Основные санитарные требования, предъявляемые к обслуживанию потребителей, направлены на создание таких условий приема пищи, которые способствовали бы повышению аппетита, улучшению настроения, а следовательно, лучшему усвоению пищи.
С этой целью на предприятиях общественного питания должна быть хорошо организована работа всех участков, влияющих на обслуживание потребителей.
Перед входом в столовую, кафе, ресторан следует предусматривать решетки, щетки для очистки обуви от грязи. Нужно обеспечить культурное обслуживание потребителей в гардеробе, создать нормальные условия хранения верхней одежды, а в случае необходимости — обуви и других предметов.
Санитарные узлы (туалеты, умывальники) должны быть оснащены всем необходимым для тщательного мытья рук и соблюдения правил личной гигиены потребителями перед приемом пищи.
Зал в столовых, кафе, закусочных должен быть просторным, светлым, чистым, иметь современный интерьер, с рационально расположенными обеденными столами и свободными проходами для беспрепятственного движения потока потребителей к раздаче, столам, выходу.
При самообслуживании необходимо обеспечивать движение потребителей в один поток вдоль линии раздачи. Ширину потока регулируют барьером, который устанавливают на расстоянии 0,7-1,2 м от раздаточного прилавка.
На раздаче следует четко организовать выбор и отпуск блюд, укомплектовать линию хорошо вымытой столовой посудой, предусмотреть места для хранения чистых подносов, ящиков-кассет для вертикального размещения столовых приборов.
В зале устанавливают подсобные столы для складывания потребителями грязных подносов. Для сбора использованной посуды применяют тележки или механизированные транспортеры. На обеденные столы ставят закрытые приборы для специй, бумажные салфетки.
Столы после каждого потребителя протирают влажной, а затем сухой салфеткой, предназначенной только для этой цели. По окончании работы столы тщательно моют водой с добавлением моющих средств. Полы в зале убирают в конце рабочего дня и в обеденный перерыв предприятия.
В ресторанах и кафе с обслуживанием официантами большое значение придают оформлению интерьера зала, созданию уютной обстановки, удобств для посетителей. Перед обслуживанием зал тщательно убирают и проветривают.
Обеденные столы покрывают чистыми выглаженными скатертями или индивидуальными салфетками, которые меняют по мере необходимости.
Столы сервируют столовой посудой и приборами, которые официанты предварительно полируют до блеска. Посуду и приборы доставляют в зал на подносах или тележках, покрытых салфетками для уменьшения скольжения предметов.
В процессе обслуживания официанты должны содержать свое рабочее место в полном порядке, постоянно следить за чистотой обеденного стола, своевременно убирать использованную посуду, приборы, регулярно относить ее в моечную.
Официанты подают блюда потребителям на подносах, покрытых салфетками. Для предупреждения загрязнения пищи нельзя на один поднос ставить блюда и использованную посуду.
Официант должен перекладывать пищу из многопорционной посуды в тарелку потребителя аккуратно с помощью раздаточных приборов (столовые ложки, вилки). При порционировании различных блюд применяют каждый раз чистый комплект раздаточных приборов. Супы в ресторанах для сохранения температуры подают в многопорционных суповых мисках, из которых их переливают в тарелки разливательными ложками.
Всю работу по подготовке блюд к подаче потребителю официант обязан проводить на серванте, в котором хранится рабочий запас скатертей, салфеток, ручников.
Во время работы официант должен следить за своим внешним видом, осанкой, походкой, менять по мере загрязнения полотенца, строго выполнять правила личной гигиены. В общении с потребителями он должен быть приветливым, вежливым, внимательным.
Санитарное содержание помещений. Все помещения следует содержать в образцовой чистоте, своевременно удаляя загрязнение полов, стен, окон и т.п. Текущую уборку проводят влажным способом 1-2 раза ежедневно, а в производственных помещениях — в течение рабочего дня по мере загрязнения. Полы в помещениях, загрязненных пищевыми остатками, моют горячей водой с добавлением кальцинированной соды. Ручки туалетов дезинфицируют 2 %-м раствором хлорной извести или 1 %-м раствором хлорамина.
Не реже 1 раза в неделю в пищеблоках и 1 раза в месяц в ди-етстоловых проводят генеральную уборку всех помещений с применением дезинфицирующих средств: 1 %-го осветленного раствора хлорной извести или 0,5 %-го раствора хлорамина. Для получения 10 %-го осветленного раствора хлорной извести 1 кг сухой извести заливают 1 ведром холодной воды, размельчают, перемешивают и отстаивают в течение 1 сут. Осветленный раствор процеживают. Активность его сохраняется на протяжении 5 дней. Для приготовления 1 %-го раствора берут 1 л 10 %-го раствора осветленной хлорной извести на 10 л воды. Для получения 0,5 %-го раствора хлорамина берут 50 г порошка на 10 л воды.
Особенно тщательного ухода требуют санитарно-технические установки — раковины, умывальники и др., которые обязательно дезинфицируют. Умывальники для питающихся в санаториях, профилакториях, диетстоловых, а также для персонала обеспечивают мылом, щетками для рук, электрополотенцами, бумажными рулонными полотенцами. Для уборки обеденных столов используют комплекты из влажной и сухой салфеток с метками «Для уборки столов», которые ежедневно промывают в растворе моющих средств, кипятят, просушивают и хранят в выделенных шкафах.
Вход посторонних лиц в производственные помещения допускается с разрешения администрации и только в санодежде. Характеристика уборочного инвентаря и правил его мойки и дезинфекции дана в разделах «Производственное оборудование, инвентарь и посуда» и «Санитарное содержание производственного оборудования, инвентаря и посуды».
Борьба с насекомыми и грызунами. Наличие мух и тараканов в пищеблоке (столовой) указывает на его неудовлетворительное санитарное содержание. Профилактика выплода мух заключается в надлежащем гигиеническом содержании территории, правильном использовании мусоросборников и своевременном удалении отбросов. Содержимое мусоросборников на территории при нарушении графика вывоза и содержимое выгребных ям обрабатывают 1 раз в неделю 10%-м раствором хлорной извести. Для истребления залетевших в помещение мух применяют липкую бумагу. Весной все открывающиеся окна должны быть затянуты металлическими сетками или марлей. Пищевые продукты необходимо защищать от мух марлей, хранить в закрытых шкафах.
Профилактическую дезинфекцию проводят после окончания работы. Перед началом работы после дезинфекции проводят тщательную уборку. Для борьбы с тараканами заделывают щели в стенах, шкафах, не допускают остатков пищи и крошек на столах, полках, в ящиках. При обнаружении тараканов производят тщательную уборку помещений, ошпаривают кипятком места скопления насекомых. Для борьбы с тараканами применяют свежепережженную буру в смеси с картофельной мукой в пропорции 1: 1, а также раствор борной кислоты с сахаром или хлебом. Для предупреждения появления грызунов дыры, щели в полу и стенах, отверстия вокруг технических вводов в здание цементируют. Вентиляционные отверстия в подвалах закрывают металлическими сетками. При появлении грызунов используют капкан. Для уничтожения мух, тараканов и грызунов химическим способом привлекают специалистов из дезбюро санэпидстанций.
Санитарное содержание оборудования, инвентаря и посуды. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к содержанию оборудования, инвентаря и посуды играет важную роль в профилактике пищевых отравлений, инфекций, глистных заболеваний.
Для мытья посуды используют моечные машины и моечные ванны. Независимо от наличия посудомоечной машины в моечной оборудуют 5-гнездные моечные ванны. С учетом мощности пищеблока (столовой) мытье кухонной и столовой посуды проводят в разных помещениях или в общем, разделенном экраном. Моечные обеспечивают горячей водой от сети водоснабжения или от кипятильника непрерывного действия. Для мытья и обеззараживания применяют препараты согласно «Перечню моющих и дезинфицирующих средств, допущенных для оборудования, инвентаря и посуды, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами».
Моющие средства:
- «Прогресс» — для ручной мойки столовой посуды, тары и оборудования (5 г на 1 л воды);
- «Дон» — для ручной мойки столовой посуды (1 г на 1 л воды); тринатрийфос-фат — для ручной мойки (10 г на 1 л воды);
- «Специальная-2» — для мытья посуды, оборудования, инвентаря (по инструкции на этикетке;
- «Посудомой» — для мойки в моечных машинах или вручную (соответственно 1 столовая или 1 чайная ложка на 1 л теплой воды); натрия карбонат, сода кальцинированная — для ручной мойки (до 20 г на 1 л воды);
- «Фарфорин» — для моечных машин (1 чайная ложна на 5 л воды). При использовании препарата «Прогресс» учитывают, что снижение температуры воды до 30 °С резко ухудшает его моющие свойства.
Не следует применять для мытья посуды горчицу (недостаточен моющий эффект, раздражает кожу рук мойщиц) и мыло, которое плохо смывается при наличии царапин на посуде. Можно использовать и другие рекомендованные средства.
Дезинфицирующие средства: осветленный раствор хлорной извести и хлорамин.
Режим мытья столовой посуды вручную включает:
- удаление остатков пищи щеткой или деревянной лопаткой
в бачки;
- мытье щеткой в воде (50 °С) с моющими средствами;
- дезинфекцию (10-15 мин) во 2-м гнезде ванны 0,2 %-ми растворами хлорной извести или хлорамина (200 г осветленного раствора хлорной извести или 20 г хлорамина на 10 л воды — 1 ведро);
- ополаскивание — «ошпаривание» чистой водой не ниже 90 °С в 3-м гнезде ванны. Посуду загружают в металлические сетчатые вкладыши с длинной ручкой и ополаскивают из шланга с душевой насадкой;
- просушивание в сушильных шкафах, на специальных полках или решетках.
Для буфетных инфекционных, туберкулезных, кожно-венеро-логических больниц (отделений) и в моечных залах диетстоловых для туберкулезных больных такой способ обеззараживания недостаточен. Посуду стерилизуют в актоклаве (паровом стерилизаторе).
Режим мытья стеклянной посуды. Стеклянную посуду моют отдельно от столовой в двухгнездной ванне в двух водах (50-60 °С); добавляют моющие средства в 1 -м гнезде и ополаскивают во 2-м. Ополаскивать кипятком посуду не следует, так как при этом лопаются стаканы; высушивают посуду в опрокинутом виде на решетчатых полках. В инфекционных и приравненных к ним больницах (отделениях) лучше заменить стаканы на чашки, которые можно кипятить.
Режим мытья кухонной посуды. Посуду освобождают от остатков пищи деревянными лопатками, резиновыми скребками, моют в 1-м гнезде мойки водой (45-50 °С) с моющими средствами, ополаскивают во втором гнезде мойки водой (не ниже 65 °С) высушивают на решетчатых полках в опрокинутом виде. Можно ополаскивать пищеварочные котлы, кастрюли с помощью гибкого шланга. Пригоревшую пищу не соскабливают, а отмачивают теплой водой с кальцинированной содой. Кухонную посуду можно мыть в специальных моечных машинах с помощью гидроабразивных смесей.
Предусмотрено два режима мойки: быстрый — для посуды, в которой готовились супы, бульон, компот; медленный — для посуды из-под пюре, каш, макаронных изделий. Просушенную кухонную посуду хранят в перевернутом виде на стеллажах. Металлическую посуду, кроме полированной, очищают пастами или порошками: «Светлый», «Гигиена», «Пемок-соль», «Санитарный» и др. После очистки загрязненной поверхности посуду тщательно промывают и ополаскивают. Для удаления с кухонной посуды накипи применяют порошки «Фоспор» и «Антинакипин». Алюминиевую посуду моют мылом, так как от щелочных растворов (соды) она темнеет.
Режим мытья столовых приборов. Ложки, вилки, ножи моют с добавлением моющих средств, ополаскивают проточной водой (не ниже 65 °С), прокаливают 2-3 мин в жарочных или духовых шкафах, стерилизаторах.
Режим мытья оборудования. Все рабочие металлические части машин по окончании работы разбирают, очищают от остатков пищи, промывают с добавление моющих средств, ошпаривают кипятком, просушивают в духовом шкафу или насухо протирают чистой тканью. Мелкие детали, кроме режущих частей (ножи мясорубки, шинковальных машин), можно прокаливать в жа-рочном шкафу или кипятить 10 мин.
Режим мытья инвентаря. Металлический инвентарь после промывки с моющими средствами и ополаскивания, прокаливают в духовом шкафу. Деревянный инвентарь (разделочные доски, лопатки, мешалки) очищают от остатков пиши, промывают водой (50 °С) с моющими средствами, ополаскивают водой (не ниже 65 °С) и просушивают на решетках металлических стеллажах. Для полного обеззараживания разделочные доски кипятят 10 мин в 2 %-м растворе кальцинированной соды или 15-20 мин без соды.
Клеевые разделочные доски нельзя кипятить, их моют горячим 2 %-м раствором соды, протирают 0,2 %-м раствором хлорной извести или хлорамина и через 30 мин ополаскивают горячей водой. Разделочные столы с металлической поверхностью моют теплой водой с мылом или моющими средствами и обдают горячей водой. Сито, марлю через которые процеживают бульон и соки, кондитерские мешочки для крема моют в горячей воде с моющими средствами, ополаскивают, кипятят 15 мин и после просушивания хранят в маркированной закрытой посуде.
Щетки, мочалки для мытья посуды после работы моют с моющими средствами, кипятят 10-15 мин, просушивают и хранят в специально выделенном месте. Подносы для обеденных залов моют горячей водой с моющими средствами, ополаскивают, протирают маркированными салфетками. Чистую сухую посуду и инвентарь убирают в шкафы. Термосы и тару моют отдельно от кухонной посуды в специальных ваннах или отдельном помещении. У термосов сначала моют наружную, а затем внутреннюю поверхность, потом ополаскивают горячей водой.
Моечные ванны после использования моют и обдают кипятком, а моечные машины после работы очищают, промывают горячей водой с содой и насухо вытирают.
Бачки для сбора отходов и мусора очищают при заполнении не более 1/3 объема. После работы бачки независимо от объема заполнения очищают, промывают 2 %-м раствором соды и дезинфицируют осветленным 10 %-м раствором хлорной извести.
Диетсестра и заведующий производством (шеф-повар) контролируют качество мытья посуды, оборудования и инвентаря, уделяя особое внимание частоте смены и температуре воды в моечных ваннах, дозировке моющих и дезинфицирующих средств.