СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| Вид учебной работы | Объем часов |
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
| в том числе: | |
| лабораторные занятия | |
| практические занятия | - |
| контрольные работы | - |
| Самостоятельная работа студента (всего) | |
| в том числе: презентации, тесты, газета, доклады, рефераты | |
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
| Раздел 1. Клетка – единица живого | |||
| Тема 1.1 Химический состав клетки | Содержание учебного материала | ||
| Неорганические соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. | |||
| Тема 1.2 Структура и функции клетки | Содержание учебного материала | ||
| Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты. | |||
| Тема 1.3 Обеспечение клеток энергией | Содержание учебного материала | ||
| Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. | |||
| Лабораторные работы | |||
| Тема 1.4 Наследственная информация и реализация ее в клетке | Содержание учебного материала | ||
| Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции. Вирусы. Генная и клеточная инженерия. | |||
| Самостоятельная работа студентов: Доклады на тему «Влияние вирусов на организм человека», «Модифицированные продукты» | |||
| Раздел 2 Размножение и развитие организмов | |||
| Тема 2.1 Размножение организмов | Содержание учебного материала | ||
| Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | - | ||
| Тема 2.2 Индивидуальное развитие организмов | Содержание учебного материала | ||
| Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое. | |||
| Самостоятельная работа студентов: Подготовка рефератов на темы «Деление клетки», «Развитие организмов» | |||
| Раздел 3 Основы генетики и селекции | |||
| Тема 3.1 Основные закономерности явлений наследственности | Содержание учебного материала | ||
| Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. | |||
| Тема 3.2 Закономерности изменчивости | Содержание учебного материала | ||
| Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | |||
| Лабораторные работы | |||
| Тема 3.3 Генетика и селекция | Содержание учебного материала | ||
| Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции. | |||
| Самостоятельная работа студентов: Тесты на тему «Селекция» | |||
| Раздел 4 Эволюция | |||
| Тема 4.1 Развитие эволюционных идей. Доказательство эволюции | Содержание учебного материала | ||
| Возникновение и развитие эволюционных представлений. Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция. | |||
| Тема 4.2 Механизмы эволюционного процесса | Содержание учебного материала | ||
| Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор Развитие жизни - направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Дрейф генов – фактор эволюции. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. | |||
| Тема 4.3 Возникновение жизни на Земле | Содержание учебного материала | ||
| Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. | |||
| Самостоятельная работа студентов: Защита докладов на тему «Различные версии о возникновении жизни на Земле» | |||
| Тема 4.4 Развитие жизни на Земле | Содержание учебного материала | ||
| Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур). Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь). Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификации организмов. | |||
| Тема 4.5 Происхождение человека | Содержание учебного материала | ||
| Ближайшие «родственники» человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. | - | ||
| Лабораторные работы | |||
| Самостоятельная работа студентов: Газета на тему «Человек – разумный?» | |||
| Раздел 5 Основы экологии | |||
| Тема 5.1 экосистемы | Содержание учебного материала | ||
| Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. | |||
| Тема 5.2 Биосфера. Охрана биосферы | Содержание учебного материала | ||
| Состав и функции биосферы. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере. | |||
| Тема 5.3 Влияние деятельности человека на биосферу | Содержание учебного материала | ||
| Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда. | |||
| Контрольная работа | - | ||
| Лабораторные работы | - | ||
| Самостоятельная работа студентов: Подготовка презентаций на темы «Загрязнение воздуха», «Загрязнение воды», «Загрязнение почвы», «Радиационное загрязнение» | |||
| Всего |






