Инструкция.
Исследование самооценки личности
Обработка результатов
По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. Используется следующая процедура. Ответам испытуемого на прямые (отмечены знаком «+» в ключе) обратные (отмечены знаком «–» в ключе) пункты опросника приписываются баллы на основе следующих соотношений:
–3 | –2 | –1 | +1 | +2 | +3 | ||
+ | |||||||
– |
Ключ к мужской форме: + 1, -2,+ 3, -4,+ 5, -6,+ 7,+ 8, -9,+ 10, -11, -12,+ 13,+ 14, -15, -16,+ 17, -18,+ 19, -20,+ 21, -22, -23, + 24, -25, -26, -27,+ 28, -29, -30,+ 31, -32.
Ключ к женской форме: + 1,+ 2, -3,+ 4, -5, -6,+ 7,+ 8, -9,+ 10, -11, -12, -13,+ 14, -15, -16,+ 17, -18,+ 19, -20,+ 21, -22,+ 23, -24, -25,+ 26, -27,+ 28, -29, -30.
Далее определяется сумма баллов, набранных испытуемым по всему опроснику. При групповом обследовании баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотив стремления к успеху, а нижние 27% - мотивом избегания неудачи.
На основе подсчета суммарного балла определяют, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого.
|
|
Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.
Источник. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 1998.– 490–496 с.
1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.
2. В столбик "идеал" под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое Вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т.д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое Вы легче всего могли бы простить людям, под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т.д., под номером 20 – самое отвратительное с Вашей точки зрения качество людей.
3. В столбик - "Я" под рангом 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у Вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у Вас чуть менее и т.д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у Вас менее всего развиты или отсутствуют.
|
|
1. Подсчитаем по формуле (Ri1-Ri2)2 = Di2, где Ri1 ранг (номер) i-го качества в 1-м столбике; Ri2 ранг i-го качества во 2-м столбике; Di – разность рангов i-го качества в столбцах. Подсчитаем все Di2, их должно быть 20. Предположим, что первое слово в столбце 1 – ум (Ri1=1), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т.е. Ri2=5, тогда по формуле вычисляем (1-5)2=16 и так далее для всех 20 слов по порядку.
2. Затем полученные Di2 складываем, умножаем на 6 и делим на знаменатель равный 7980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т.е. находим коэффициент ранговой корреляции:
Так как n=20, то
3. Полученный коэффициент ранговой корреляции сравнивается со шкалой, приведенной ниже.
Неадекватно низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Неадекватно высокий |
-0,2 - 0 | 0 – 0,2 | 0,21– 0,3 | 0,31– 0,5 | 0,51-0,65 | 0,66-0,8 | >0,8 |
3. Методика «Семантический дифференциал» (СД)
СД – чрезвычайно простая в использовании информативная методика – представляет собой набор биполярных или униполярных шкал, с помощью которых испытуемый оценивает любые объекты. Обычно каждый исследователь составляет набор шкал самостоятельно, исходя из задач и условий исследования. При работе с учащимися удобнее использовать биполярные шкалы – содержащие на полюсах пары антонимов – со шкальными оценками, имеющими следующие значения:
+3 – максимальная выраженность качества;
+2 – значительная выраженность качества;
+1 – слабая выраженность качества;
0 – качество не выражено, не могу сказать;
-1 – слабая выраженность противоположного качества;
-2 – значительная выраженность противоположного качества;
-3 – максимальная выраженность противоположного качества.
Следует рекомендовать испытуемому как можно реже пользоваться нулевой оценкой.
Испытуемому можно дать следующие указания:
а) сравнение реального "я" и идеального "я".
Инструкция: оцени себя по следующим шкалам сначала, какой ты есть (каким себя считаешь), потом – каким бы ты хотел быть.
Оцениваем степень расхождения оценок по шкалам. Можно сосчитать среднее расхождение, которое определяется как сумма разностей оценок, деленная на количество шкал. Обработка качественная: выясняется, по каким шкалам и насколько различается реальный и желаемый образ себя – чем больше разница, тем значительнее внутренний конфликт личности. При совпадении оценок проявляется или завышенная самооценка или заниженная требовательность к себе, нежелание исправляться, совершенствоваться. В норме желаемая оценка несколько превосходит реальную.