Держание шпаги и управление клинком. Рукоятки шпаги отличаются от рапирных в основном лишь несколько большими габаритами. Способ держания рукоятки шпаги такой же, каю и рапиры (рис. 154, а, б). Расположение пальцев на рукоятке должно обеспечивать возможность выполнять шпагой точные и быстрые движения, сохраняя при этом способность тонко воспринимать характер действий противника в момент соприкосновения клинков. Излишнее мышечное напряжение вооруженной руки, чрезмерное сжимание рукоятки пальцами, особенно в момент выполнения боевых действий, отрицательно сказывается на быстроте и точности движений.
Грубой ошибкой считается держание рукоятки с выпрямленным вдоль указательным пальцем, так как он является ведущим в управлении оружием. Правильное расположение пальцев на рукоятке, точное распределение мышечных усилий вооруженной руки в момент выполнения боевых действий, совершенствование способности воспринимать действия противника по характеру соприкосновения оружием — основное, за чем должен следить фехтовальщик на тренировке.
Боец на шпагах должен хорошо чувствовать острие клинка, тонко и точно управлять им за счет работы кисти и пальцев. Управление клинком шпаги отличается от управления клинком рапиры тем, что оно проходит на более выпрямленной вооруженной руке или с одновременным ее выпрямлением, при обязательном перемещении гарды в линии клинка противника для создания оппозиции при движении острия к цели.
Для овладения управлением клинком шпаги применяются такие же упражнения, как и в фехтовании на рапирах, но с более мелким движением острия шпаги ближе к центру боевой плоскости, с одновременным движением гарды и вооруженной руки вперед и оппозицией в конечных положениях.
Строевые положения и движения в фехтовании на шпагах такие же, как и в фехтовании на рапирах. При переходе в положение «к бою», левую ногу отставляют назад на полторы ступни. Остальные приемы — строевая стойка, исходное положение, приветствие, положение «подвысь», переход в положение «к бою», сбор и положение «вольно»,— аналогичны движениям на рапире.
Боевая стойка, передвижения и выпад. Боевая стойка фехтовальщика на шпагах отличается от боевой стойки фехтовальщиков на рапирах более высоким положением центра тяжести тела за счет более узкого расположения ног и небольшого их разгибания в целях свободного маневрирования. Вес тела в типовой боевой стойке равномерно распределен на обе ноги (рис. 155). Кроме того, она отличается еще положением вооруженной руки и оружия в боевой позиции: вооруженная рука более вытянута вперед, предплечье и оружие составляют одну прямую линию, примерно параллельную полу, и располагаются в одной плоскости с боевой линией. Конец оружия угрожающе направлен в руку противника. Такое положение руки и оружия в боевой позиции обеспечивает возможность наиболее эффективно применять в бою весь арсенал средств нападения, обороны и подготавливающих действий. Вооруженная рука, занимающая такое положение, наиболее надежно закрыта от противника. В то же время положение вооруженной руки и оружия в такой позиции ограничивает атакующие возможности противника, являясь как бы первым «эшелоном» обороны. Оружие в боевой позиции должно позволять фехтовальщику быстро и правильно реагировать на различные действия противника.
Отклонение от описанной выше боевой стойки вынуждает фехтовальщика пользоваться в бою ограниченными средствами. Так, боец на шпагах, держащий вооруженную руку в боевой позиции более согнутой в локтевом суставе или отведенной в сторону от боевой линии, имеет ограниченные возможности в средствах нападения. Фехтовальщик, держащий оружие в чрезмерно выпрямленной руке, обедняет себя в средствах нападения и обороны. Некоторые спортсмены держат вооруженную руку внизу (рис. 155, в).
Передвижения в боевой стойке выполняются шагами различной длины, скачками вперед, назад и в стороны. Бойцы часто переставляют вперед вначале левую ногу, а затем правую, при отходе назад наоборот — вначале правую, а затем левую. В бою бойцы широко используют разнообразные способы передвижения, включая бег вперед и назад.
Атаки уколом в кисть и предплечье вооруженной руки наиболее часто применяются с шагом или скачком вперед. Более глубокие атаки обеспечиваются различными по характеру и длине выпадами или движениями броска «стрелой», которые сочетаются с различными способами передвижений: шаг, шаг вперед — выпад; шаг назад — выпад; шаг вперед — бросок «стрелой», шаг назад — бросок «стрелой», полувыпад и «стрела», несколько шагов вперед — выпад или «стрела» и т. д.
Выпад и возвращение в боевую стойку. При фехтовании на шпагах выпад имеет некоторую специфичность в исполнении. Это объясняется главным образом более значив тельной поражаемой поверхностью по сравнению с другими видами фехтования. Возможность наносить уколы в маску, туловище, руку и ногу способствует разнообразию способов выполнения выпада. Он может быть коротким (при уколе в кисть или предплечье вооруженной руки), несколько большим (при уколе в плечо) и длинным (при нанесении укола в туловище и ногу). Длина выпада зависит и от дистанции, с которой проводится атака, а также от различных тактических вариантов его выполнения.
По характеру выпад может быть скоростным, т. е. исполненный с высокой начальной скоростью, и умышленно затянутым — с медленным началом и максимально быстрым завершением.
Скоростной выпад на шпагах аналогичен выпаду на рапирах. Он рекомендуется как типовой в начальном обучении. Скоростной выпад применяется с целью нанести противнику укол в минимальный отрезок времени с предельной скоростью.
Умышленно затянутый выпад рекомендуется для спортсменов старших разрядов, которые применяют его в атаках «с ожиданием». Выполняется так же, как и на рапирах.
Фехтовальщики на шпагах применяют иногда «шагообразный» выпад. После выполнения такого выпада боец моментально переходит вперед в положение боевой стойки. Это достигается путем быстрого подтягивания левой ноги к правой после законченного толчка. В результате этого атакующий, как бы делая растянутый большой шаг вперед, приходит в положение боевой стойки готовый к продолжению боевых действий. Левую ногу приставляют, как только правая нога коснулась пола. Фехтовальщик не фиксирует конечного положения выпада, а с предельной быстротой закрывается вперед. Эта разновидность выпада имеет широкое применение при повторных действиях.
Возвращение с выпада назад в боевую стойку происходит за счет активного сгибания левой ноги, отталкивания правой с последующей перестановкой ее на первоначальное место, а также маха и сгибания левой руки вверх. Все эти три движения выполняются одновременно, что придает необходимую скорость при возвращении в боевую стойку.
При возвращении с выпада движения вооруженной рукой выполняются двумя способами. В первом способе вооруженная рука сгибается, принимая определенную позицию. Это происходит несколько раньше, чем ноги станут в положение боевой стойки. Во втором способе вооруженная рука в момент ухода с выпада остается прямой с тенденцией потянуться вперед. Она сгибается и принимает положение только после того, как ноги займут положение боевой стойки. Первый способ движения вооруженной руки, в момент ухода с выпада, является предпосылкой для последующего принятия бойцом защитных действий, а второй способ — для проведения контратакующих действий, характерных для фехтования на шпагах.
Возвращение с выпада вперед выполняется за счет сгибания левой ноги и перестановки ее вперед в положение боевой стойки. Левая и правая руки двигаются аналогично, как при возвращении с выпада назад.
Позиции, их перемена, уклонения и бросок «стрелой». Выше было описано положение вооруженной руки и оружия в боевой позиции. В фехтовании на шпагах принята та же нумерация позиций и соединений, что и в фехтовании на рапирах. Однако положение вооруженной руки и оружия в позициях у фехтовальщиков на шпагах несколько отличаются от принятых в фехтовании на рапирах.
Основное отличие заключается в том, что предплечье вооруженной руки у бойца на шпагах во всех основных позициях сохраняет горизонтальное положение, рука менее согнута в локтевом суставе. Конец оружия направлен в поражаемую поверхность противника.
Основными позициями в фехтовании на шпагах следует считать 6, 4, 8 и 7-ю.
6-я позиция (рис. 156,6) предохраняет верхнюю наружную линию от уколов изнутри. Гарда смещена от боевой линии вправо. Предплечье несколько супинировано. Острие направлено к центру.
4-япозиция (см.рис. 156,6, 4) предохраняет верхнюю внутреннюю линию от уколов изнутри. Гарда смещена от боевой линии. Острие оружия направлено вперед и незначительно влево. Предплечье несколько пронировано и находится в горизонтальном положении.
8-я позиция (рис. 156, 8) предохраняет нижнюю наружную линию от уколов снаружи. Предплечье и гарда занимают такое же положение, как и в 6-й позиции. Острие клинка направлено вниз-вперед, на линию середины бедра впереди стоящей ноги.
7-я позиция (рис. 156, 7) предохраняет нижнюю внутреннюю линию от уколов изнутри. Предплечье и гарда занимают такое же положение, как в 4-й позиции, лишь несколько больше супинировано предплечье. Острие клинка опущено вниз-вперед.
1, 2, 3, 5 и 9-я позиции отличаются от применяемых в фехтовании на рапирах лишь меньшим сгибанием вооруженной руки в локтевом суставе.
Перемена позиций в фехтовании на шпагах выполняется так же, как и в фехтовании на рапирах: впереди себя или ближе к себе, в прямых, полукруговых и круговых переходах из одной позиции в другую, на месте и с передвижением вперед и назад, с выпадом и на выпаде. Кроме этого, перемену позиций можно выполнять с учетом особенностей управления клинком шпаги двумя другими способами. Первый способ — при перемене позиций продвигать острие клинка вперед или назад, оставляя его ближе к центру боевой линии, с оппозицией гардой в конечных положениях. Второй способ — при перемене позиции выпрямлять вооруженную руку и обозначать укол с оппозицией, направляя острие вперед ближе, к центру боевой линии. Упражнения в перемене позиций следует всемерно разнообразить и многократно повторять в различных сочетаниях.
Уклонения применяются в контратакующих действиях. Способы их выполнения в основном такие же, как и в фехтовании на рапирах, но выполняются они мгновенно за счет небольшого наклона, поворота или отклонения туловища или за счет приседания (рис. 157). После уклонения боец должен возможно быстрее возвратиться в положение боевой стойки.
Бросок «стрелой» в фехтовании на шпагах применяется преимущественно с дальней дистанции в сочетании с шагом вперед, назад и из положения выпада. Бросок выполняется, как и в фехтовании на рапирах, прыжком и набеганием (рис. 158).
Соединения, их перемена и упражнения с клинком. Соединения и их перемена в фехтовании на шпагах применяются реже, чем в фехтовании на рапирах. Выполняются они в большей мере слабой и средней частью клинка на более выпрямленной вооруженной руке из-за дистанции. Способы взятия соединения и их перемены выполняются так же, как в фехтовании на рапирах, но с меньшим выносом оружия в стороны и с сохранением оппозиции при постоянном держании острия в угрожающем положении (направленном в руку противника).
Упражнения с клинком. Упражнения в батманах разной силы, в захватах и завязываниях применяются так же, как и в фехтовании на рапирах, вместе с переменой соединения (см. стр. 191—195).
Обучение основным положениям и движениям.
Групповое обучение. Для начинающего фехтовальщика период обучения основным положениям и движениям является очень ответственным, так как здесь закладывается технический фундамент для его дальнейшего спортивного роста. Поэтому в начальном обучении следует обращать внимание на прочное освоение занимающимися основ школьной техники положений и движений бойца на шпагах.