Показатели психологической и социальной готовности детей к школе

А) Желание учиться в школе:

- ребенок хочет идти в школу,

- особого желания идти в школу у ребенка пока нет,

- идти в школу не хочет.

Б) Учебная мотивация:

- осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность,

- собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения,

- цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

В) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

- достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя,

- контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны,

- плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

Г) Организованность поведения:

- поведение организованное,

- поведение недостаточно организованное,

- поведение неорганизованное.

Общая оценка уровня социальной готовности ребенка к школе:

1- выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню).

2- Ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню).

3- Низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).

Необходимым условие школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические, познавательные процессы:

- восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства, звуков и т.д.)

- внимание (объем внимания для детей младшего школьного возраста – 3-4 фигуры, предмета, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания – 5-7 минут). В этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е. если интересно – ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес при этом может отсутствовать;

- память (этот познавательный процесс не должен быть механическим, т.е. путем многократного повтора запоминать материал; следует научить ребенка самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов, о которых идет речь; группировка материала по смысловым частям; выделение главных и второстепенных деталей и пр.);

мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы помочь в этом ребенку, следует обращать его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учить сравнивать с целью обнаружения сходных и различных признаков; объяснять причину и результат явлений, происходящих вокруг. Ни в коем случае нельзя обрывать поток вопросов и фантазий детей).

- запас собственных знаний (это должны быть, прежде всего, знания из жизни, а не насильственно заученные отрывки из «взрослых» книг и учебников. В этом возрасте словарный запас должен достигать 4-5 тыс. слов. Сведения и информация должны быть логически связаны между собой и «извлекаться» при первой же необходимости, т.е. главным является качество знаний, степень осознанности, четкость представлений);

- развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и пр. Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, а не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать в ней, «видеть клеточки» и четко и точно вести по ним рисунок.

Важным диагностическим показателей служит помощь, оказываемая в процессе выполнения заданий: восприимчивость к ней служит показателем обучаемости. Вид помощи – более существенный показатель, чем ее объем.

Виды помощи:

1 – направляющая, заключается в активизации произвольного внимания ребенка. «Не спеши», «Подумай»…

2 – организующая, взрослый сам предлагает ребенку способ действии. Помощь оказывается последовательно: сначала направляющая, затем организующая, а если это не помогает – обучающая.

Вид помощи фиксируется в протоколе.

Объем помощи тоже имеет диагностическое значение. Он может варьироваться между минимальным (небольшое указание взрослого без объяснения способа действия) и максимальным (показ способа работы с объяснением).

При определении психологической готовности к школьному обучению важно придерживаться следующих положений:

1. Обследование должно быть однократно и не превышать 20-30 минут

2. Обследование желательно проводить в присутствии родителей. Это снимает у родителей нежелательное напряжение и подозрение об отборе.

3. Перед обследование родителей предупреждают, что занятие, проводимое с ребенком, не является обязательным, что его цель – не проэкзаменовать ребенка, а наметить тактику, способствующую успешному обучению ребенка в школе в соответствии с его особенностями.

4. Родители должны занимать позицию наблюдателя, но не нужно категорически просить родителей покинуть комнату, если они вмешиваются в процесс диагностирования.

5. Результаты обследования должны давать качественную характеристику особенностей ребенка.

Особое внимание следует уделять протоколу обследования. В нем отмечают успешность выполнения задания, способ действия (активность, интерес, деловитость, старательность, обращение за помощью, самостоятельность, эмоциональные реакции, моторную ловкость).

Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по результатам психолого-педагогического обследования он набрал более 20 баллов за беседу, 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека, имеет положительный результат за выполнение других проб.

Исследование проводится в два этапа и предусматривает коррекцию школьно-необходимых функций. Первое углубленное психолого-педагогическое обследование детей проводят психолог и воспитатель детского дошкольного учреждения. Детей, не посещающих детский сад, обследует психолог и учитель, который будет осуществлять набор учащихся в первый класс.

Данные обследования и соответствующие рекомендации родителям заносятся в педагогическую карту ребенка. На этом этапе выявляются дети, составляющие группу риска неготовности к школьному обучению по уровню развития школьно-необходимых функций, а также дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и способностями к занятиям определенного вида деятельности.

Первой группе детей рекомендуется комплекс упражнений по коррекции, второй группе – индивидуальные задания для развития задатков и способностей.

Повторное углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением детей в школу (апрель-май). Оно проводится теми же специалистами по аналогичной схеме. На основании результатов первого и второго обследования окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комиссия, которая состоит из психолога, физиолога, врача-педиатра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2. и 3 уровней.

Для детей класса 3-го уровня проводится дополнительное психолого-педагогическое обследование непосредственно перед началом учебного года.

Одним из методов обследования детей по определению степени их готовности к школьному обучению является беседа. Она позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка об окружающем мире, его ориентировании в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности. Беседа служит важным средством установления контакта с ребенком, создает атмосферу доверия, вводит ребенка в ситуацию психологического экспериментирования. Беседа не должна выглядеть опросом, поэтому к ее организации предъявляются повышенные требования. Человек, проводящий беседу, должен знать все вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять ребенку возможность свободно высказываться, вести подробную запись ответов. При необходимости следует возвращаться к вопросам, вызвавшим затруднения, и уточнять ответы. Обязательным условием проведения беседы является присутствие родителей, непринужденный характер беседы (целенаправленность вопросов), соблюдение педагогического такта, в особенности, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: