Часть IV
Часть III ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
Часть II ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Часть I
Оглавление
Киев. Харьков. Минск
Ростов-на-Дону. Екатеринбург. Самара. Новосибирск
Москва. Санкт-Петербург. Нижний Новгород. Воронеж
ПИТЕР
М. К. Акимовой
Под редакцией
Диагностика
Психологическая
ПИТЕР
Социокультурные аспекты психодиагностики
Различных сфер личности
Особенности психологической диагностики
И их применение
Психодиагностические методики
Теоретические основы психодиагностики
М. К. Акимовой
Под редакцией
Диагностика
Предисловие.............................................................................................................................7
Глава 1. История психологической диагностики................................................................20
§ 1. Истоки психодиагностики.............................................................................................21
§ 2. Возникновение тестирования........................................................................................23
§ 3. Другие виды диагностических методик.......................................................................30
§ 4. Отечественные работы в области психологической диагностики............................33
Вопросы и задания.................................................................................................................39
Рекомендуемая литература....................................................................................................40
Глава 2. Классификация психодиагностических методик.................................................41
§ 1. Типы диагностических методик....................................................................................42
§ 2. Формализованные методики.........................................................................................43
Тесты.......................................................................................................................................44
Опросники..............................................................................................................................47
Проективная техника.............................................................................................................49
Психофизиологические методики........................................................................................50
§ 3. Малоформализованные методики.................................................................................51
Метод наблюдения.................................................................................................................51
Беседа......................................................................................................................................56
Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).............................................................59
Вопросы и задания.................................................................................................................62
Рекомендуемая литература...................................................................................................62
Глава 3. Психометрические требования к построению и проверке
методик...................................................................................................................................64
§ 1. Стандартизация..............................................................................................................66
§ 2. Надежность и валидность.............................................................................................72
Надежность.............................................................................................................................72
Валидность..............................................................................................................................78
Вопросы и задания.................................................................................................................85
Рекомендуемая литература...................................................................................................85
Глава 1. Диагностика интеллекта и умственного развития...............................................88
§ 1. Представления об интеллекте.......................................................................................89
§ 2. Представления о структуре интеллекта.......................................................................96
§ 3. Интеллект и интеллектуальные тесты.......................................................................105
§ 4. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной
психологии на современном этапе.....................................................................................110
§ 5. Невербальные тесты интеллекта................................................................................113
§ 6. Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера...............................................................118
§ 7. Групповые тесты интеллекта, применяемые в отечественной
практике.................................................................................................................................121
§ 8. Проблемы отечественной диагностики интеллектуального
(умственного) развития........................................................................................................124
Вопросы и задания...............................................................................................................134
Рекомендуемая литература..................................................................................................134
Глава 2. Креативность и ее диагностика............................................................................136
§ 1. Представления о креативности...................................................................................136
§ 2. Тесты креативности.......................................................................................................141
Вопросы и задания...............................................................................................................146
Рекомендуемая литература..................................................................................................146
Глава 3. Возможности тестов в диагностике способностей............................................147
§ 1. Представления о способностях в отечественной и зарубежной
психологии............................................................................................................................147
§ 2. Тестовые показатели и измерение способностей......................................................154
§ 3. Тестирование специальных способностей в нашей стране
и за рубежом.........................................................................................................................158
Вопросы и задания................................................................................................................161
Рекомендуемая литература..................................................................................................161
Глава 1. Опросники личностные.........................................................................................164
§ 1. Типологические опросники личности.......................................................................166
§ 2. Опросники черт личности...........................................................................................177
§ 3. Личностные опросники мотивации............................................................................182
§ 4. Личностные опросники интересов.............................................................................185
§ 5. Опросники личностных ценностей............................................................................187
§ 6. Личностные опросники установок.............................................................................189
§ 7. Психосемантические методы диагностики личности.............................................193
§ 8. Методологические вопросы разработки и применения
личностных опросников......................................................................................................199
Вопросы и задания...............................................................................................................205
Рекомендуемая литература.................................................................................................206
Глава 2. Проективные методики.........................................................................................207
§ 1. Проективные методики структурирования................................................................209
§ 2. Проективные методики интерпретации.....................................................................211
§ 3. Проективные методики экспрессии............................................................................216
Вопросы и задания...............................................................................................................219
Рекомендуемая литература..................................................................................................219
Глава 1. Прогностичность результатов личностных методик.........................................222
§ 1. Субъективизм средовых оценок и индивидуальный прогноз
поведения..............................................................................................................................223
§ 2. Идиографический подход в диагностике и индивидуальный
прогноз поведения................................................................................................................230
Вопросы и задания...............................................................................................................233
Рекомендуемая литература..................................................................................................234
Глава 2. Социокультурные аспекты психодиагностики...................................................235
§ 1. Влияние культуры на личность и познавательные функции
человека.................................................................................................................................236
§ 2. Диагностическая процедура и влияние культуры......................................................241
§ 3. Содержание методик как фактор, опосредующий влияние
культуры................................................................................................................................244
Вопросы и задания...............................................................................................................253
Рекомендуемая литература..................................................................................................253
Глава 3. Морально-этические проблемы в работе психодиагноста................................255
§ 1. Этические проблемы, относящиеся к личности
и профессиональным качествам индивидов, связанных
с диагностическими методиками........................................................................................256
§ 2. Этические проблемы, связанные с обеспечением прав индивидов,
подвергаемых диагностированию.......................................................................................261
Обеспечение тайны личности..............................................................................................261
Конфиденциальность............................................................................................................264
Сообщение результатов обследования...............................................................................266
§ 3. О социально-психологических основаниях этического кодекса
психолога-диагноста............................................................................................................268
Вопросы и задания...............................................................................................................269
Рекомендуемая литература.................................................................................................270
Глава 4. Перспективы развития психологической диагностики.....................................271
§ 1. Перспективы, связанные с научным пониманием генетической
природы ответов-реакций....................................................................................................272
§ 2. Перспективы, связанные с определением интеллекта............................................. 276
§ 3. Перспективы, связанные с анализом содержания решаемых
задач.......................................................................................................................................277
Вопросы и задания................................................................................................................281
Рекомендуемая литература..................................................................................................281
Послесловие..........................................................................................................................282
Краткий терминологический словарь.................................................................................287
Литература............................................:................................................................................294