Воображение

Ключ

Бланк для ответов

Обработка результатов

Содержание методики

№ вопроса № квадрата Задание
    Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
    Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.
    Напишите слово ПАР наоборот.
    Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
    Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните. Третий подчеркните.
    Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.
    Напишите слово МЕЛ. Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз. А под гласными стрелку, направленную влево.
    Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова КНИГА.
    Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2. А в ромбе разность этих чисел.
    Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
    Напишите слово РУЧКА. Гласные зачеркните.
    Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
    Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
    Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
    Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.
    Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
    Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 6 и 3.
    Если слова ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
    Напишите буквы М, К, О. Букву М заключите в квадрат, букву К – в круг, букву О – в треугольник.
    Напишите слово САЛЮТ. Обведите в круг согласные буквы.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.

0-2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению

3-4 ошибки – средняя лабильность

5-7 ошибок – низкая обучаемость, трудности в переобучении

больше 7 ошибок – малоуспешен в любой деятельности.

1. 2. 3. 4. 5.
6. 7. 8. 9. 10.
11. 12. 13. 14. 15.
16. 17. 18. 19. 20.
21. 22. 23. 24. 25.

Воображение— мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синони­мами. Воображение приходит в действие на том этапе познания, когда очень велика неопределенность ситуации, много неизвестного. Именно с помощью воображения (фантазии) человек находит выход в сложнейшей ситуации при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

Воображение порождено трудовой деятельностью человека и развивается на ее основе. Но есть большая группа профессий, для овладения которыми особенно важно иметь активное воображение, как воссоздающее (создание образа предмета, явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности).
Проанализировать, как развито у вас воображение, помогут нижеприведенные задания. Выполняя их, сравнивайте свои результаты с результатами своих товарищей. Чем выше результат, тем лучше развито воображение.

Задание 1. Проанализируйте свое воссоздающее воображе­ние. Для этого решите 4 следующие задачи. (Предупреждаем, что никакие чертежи при решении делать нельзя.)

1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

2. Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернули на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков?

3. Представьте себе окружность: Поставьте в центре окружно­сти точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности?

4. Представьте себе квадрат. Проведите в нем диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?

Проверьте правильность решения каждой задачи с помощью чертежа. Затем подсчитайте количество полученных баллов: условно решение первой задачи оценивается 4 баллами, вто­рой —5 баллами, третьей —6 баллами, четвертой —15 баллами.

Подсчитайте, сколько всего вы получили баллов и сколько времени ушло на решение задач.

Задание 2. Установите уровень развития у себя творческого мышления. Для этого решите следующие задачи:

1.Мысленно представьте себе, что у вас есть деревянный шарик диаметром 30 мм. Придумайте и укажите на бумаге (словами или рисунком) как можно больше предметов, которые можно сделать, используя этот предмет. Работайте 5 мин. Сравните свой вариант решения с вариантами своих товарищей. Каждый предложенный вариант оценивается в 2 балла. За однотипные варианты начисляйте по 1 баллу, за остроумные и оригинальные — по 4 балла.

2. В течение 5 мин придумайте (и запишите) как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. Имейте в виду, что можно придумывать самые нелепые — с точки зрения здравого смысла — вещи, непременное условие — чтобы карандаш действительно можно было в принципе применять в этом качестве (например, вместо скалки при раскатывании теста и др.).

Внимание: различными считаются только те варианты, которые существенно отличаются друг от друга. Например, ответы «Для рисования на бумаге» и «Для рисования на стене» однотипные. Учтите, что некоторые творческие люди могут за один присест без ограничения времени найти около 50 вариантов применения карандаша.

3. Если вы справились с карандашом, попробуйте пофантази­ровать с использованием других предметов, например кирпича, щетки для обуви, пустого пакета из-под молока и т. д.

Сравните свои результаты с результатами товарищей. Оценить свои результаты можете следующим образом: за каждый новый вариант применения предмета —1 балл; за каждый оригинальный вариант —2 балла.

Задание 3. Проанализируйте свое творческое воображение. Для этого в течение 20 мин составьте возможно большее число предложений, чтобы в каждое из них обязательно вошли указанные ниже три слова (в любом падеже):

а) ветер, вода, велосипед;

б) машина, сыр, кино;

в) яблоко, пожар, ярость.

Каждое предложение оценивается в 2 балла. Для остроумных и оригинальных предложений добавляется по 2 балла. Если при составлении предложения в нем использована только формальная сторона предмета или явления и предложение может быть принято с натяжкой, за него дается 1 балл. Подсчитайте число заработанных вами баллов.

Задание 4. Обойдите комнату, постепенно прикасаясь ко всем вещам (стол, стул, тетрадь, книга, шкаф...). И за всеми вещами постарайтесь представить себе людей, которые их делали. Перечислите профессии этих людей.

Задание 5. Определите живость, яркость своего воображения. Для этого проделайте ряд упражнений на разные виды представле­ний. Зачитывая слово — раздражитель, старайтесь, как можно более ярко представить себе соответствующий образ. Оценку за степень яркости образа проставьте себе сами, исходя из следующих критериев.

О—представление полностью отсутствует; 1—представление слабое; 2 — живое; 3 — очень яркое.

1. Зрительные представления. Ромашка. Лицо матери. Холодильник. Огурец. Автобус. Абрикос. Алые розы. Собака. Бедный человек.

2. Слуховые представления. Бой барабана. Свист милиционера. Собачий лай. Звук горна. Голос классного руководителя.

3. Осязательные представления. Бархатная ткань. Прикосновение ко льду. Укол иглы. Мел в руках. Ползущая по руке оса.

4. Обонятельные представления. Запах: земляники, лука, черемухи, бензина, мяты.

5. Двигательные представления. Аврал. Азарт. Плавание. Качание на качелях. Молчание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: