Ключ к тесту
Стимульный материал
Методика определения кратковременной памяти
Стимульный материал.
Стимульный материал
В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход "Титаник", шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом. 1) Получил пробоину и стал тонуть. 2) "Спустить шлюпки!" - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3)Их хватило только на половину пассажиров. Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса", - раздалась вторая команда. 4) Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку. 6).И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8)Послышался щелчок – это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвый. 10) Но никто не оглянулся в его сторону.
Формула:
|
|
Количество правильно воспроизведенных мыслей х 100%
Количество выделений в тексте
Сложив цифры, полученные по двум методикам, а затем разделив сумму на два, вы узнаете среднюю продуктивность запоминания. 90–100 –отличный результат; 70-90 – очень хороший результат; 50-69 – хороший; 30-49 – удовлетворительный; 10-29 – плохой; 0-9 – очень плохой.
2.Методика «Память на числа»
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция. Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили.
Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.
Методика может быть использована, начиная с подросткового возраста.
Инструкция. Сейчас я назову Вам пять чисел. Ваша задача – постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать, второе число сложить с третьим, сумму записать, третье с четвертым, их сумму записать, и четвертое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у Вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений – 15 секунд. После чего я называю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте внимательны, числа зачитываются только один раз.
|
|
1. 5, 2, 7, 1, 4
2. 3, 5, 4, 2, 5
3. 7, 1, 4, 3, 2
4. 2, 6, 2, 5, 3
5. 4, 4, 6, 1, 7
6. 4, 2, 3, 1, 5
7. 3, 1, 5, 2, 6
8. 2, 3, 6, 1, 4
9. 5, 2, 6, 3, 2
10. 3, 1, 5, 2, 7
1. 7, 9, 8, 5
2. 8, 9, 6, 7
3. 8, 5, 7, 5
4. 8, 8, 7, 8
5. 7, 9, 7, 8
6. 6, 5, 4, 6
7. 4, 6, 7, 8
8. 5, 9, 7, 5
9. 7, 8, 9, 5
10. 4, 6, 7, 9
Подсчитывается число правильно рассчитанных сумм. Максимальное их число – 40. Норма взрослого человека – от 30 и выше.
Источник. Методика «Оперативная память» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.89.
4. Методика «Память на образы»
Методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что человеку экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.
Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберите таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили.
Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Норма – 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.