double arrow
Развитие познавательной деятельности

Развитие школьнозначимых психофизиологических функций

Показатели психологической и социальной готовности детей к школе.

Паспорт готовности ребенка к школьному обучению.

Приложение №1

А) Желание учиться в школе:

- ребенок хочет идти в школу,

- особого желания идти в школу у ребенка пока нет,

- идти в школу не хочет.

Б) Учебная мотивация:

- осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность,

- собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения,

- цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

В) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

- достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя,

- контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны,

- плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

Г) Организованность поведения:

- поведение организованное,

- поведение недостаточно организованное,

- поведение неорганизованное.

Общая оценка уровня социальной готовности ребенка к школе:

1-выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню).

2-ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню).




3-низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).

А) Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

- нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива,

- в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда),

- ребенок косноязычен (необходимо обследование логопеда).

Б) Мелкие мышцы рук:

- рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами,

- рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением,

- рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

В) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

- достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок,



- отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок,

- ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

Г) Координация в системе «глаз – рука»:

- может правильно перенести в тетрадь простейшие графические образы (узор, фигуру), зрительно воспринимаемые на расстоянии (с классной доски),

- графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносит в тетрадь незначительными искажениями,

- при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые ошибки.

Д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров):

- соответствует средним показателям возрастной группы,

- ниже средних показателей возрастной группы,

- намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая оценка уровня развития школьнозначимых психофизиологических функций:

1- выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается первым уровнем),

2- ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается вторым уровнем),

3- низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается третьим уровнем).

А) Кругозор:

- представление о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года,

- представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим,

- кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Б) Развитие речи:

- речь содержательна, выразительна, грамматически правильна,

- ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна,

- слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложны, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).

В) Развитие познавательной активности, самостоятельности:

- ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных стимулах,

- ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок,

- уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Г) Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

- правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи,

- Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого,

- выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания,

- при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Д) Произвольность деятельности:

- удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца,

- удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако, в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке,

- деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

Е) Контроль деятельности:

- соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью,
- частичное соответствие результатов своих усилий и поставленной цели, ребенок сам не видит это неполного несоответствие,

- полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели, ребенок сам этого несоответствия не видит.

Ж) Темп деятельности:

- соответствует средним показателям возрастной группы,

- ниже средних показателей возрастной группы,
- намного ниже средних показателей возрастной группы.

З) Учебные знания, умения (перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу (знание букв, элементарные математические представления и др).

Общая оценка уровня развития познавательной деятельности:

1 – выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается первым уровнем),

2 – ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается вторым уровнем),

3 – низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается третьим уровнем),

4 – очень низки (развитие интеллектуальных умений оценивается четвертым уровнем при оценке большинства показателей третьим).

5. Состояние здоровья:

- особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания),

- темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить),

- состояние соматического здоровья / характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом пропустил по болезни).

Вывод: группа здоровья ___________________________________________

6. Трудности школьной адаптации:

- трудности, связанные с поведением ребенка,

- трудности, связанные с организацией учебной деятельности,

- наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующие подчеркнуть):

тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательные беспокойства, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки (грызение ногтей т пр).

Жалобы со стороны родителей (соответствующие подчеркнуть):

Чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, страх одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи, другие жалобы.

Заключение.

Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Председатель психолого-педагогической комиссии____________________

Члены комиссии ____________________






Сейчас читают про: