А.Заучивание 20 слов.
Память
Обработка результатов теста
Стимульный материал
Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.
Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.
Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой..
Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.
|
|
Источник. Методика Горбова «Красно-черная таблица»/ Альманах психологических тестов. М., 1995, С.117-118.
1. Тест «Долговременная память»
Цель теста - определение объема кратковременной и долговременной памяти.
Тест может использоваться, начиная с подросткового возраста.
Ход работы: Экспериментатор зачитывает 20 слов. Всего 5 зачитываний.
Инструкция. Слушайте внимательно слова, которые я буду зачитывать. После каждого зачитывания вам нужно воспроизвести письменно слова в любом порядке (закрывая результаты предыдущего воспроизведения).
Оценка кратковременной памяти. Для оценки памяти рекомендуется построить график. На оси ординат откладывается число запомнившихся слов, по оси абсцисс – число повторений. Если к 5-му зачитыванию испытуемый запомнил 20 слов – удовлетворительно, если к 3-му – хорошо. Если число слов нарастает и к третьему зачитыванию устанавливается максимум, то это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если испытуемый воспроизводит мало слов и после 2 – 4 повторений количество их уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости. Вплетение лишних слов расценивается как один из признаков ослабления психической деятельности.
украинец | масло | ||
экономика | бумага | ||
каша | пирожное | ||
татуировка | логика | ||
нейрон | стандарт | ||
любовь | глагол | ||
ножницы | прорыв | ||
совесть | дезертир | ||
глина | свеча | ||
словарь | вишня |
Продуктивность запоминания вы сможете вычислить по формуле:
|
|
Количество правильно воспроизведенных слов х 100%
Количество предлагаемых слов
Б. Запоминание и воспроизведение текста со смысловой связью.
Проверка долговременной памяти. Примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов удовлетворительно. Затем проводится воспроизведение текста со смысловой связью. Сравнивают это воспроизведение сразу после зачитывания и через 0,5 часа с запоминанием 20 слов без смысловой связи.
В протоколе и на классной доске в виде таблицы записывают результаты исследования у различных испытуемых и делают вывод об индивидуальных различиях памяти и значении ассоциативной (смысловой) памяти у человека.
Инструкция. В течение 60 секунд прочитайте тест. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.