Виды тестов интеллекта

В зависимости от типа заданий тесты подразделяются на: вербальные (например, тест классификации слов) и невербальные (например, матрицы Равена). Помимо этого тесты интеллекта делятся на: индивидуальные (напри-мер, шкалы Векслера) и групповые (например, армейский тест Альфа). Кроме названных разновидностей тестов, иногда выделяются тесты интел-лекта для специфических популяций (А. Анасиази). Эти тесты предназначе-ны для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам.

Компьютеризация психодиагностических исследований привела к по-явлению адаптивных тестов интеллекта, в которых, в зависимости от успешности решения ранее предложенных заданий, осуществляется выбор сложности последующих заданий.

4.1.1 Невербальные тесты интеллекта Как уже указывалось выше, одним из критериев классификации мето-дик в отечественной психологической диагностике является форма (харак-тер) стимульного материала. По этому критерию выделяют вербальные и не-вербальные тесты интеллекта. Первые состоят из заданий, стимульный мате-риал которых представлен в языковой форме — это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных язы-ковой формой. Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в кото-рых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде гра-фических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (ку-бики, части объектов и пр.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно делаются простыми и по воз-можности короткими. Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели сло-весного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление. В зарубежной психодиагностике иногда применяется несколько от-личная от изложенной классификация методик. Выделяются:• тесты действия;• неязыковые;• невербальные тесты. Тесты действия (performance tests) требуют операций с предметамипри минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения зада-ний посредством каких-либо движений на бумаге (рисование фигуры, вычер-чивание пути выхода из лабиринта и пр.). Неязыковые тесты (nonlanguage tests) разрабатываются так, что не требуют использования языка ни от испытуемого, ни от диагноста. Стимуль-ный материал этих тестов представлен в невербальной форме, а инструкции к ним осуществляются непосредственным показом или жестами, без использо-вания речи (как устной, так и письменной). Невербальные тесты (nonverbal tests) в излагаемой классификации правильнее называть, как указывает А. Анастази, тестами, не требующими умений читать и писать. Их выполнение опирается на применение устных инструкций и общение с диагностом. В заданиях могут быть использованы как предметы и наглядные изображения, так и вербальное содержание. На-пример, они могут быть направлены на диагностику понимания значений слов, предложений или коротких абзацев, предъявляемых с помощью изобразительных средств (с одновременными устными указаниями но каждо-му заданию). Поэтому в отличие от неязыковых тестов невербальные (в по-нимании некоторых западных психологов) непригодны для лиц, говорящих на другом языке, а также для неслышащих индивидов. Тесты действия, неязыковые и невербальные тесты за рубежом обыч-но называют тестами для специфических популяций. Это связано с тем, что перечисленные тесты изначально разрабатывались и применяются для диаг-ностики индивидов, которые не могли быть адекватно оценены с помощью обычных, традиционных вербальных тестов. Это:• дети с неразвитой речью;• не умеющие читать и писать;• дети дошкольного возраста с дефектами речи;• дети с задержками умственного развития;• неграмотные и не умеющие читать любого возраста;• иностранцы;• те, кто длительное время находился в среде с дефицитом общения (заклюю-ченные). Помимо перечисленных групп испытуемых, тесты с невербальным содержанием заданий применяются для диагностики тех индивидов, в отно-шении которых важно оценить уровень развития наглядного мышления. Это, например, могут быть профессиональные группы (чертежники, конструкто-ры, художники и пр.). Рассмотрим некоторые из широко применяемых (в том числе и в на-шей стране) невербальных тестов интеллекта. Примером теста действия является тест Доски форм Сегена (SeguinForm Boards), известный в нашей стране под названием Тест воспроизведе-ния прежнего порядка на доске, разработанный французским врачом Э. Сегеном в 1866 г.. Он применяется для диагностики детей с умственной отсталостью, начиная с 2 лет. Другое название этой методики — Доски форм Сегена — связано с характером стимульного материала, состоящего из 5 до-сок с гнездами, в которых расположены разные фигурки. Диагностика прово-дится индивидуально. Перед ребенком располагают первую доску с вставле-ными в гнезда фигурками и предлагают внимательно рассмотреть ее. Через 10 сек. психолог переворачивает доску, а выпавшие из гнезд фигурки переме-шивает, после чего просит ребенка воспроизвести прежний порядок (уложить все фигурки на прежнее место). Делаются три пробы, а показателем является самое короткое время, потребовавшееся ребенку для выполнения задания. Процедура повторяется с каждой из четырех досок. Помимо времени выполнения, фиксируются ошибки, отдельные попытки и особенности действий ребенка, его высказывания, а также характер использования помощи психолога при безуспешных попытках выполнить задания. Методика Сегена, являясь достаточно простой в использовании, отли-чается хорошими дифференцирующими возможностями (оценивает разные уровни умственной отсталости) и широко применяется в настоящее время в клинической психодиагностике. К тестам действия относятся лабиринтные тесты, первый из которых был разработан в 1914 г. С. Д. Портеусом (Porteus Maze Test). Эти тесты сос-тоят из серий изображенных линиями лабиринтов возрастающей трудности. От испытуемого требуется провести кратчайший путь от входа до выхода из лабиринта, не отрывая карандаша от бумаги. Показателями в этих тестах являются время выполнения и число допущенных ошибок. Они довольно широко используются для диагностики, как детей, так и взрослых. Типичным и широко распространенным невербальным тестом интел-лекта являются Прогрессивные матрицы (Progressive Matrices), разработан-ные в Великобритании. Авторами первой редакции, появившейся в 1936 г. и предназначенной для диагностики детей, были Л. Пенроуз и Дж. Равен. Впоследствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж. Равен, поэтому рассматриваемую методику иногда называют тестом Равена (Raven's Progressive Matrices — RPM). Первый вариант для взрослых появился в 1960 г. Методика основана на теории гештальтпсихологии. Каждое задание рас-сматривается как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Предполагается, что вначале испытуемый осуществляет глобаль-ное оценивание матрицы, а затем дифференцирует изображение на отдель-ные элементы с выделением принципа из интеграции. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и позволяет обнаружить недостающую часть изображения. Разработанный в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом его измерения является выявление отношений между абстрактными фигурами, этот тест многими британскими психологами рас-сматривается как лучший из существующих измеритель генерального факто-ра (g-фактора). Стимульным материалом этой методики являются матрицы — компо-зиции с пропущенным элементом. Испытуемый должен выбрать недостаю-щий элемент среди 6-8 предложенных вариантов. В настоящее время исполь-зуются три формы теста, рассчитанные на разный возраст и разный уровень интеллектуального развития. В каждой из них однотипные, но возрастающей сложности задания организованы в некоторое число серий, трудность кото-рых также повышается от первой к последующим. Усложнение заданий как внутри каждой серии, так и от серии к серии позволяет, по мнению автора, осуществить принцип прогрессивности (с ним связано и название методики — Прогрессивные матрицы). Он состоит в том, что выполнение предшест-вующих заданий является подготовкой испытуемого к выполнению после-дующих — идет процесс обучения. Проведение теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым. Психометри-ческие параметры высоки и получены на разных как по объему, так и по характеру выборках. В группу невербальных тестов включают тесты, разработанные спе-циально для диагностики представителей разных культурных групп. Как уже сообщалось, связь тестирования интеллекта с культурой определенной со-циальной группы ограничивает сферу применения тестов. Они оказываются неадекватными для обследования лиц, принадлежащих к иной культуре, нежели та, в которой они создавались. Поэтому перед исследователями вста-ла проблема разработки таких интеллектуальных тестов, которые были бы свободны от влияния культуры. При их создании пытались исключить пара-метры, по которым чаще всего различаются культуры. Наиболее известный из них — язык, другой параметр — скорость выполнения теста; еще одно различие между культурами — наличие специфичной информации, которая может предоставляться лишь в некоторых культурах. Учет этих параметров различий между культурными группами привел к тому, что тесты, «свобод-ные от влияния культуры» (culture-free, culture-fair), делали невербальными, в них не использовали информацию, специфичную для некоторых культур и старались исключить влияние скорости выполнения. Первым тестом, свободным от влияния культуры, считается армейс-кий тест Бета, разработанный в США в период первой мировой войны. Еще один тест такого типа — Нарисуй человека (Draw-a-Man Test), разработан-ный американским психологом Ф. Гудинаф и описанный в 1926 г., был предназначен для диагностики детей в возрасте от 3 до 13 лет. Ребенка про-сили изобразить на листе бумаги мужчину, причем, сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивалось. Оценка уровня интеллектуаль-ного развития осуществлялась на основе того, какие части тела и детали одежды изображал испытуемый, как учтены пропорции фигуры, перспектива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка, а также получила статистические нормы для каждой возрастной группы. Этот тест применялся без изменений с момента создания до 1963 г., когда Д. Харрис пересмотрел его, расширил и опубликовал под названием Тест рисования Гудинаф-Харриса (Goodenough-Harris Drawing Test). В этом варианте после завершения рисунка мужчины ребенку предлагалось рисовать женщину. Выполнение оценивалось на основе учета 73 элементов рисунка (для изображения мужчины) и 71 (для изображения женщины). Наряду с оценкой рисунков по элементам была предложена более простая обработка — качественная оценка путем их сопоставления с 12 образцами-эталонами (по степени сходства). Нормы были получены для возрастов от 5 до 15 лет. Ретестовая надежность Теста рисования выше, чем у теста Гудинаф (порядка 0,80), а валидность сохранилась на том же уровне. В России эти методики не использовались. Применение Теста рисования для обследования разных культур и этнических групп показало, что его результаты в большей степени зависят от фактора культуры, чем это предполагалось авторами. Проанализировав рабо-ты, относящиеся к этому тесту, Ф. Гудинаф и Д. Харрис высказали мнение, что «поиск теста, свободного от влияния культуры, независимо от того, изме-ряет ли он интеллект, художественные способности, социально-личностные характеристики или любые другие черты, является иллюзорным». Еще один Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры (Culture-Fair Intelligence Test), был разработан Р. Б. Кеттеллом. Он имеет три варианта. Первый предназначен для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых; второй — для детей 8-13 лет и взрослых, не имеющих высшего об-разования; третий для детей 10-16 лет и взрослых с высшим образованием. Тест состоит из двух частей, каждая из которых включает по 4 одина-ковых субтеста. Субтест «Серии» состоит из заданий, требующих выбора завершающего серию элемента. В заданиях субтеста «Классификации» следует найти элемент, не подходящий к другим находящимся в ряду. В субтесте «Матрицы» нужно отметить элемент, правильно дополняющий каж-дую матрицу. В субтесте «Условия» требуется найти среди предлагаемых ва-риантов тот, для которого соблюдалось условие, заданное в образце. Все задания представлены в графической форме, а время их выполнения ограничено 3-4 мин. Первичные баллы переводятся в шкальные оценки, по которым устанавливается соответствие испытуемого статистической норме (ее границы 84 и 116 IQ). Коэффициенты надежности и валидности этого теста находятся на нижнем уровне допустимости, а проверки на выборках из разных стран Евро-пы, Америки, Азии и Африки показали зависимость его результатов от фак-тора культуры. В заключение следует отметить, что по данным многих тестологов валидность тестов, разрабатываемых как «свободные от влияния культуры», низка в любой культуре. Это объясняется тем, что пытаясь исключить из за-даний тестов специфичное содержание и оставить только равно известное представителями разных культур, диагносты измеряют с их помощью три-виальные функции, не всегда соотносимые с показателями интеллектуально-го развития. По существу, устранение культурных различий из тестов интел-лекта означает исключение из них интеллектуальных компонентов. Как отме-тил Дж. Брунер, «свобода от культуры» есть просто «свобода от интеллекта». 4.1.2 Групповые тесты интеллекта, применяемые в отечественной практике В этом разделе речь пойдет о двух переводных интеллектуальныхметодиках, которые были адаптированы, стандартизированы и подвергнуты проверкам на надежность и валидность в Психологическом институте РАО группой психологов, руководимых К. М. Гуревичем. Это тест Р. Амтхауера (для подростков) и групповой тест Дж. Ванны (для учащихся 10-12 лет). Тест структуры интеллекта Амтхауера (Amthauer Intelligenz Struc-tur — Test) — это один из известнейших групповых тестов, широко исполь-зуемых в немецкоязычных странах. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.) и предназначен для измерения уровня интеллек-туального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один —память. Во всех группах заданий, за исключением 4-6 субтестов, используются задачи закрытого типа. Тест имеет две формы (А и Б), которые проверялись на взаимозаме-няемость. Общее время выполнения теста (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 мин. В нашей стране адаптированный вариант теста Р. Амтхауера был ис-пользован при обследовании учащихся VIII—XI классов городских и сельс-ких школ (более 500 человек). Получены данные о достаточно высокой на-дежности и валидности этого теста. Тест, известный в нашей стране под названием Групповой интеллект-уальный тест (ГИТ), в оригинале имеет название — Vana Intelligence Test — VIT. Он разработан словацким психологом Дж. Ваной и известен как надеж-ный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы инстру-мент. Тест содержит 7 субтестов. ГИТ разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаме-няемость. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 мин). Адаптация теста была проведена на учащихся III—VI классов городс-ких и сельских школ (выборка более 500 человек). Полученные результаты также свидетельствуют о достаточно высокой надежности и валидности это-го теста. Помимо общего балла по тестам, авторы отечественных модифика-ций ГИТа и теста Амтхауера предлагают способы оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы и некоторые другие линии анализа. Таким образом, изначально тесты интеллекта позволяли лишь дифференцировать испытуемых, но не расставить их на абсолютной шкале интеллекта. В общем же следует отметить, что тесты интеллекта удачнее ра-ботают по отрицательному критерию: хорошо дифференцируют умственную отсталость от нормы и хуже различают норму от высоких уровней интеллек-туальной одаренности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: