Развитие школьнозначимых психофизиологических функций
Показатели психологической и социальной готовности детей к школе.
Паспорт готовности ребенка к школьному обучению.
Приложение №1
А) Желание учиться в школе:
- ребенок хочет идти в школу,
- особого желания идти в школу у ребенка пока нет,
- идти в школу не хочет.
Б) Учебная мотивация:
- осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность,
- собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения,
- цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.
В) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
- достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя,
- контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны,
|
|
- плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
Г) Организованность поведения:
- поведение организованное,
- поведение недостаточно организованное,
- поведение неорганизованное.
Общая оценка уровня социальной готовности ребенка к школе:
1-выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню).
2-ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню).
3-низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).
А) Фонематический слух, артикуляционный аппарат:
- нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива,
- в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда),
- ребенок косноязычен (необходимо обследование логопеда).
Б) Мелкие мышцы рук:
- рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами,
- рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением,
- рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
В) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
- достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок,
- отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок,
- ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
Г) Координация в системе «глаз – рука»:
|
|
- может правильно перенести в тетрадь простейшие графические образы (узор, фигуру), зрительно воспринимаемые на расстоянии (с классной доски),
- графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносит в тетрадь незначительными искажениями,
- при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые ошибки.
Д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров):
- соответствует средним показателям возрастной группы,
- ниже средних показателей возрастной группы,
- намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая оценка уровня развития школьнозначимых психофизиологических функций:
1- выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается первым уровнем),
2- ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается вторым уровнем),
3- низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается третьим уровнем).
А) Кругозор:
- представление о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года,
- представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим,
- кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Б) Развитие речи:
- речь содержательна, выразительна, грамматически правильна,
- ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна,
- слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложны, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).
В) Развитие познавательной активности, самостоятельности:
- ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных стимулах,
- ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок,
- уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
Г) Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
- правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи,
- Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого,
- выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания,
- при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
Д) Произвольность деятельности:
- удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца,
- удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако, в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке,
- деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
|
|
Е) Контроль деятельности:
- соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью,
- частичное соответствие результатов своих усилий и поставленной цели, ребенок сам не видит это неполного несоответствие,
- полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели, ребенок сам этого несоответствия не видит.
Ж) Темп деятельности:
- соответствует средним показателям возрастной группы,
- ниже средних показателей возрастной группы,
- намного ниже средних показателей возрастной группы.
З) Учебные знания, умения (перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу (знание букв, элементарные математические представления и др).
Общая оценка уровня развития познавательной деятельности:
1 – выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается первым уровнем),
2 – ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается вторым уровнем),
3 – низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается третьим уровнем),
4 – очень низки (развитие интеллектуальных умений оценивается четвертым уровнем при оценке большинства показателей третьим).
5. Состояние здоровья:
- особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания),
- темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить),
- состояние соматического здоровья / характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом пропустил по болезни).
Вывод: группа здоровья ___________________________________________
6. Трудности школьной адаптации:
- трудности, связанные с поведением ребенка,
- трудности, связанные с организацией учебной деятельности,
- наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующие подчеркнуть):
|
|
тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательные беспокойства, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки (грызение ногтей т пр).
Жалобы со стороны родителей (соответствующие подчеркнуть):
Чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, страх одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи, другие жалобы.
Заключение.
Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель психолого-педагогической комиссии____________________
Члены комиссии ____________________