»
|
| |
Тема 4.4
Развитие жизни на Земле
| Содержание учебного материала
|
| |
Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур). Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь). Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификации организмов.
| | |
Тема 4.5
Происхождение человека
| Содержание учебного материала
|
| |
Ближайшие «родственники» человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.
| -
| |
Лабораторные работы
|
| |
Самостоятельная работа студентов:
Газета на тему «Человек – разумный?»
|
| |
Раздел 5
Основы экологии
| |
| |
Тема 5.1
экосистемы
| Содержание учебного материала
|
| |
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.
| | |
Тема 5.2
Биосфера. Охрана биосферы
| Содержание учебного материала
|
| |
Состав и функции биосферы. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
| | |
Тема 5.3
Влияние деятельности человека на биосферу
| Содержание учебного материала
|
| |
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
| | |
Контрольная работа
| -
| |
Лабораторные работы
| -
| |
Самостоятельная работа студентов:
Подготовка презентаций на темы «Загрязнение воздуха», «Загрязнение воды», «Загрязнение почвы», «Радиационное загрязнение»
|
| |
| Всего
|
| |