АТАКИ
ПРОСТЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАПАДЕНИЯ И ОБОРОНЫ
Уколы переводом
Уколы прямо
УКОЛЫ
В фехтовальном бою на саблях уколы (рис. 139) производятся, как правило, прямо и переводом. Укол переносом применяется крайне редко.
Уколы прямо саблей осуществляются в общих чертах примерно так же, как и в фехтовании на рапирах, в результате движения оружия острием вперед вдоль продольной оси клинка до прикосновения острия к телу противника.
Из третьей позиции и близких к ней положений выполнение укола начинается с выпрямления руки в сторону противника и приведения кисти, совершаемого с целью уменьшить или совсем устранить угол между выпрямленной рукой и клинком сабли. Нанесение укола сопровождается усиленным нажатием на спинку рукоятки большим пальцем, что придает точность и целеустремленность движению острия.
В момент прикосновения острия сабли к телу противника лезвие клинка должно быть обращено вправо или вправо-вверх, так как при этих положениях оружия кисть лучше всего защищена гардой от возможных ударов по ней.
|
|
Выполнение укола может сопровождаться предварительным перехватыванием рукоятки за ее конец, что не следует, однако, превращать в привычку. При уколе с выпадом выпрямление руки должно, как и при уколе рапирой, опережать постановку правой ноги на пол, вследствие чего укол совершается раньше, нежели завершится движение выпада.
Укол переводом выполняется так же, как при фехтовании на рапирах, но рука, разгибаясь, во время обведения сабли противника поворачивается ладонью вниз или вниз-вправо (рис. 140), а конец клинка в своем обводящем движении опускается значительно ниже, нежели у рапириста, что обусловлено большим размером сабельной гарды и сравнительно низким обычно ее положением при фехтовании на саблях. Движение перевода осуществляется выпрямляющейся рукой при помощи последовательно следующих пронации кисти, сгибания, приведения и, наконец, разгибания.
В фехтовании на саблях простая атака содержит в себе только одно движение оружием — удар или укол. Это обстоятельство не исключает применения в простой атаке нескольких и различных приемов приближения. Для атаки типично преодоление той дистанции, на которой фехтующие пребывают большую часть времени боя, т. е. дальней или близкой к ней. Простая атака на руку и голову в некоторые моменты боевого маневрирования может выполняться при помощи одного только выпада. Обычно же атака совершается с предварительным сближением, т. е. посредством последовательного сочетания шага или скачка вперед с выпадом или броска. Шаг вперед в сближении применяется обыкновенно в тех случаях, когда атакующий допускает возможность контратаки и поэтому готов ее встретить и намерен при этом решать, что и каким образом поражать уже после шага или во время его выполнения — в зависимости от поведения противника в эти моменты. Скачок вперед применяется чаще в тех случаях, когда атакующий, полагая, что его нападение неожиданно для противника, заботится лишь о придании своей атаке максимальной быстроты. Применение различных приемов сближения и их сочетания с движениями оружием зависит в основном от дистанции боя и содержания атаки.
|
|
В ударах и уколах с выпадом возникает сложное и изменчивое соотношение движений оружия, руки, туловища и ног. При коротком выпаде толчок ног и выпрямление вооруженной руки (доставляющей оружие к месту удара) начинаются одновременно, самый же удар — прикосновение совершается много раньше постановки на пол стопы правой ноги.
При выпаде средней длины выпрямление вооруженной руки, т. е. посыл оружия на удар, начинается чуть позже начала выпада, но удар-прикосновение также опережает постановку на пол правой ноги, хотя уже в меньшей степени.
При предельно длинном выпаде движение удара начинается лишь в момент выноса правой ноги, т. е. тогда, когда разгибание левой ноги и наклон туловища уже создают возможность производить удар (см. рис. 113). Тем не менее разгибание вооруженной руки опережает движение правой ноги, и удар все-таки совершается раньше постановки стопы правой ноги на пол, но уже с минимальным опережением.
Такая изменчивость в координации движений руки и ног обусловлена тем, что выполнение рукой удара занимает примерно в три раза меньше времени, нежели выполнение даже среднего кыпада. Однако некоторые моменты ударов с выпадом остаются неизменными, несмотря на разную длину выпадов, а именно: продвижение тела вперед никогда не начинается позже движения руки, так как удар невозможен без доставки руки, и утар-прикосновение во всех случаях опережает постановку на пол выносимой вперед ноги.
В атаках с дальней дистанции с шагом вперед и выпадом выпрямление руки вперед для нанесения удара-укола начинается после шага.
Атака броском (стрелой) в фехтовании на саблях имеет большое распространение и, как правило, выполняется с дальней дистанции при помощи стартообразного броска (согласно описанию этого приема применительно к рапире). Движение удара рука начинает в тот момент, когда атакующий в процессе сближения окажется от противника на дистанции, немного менее средней. Нанесение удара-укола застает атакующего в последний момент опоры правой ногой, а иногда даже в начале полета, следующим за этим моментом (рис. 141).
Оба вида контратак, останавливающие удары-уколы и удары в темп, находят применение в боях на саблях. Особенно часто саблисты пользуются ударами в темп по руке. Объясняется это тем, что рука является наиболее приближенной частью поражаемого пространства противника и, кроме того, неминуемо открывающейся при попытках его наносить удары-уколы. В силу этих обстоятельств около половины всех ударов, наносимых в обороне, приходится на долю ударов в темп по руке. Атакующий саблист поэтому прежде всего заботится о предотвращении этих контратак. Удары в темп по руке являются как бы первой линией обороны, и при неуспехе здесь обороняющийся еще имеет возможность избежать удара-укола, применив защиту с последующим ответом. Поэтому в тренировке в ударах в темп по руке эти удары, в первую очередь, должны сопровождаться последующим парадом с ответом и, во вторую — глубоким отступлением, пресекающим схватку. Удары в темп можно производить по разным частям руки и с разных сторон. Выгоднее, однако, наносить удары по кисти и предплечью, так как эти удары позволяют поражать противника в максимальном отдалении от обороняющегося. В зависимости от движения или положения руки противника в начале его атаки руку следует в контратаке рубить с различных сторон. При обманах противника вниз руку выгодно рубить сверху, при обманах вверх — снаружи и снизу. Если противник применяет удары (батманы) по оружию и захваты, его руку надо рубигь с переводами и переносами; если же он начинает сближение, не производя рукой никаких действий, сохраняя боевую, т. е. нейтральную, позицию, руку его можно рубить сверху изнутри или снаружи. Во всех случаях при ударе по руке в контратаке следует быть готовым взять защиту от возможного последующего удара противника. Наиболее часто в темп ударяют по руке снаружи (см. рис. 134). Объясняется это тем, что в боевых позициях и движениях рука снаружи обычно оказывается наиболее открытой и, кроме того, рубить руку снаружи технически значительно удобнее, нежели с других сторон. Выгоднее всего удары по предплечью, поскольку гарда, сама по себе прикрывающая кистью, не всегда препятствует ударам по предплечью.
|
|
Удары в темп по руке можно применять в различные моменты сближения и атаки противника, но во всех случаях предпочтительнее выполнять их в отступлении. Ударять в темп можно противника как совершающего предварительное сближение, так и уже начавшего финальное движение удара-укола. Ранняя попытка ударов в темп в сочетании с быстрым отступлением создает наиболее выгодные условия для «выигрыша темпа» и для совершения повторных попыток рубить в темп, совпадающих по времени или со следующими шагами вперед противника или с началом его выпада. Часто применяемая страховка от удара в темп по руке снаружи в виде принятия в шаге вперед положения третьей защиты вызывает широкое применение ударов в темп по голове. Вследствие этого у многих саблистов в контратакующих действиях возникает дилемма: при закрытой голове у противника — удар в темп по руке снаружи, при закрытой руке от удара снаружи — удар в темп по голове.
|
|
Останавливающий удар-укол применяется в фехтовании на саблях значительно реже удара в темп. В этой контратаке, совершаемой обычно с выпадом и гораздо реже броском, чаще всего противник поражается уколом прямо, переводом и ударом по голове, реже — по правому боку и совсем редко — по левому. Останавливающий удар, что явствует из самого названия, имеет целью пресечь атаку в самом ее зарождении, т. е. так рано нанести противнику укол-удар, чтобы остановить его в движении вперед. Наилучшим образом с этой задачей справляется укол, который не только психологически, но и фактически останавливающим образом действует на противника. Другим преимуществом укола является, во-первых, то, что им противник поражается раньше, нежели ударом, так как острие оружия ближе к противнику, нежели лезвие, а во-вторых, тем, что по началу своего движения укол переводом и прямые уколы из позиций с опущенным оружием похожи на попытку рубить руку снаружи или снизу, что часто заставляет атакующего передерживать положение третьей позиции. Останавливающие уколы и удары по голове, подобно ударам в темп по голове, в большой степени являются опровержением действий противника, страхующих его от удара в темп по руке снаружи, принятием предупредительного положения третьей зашиты. Останавливающий удар по правому боку, в свою очередь, является контрмерой на предупредительное принятие противником во время его сближения пятой позиции. Технически останавливающие удары и уколы ничем не отличаются от простых атак с выпадом. Укол в контратаке можно выполнять и с оппозицией (рис. 142). Все останавливающие удары выполнимы и в броске.
Удары в контртемп представляют собой контратаку на контратаку. Как правило, удары в контртемп выполняются в момент начала вызванной контратаки противника. Наиболее благоприятным условием поражения противника ударом в контртемп является его контратака с обманом. Особая трудность применения ударов в контртемп заключается в близости противника, совершающего контратаку. Примеры наиболее применимых ударов в контртемп:
Саблист делает шаг вперед в третьей позиции, вызывая контратаку уколом с выпадом. Противник пытается совершить вызываемое, на что первый в прыжке назад ударяет в контртемп по руке сверху, сам не получая укола.
Саблист движется вперед с опущенной и взятой на себя рукой, вызывая контратаку с обманом на голову. Противник совершает вызываемый обман на голову, но во время его выполнения получает удар в контртемп по руке снаружи.
Саблист приближается шагом вперед к противнику, открыв свою руку снаружи. Противник пытается ударить в темп по руке снаружи, на что первый ударяет в контртемп по руке сверху, подняв высоко свою кисть и избежав этим удара в темп.