Основные положения и движения и обучение им

Держание шпаги и управление клинком. Рукоятки шпаги отличаются от рапирных в основном лишь несколько большими габаритами. Способ держания рукоятки шпаги такой же, каю и рапиры (рис. 154, а, б). Расположение пальцев на рукоятке дол­жно обеспечивать возможность выполнять шпагой точные и бы­стрые движения, сохраняя при этом способность тонко восприни­мать характер действий противника в момент соприкосновения клинков. Излишнее мышечное напряжение вооруженной руки, чрезмерное сжимание рукоятки пальцами, особенно в момент выполнения боевых действий, отрицательно сказывается на бы­строте и точности движений.

Грубой ошибкой считается держание рукоятки с выпрямлен­ным вдоль указательным пальцем, так как он является ведущим в управлении оружием. Правильное расположение пальцев на рукоятке, точное распределение мышечных усилий вооруженной руки в момент выполнения боевых действий, совершенствование способности воспринимать действия противника по характеру со­прикосновения оружием — основное, за чем должен следить фехтовальщик на тренировке.

Боец на шпагах должен хорошо чувствовать острие клинка, тонко и точно управлять им за счет работы кисти и пальцев. Управление клинком шпаги отличается от управления клинком рапиры тем, что оно проходит на более выпрямленной воору­женной руке или с одновременным ее вы­прямлением, при обязательном перемеще­нии гарды в линии клинка противника для создания оппозиции при движении острия к цели.

Для овладения управлением клинком шпаги применяются такие же упражне­ния, как и в фехтовании на рапирах, но с более мелким движением острия шпаги ближе к центру боевой плоскости, с од­новременным движением гарды и воору­женной руки вперед и оппозицией в ко­нечных положениях.

Строевые положения и движения в фехтовании на шпагах такие же, как и в фехтовании на рапирах. При переходе в положение «к бою», ле­вую ногу отставляют назад на полторы ступни. Остальные прие­мы — строевая стойка, исходное положение, приветствие, поло­жение «подвысь», переход в положение «к бою», сбор и положе­ние «вольно»,— аналогичны движениям на рапире.

Боевая стойка, передвижения и выпад. Боевая стойка фехтовальщика на шпагах отличается от боевой стойки фехто­вальщиков на рапирах более высоким положением центра тяже­сти тела за счет более узкого расположения ног и небольшого их разгибания в целях свободного маневрирования. Вес тела в ти­повой боевой стойке равномерно распределен на обе ноги (рис. 155). Кроме того, она отличается еще положением воору­женной руки и оружия в боевой позиции: вооруженная рука бо­лее вытянута вперед, предплечье и оружие составляют одну пря­мую линию, примерно параллельную полу, и располагаются в одной плоскости с боевой линией. Конец оружия угрожающе на­правлен в руку противника. Такое положение руки и оружия в боевой позиции обеспечивает возможность наиболее эффективно применять в бою весь арсенал средств нападения, обороны и подготавливающих действий. Вооруженная рука, занимающая такое положение, наиболее надежно закрыта от противника. В то же время положение вооруженной руки и оружия в такой позиции ограничивает атакующие возможности противника, яв­ляясь как бы первым «эшелоном» обороны. Оружие в боевой по­зиции должно позволять фехтовальщику быстро и правильно реагировать на различные действия противника.

Отклонение от описанной выше боевой стойки вынуждает фехтовальщика пользоваться в бою ограниченными средствами. Так, боец на шпагах, держащий вооруженную руку в боевой по­зиции более согнутой в локтевом суставе или отведенной в сторону от боевой линии, имеет ограниченные возможности в средст­вах нападения. Фехтовальщик, держащий оружие в чрезмерно выпрямленной руке, обедняет себя в средствах нападения и обороны. Некоторые спортсмены держат вооруженную руку вни­зу (рис. 155, в).

Передвижения в боевой стойке выполняются ша­гами различной длины, скачками вперед, назад и в стороны. Бой­цы часто переставляют вперед вначале левую ногу, а затем пра­вую, при отходе назад наоборот — вначале правую, а затем ле­вую. В бою бойцы широко используют разнообразные способы передвижения, включая бег вперед и назад.

Атаки уколом в кисть и предплечье вооруженной руки наи­более часто применяются с шагом или скачком вперед. Более глубокие атаки обеспечиваются различными по характеру и длине выпадами или движениями броска «стрелой», которые сочета­ются с различными способами передвижений: шаг, шаг вперед — выпад; шаг назад — выпад; шаг вперед — бросок «стрелой», шаг назад — бросок «стрелой», полувыпад и «стрела», несколько ша­гов вперед — выпад или «стрела» и т. д.

Выпад и возвращение в боевую стойку. При фехтовании на шпагах выпад имеет некоторую специфичность в исполнении. Это объясняется главным образом более значив тельной поражаемой поверхностью по сравнению с другими вида­ми фехтования. Возможность наносить уколы в маску, туловище, руку и ногу способствует разнообразию способов выполнения выпада. Он может быть коротким (при уколе в кисть или пред­плечье вооруженной руки), несколько большим (при уколе в плечо) и длинным (при нанесении укола в туловище и ногу). Длина выпада зависит и от дистанции, с которой проводится атака, а также от различных тактических вариантов его выпол­нения.

По характеру выпад может быть скоростным, т. е. исполнен­ный с высокой начальной скоростью, и умышленно затянутым — с медленным началом и максимально быстрым завершением.

Скоростной выпад на шпагах аналогичен выпаду на ра­пирах. Он рекомендуется как типовой в начальном обучении. Скоростной выпад применяется с целью нанести противнику укол в минимальный отрезок времени с предельной скоростью.

Умышленно затянутый выпад рекомендуется для спортсменов старших разрядов, которые применяют его в атаках «с ожиданием». Выполняется так же, как и на рапирах.

Фехтовальщики на шпагах применяют иногда «шагообразный» выпад. После выполнения такого выпада боец момен­тально переходит вперед в положение боевой стойки. Это дости­гается путем быстрого подтягивания левой ноги к правой после законченного толчка. В результате этого атакующий, как бы де­лая растянутый большой шаг вперед, приходит в положение бое­вой стойки готовый к продолжению боевых действий. Левую ногу приставляют, как только правая нога коснулась пола. Фехто­вальщик не фиксирует конечного положения выпада, а с предель­ной быстротой закрывается вперед. Эта разновидность выпада имеет широкое применение при повторных действиях.

Возвращение с выпада назад в боевую стойку происходит за счет активного сгибания левой ноги, отталки­вания правой с последующей перестановкой ее на первоначаль­ное место, а также маха и сгибания левой руки вверх. Все эти три движения выполняются одновременно, что придает необхо­димую скорость при возвращении в боевую стойку.

При возвращении с выпада движения вооруженной рукой выполняются двумя способами. В первом способе вооруженная рука сгибается, принимая определенную позицию. Это происхо­дит несколько раньше, чем ноги станут в положение боевой стой­ки. Во втором способе вооруженная рука в момент ухода с вы­пада остается прямой с тенденцией потянуться вперед. Она сги­бается и принимает положение только после того, как ноги займут положение боевой стойки. Первый способ движения воо­руженной руки, в момент ухода с выпада, является предпосыл­кой для последующего принятия бойцом защитных действий, а второй способ — для проведения контратакующих действий, ха­рактерных для фехтования на шпагах.

Возвращение с выпада вперед выполняется за счет сгибания левой ноги и перестановки ее вперед в положение боевой стойки. Левая и правая руки двигаются аналогично, как при возвраще­нии с выпада назад.

Позиции, их перемена, укло­нения и бросок «стрелой». Вы­ше было описано положение во­оруженной руки и оружия в боевой позиции. В фехтовании на шпагах принята та же нуме­рация позиций и соединений, что и в фехтовании на рапирах. Однако положение вооружен­ной руки и оружия в позициях у фехтовальщиков на шпагах несколько отличаются от приня­тых в фехтовании на рапирах.

Основное отличие заключа­ется в том, что предплечье во­оруженной руки у бойца на шпагах во всех основных пози­циях сохраняет горизонтальное положение, рука менее согнута в локтевом суставе. Конец оружия направлен в поражае­мую поверхность противника.

Основными позициями в фехтовании на шпагах следует считать 6, 4, 8 и 7-ю.

6-я позиция (рис. 156,6) предохраняет верхнюю наруж­ную линию от уколов изнутри. Гарда смещена от боевой линии вправо. Предплечье несколько супинировано. Острие направ­лено к центру.

4-япозиция (см.рис. 156,6, 4) предохраняет верхнюю внут­реннюю линию от уколов изнутри. Гарда смещена от бое­вой линии. Острие оружия на­правлено вперед и незначительно влево. Предплечье несколь­ко пронировано и находится в горизонтальном положении.

8-я позиция (рис. 156, 8) предохраняет нижнюю наруж­ную линию от уколов снаружи. Предплечье и гарда занимают такое же положение, как и в 6-й позиции. Острие клинка направ­лено вниз-вперед, на линию середины бедра впереди стоящей ноги.

7-я позиция (рис. 156, 7) предохраняет нижнюю внутрен­нюю линию от уколов изнутри. Предплечье и гарда занимают такое же положение, как в 4-й позиции, лишь несколько больше супинировано предплечье. Острие клинка опущено вниз-вперед.

1, 2, 3, 5 и 9-я позиции отличаются от применяемых в фехто­вании на рапирах лишь меньшим сгибанием вооруженной руки в локтевом суставе.

Перемена позиций в фехтовании на шпагах выполня­ется так же, как и в фехтовании на рапирах: впереди себя или ближе к себе, в прямых, полукруговых и круговых переходах из одной позиции в другую, на месте и с передвижением вперед и назад, с выпадом и на выпаде. Кроме этого, перемену позиций можно выполнять с учетом особенностей управления клинком шпаги двумя другими способами. Первый способ — при перемене позиций продвигать острие клинка вперед или назад, оставляя его ближе к центру боевой линии, с оппозицией гардой в конечных положениях. Второй способ — при перемене по­зиции выпрямлять вооруженную руку и обозначать укол с оппозицией, направляя острие вперед ближе, к центру боевой линии. Упражнения в перемене позиций следует всемерно разнообразить и многократно повторять в различных сочетаниях.

Уклонения применяются в контратакующих действиях. Способы их выполнения в основном такие же, как и в фехтовании на рапирах, но выполняются они мгновенно за счет небольшого наклона, поворота или отклонения туловища или за счет присе­дания (рис. 157). После уклонения боец должен возможно бы­стрее возвратиться в положение боевой стойки.

Бросок «стрелой» в фехтовании на шпагах при­меняется преимущественно с дальней дистанции в сочета­нии с шагом вперед, назад и из положения выпада. Бро­сок выполняется, как и в фехтовании на рапирах, прыжком и набеганием (рис. 158).

Соединения, их перемена и упражнения с клинком. Соединения и их перемена в фехтовании на шпагах применяются реже, чем в фехтовании на рапирах. Выполняются они в большей мере слабой и средней частью клинка на более выпрямленной во­оруженной руке из-за дистанции. Способы взятия соединения и их перемены выполняются так же, как в фехтовании на рапирах, но с меньшим выносом оружия в стороны и с сохранением оппо­зиции при постоянном держании острия в угрожающем положе­нии (направленном в руку противника).

Упражнения с клинком. Упражнения в батманах раз­ной силы, в захватах и завязываниях применяются так же, как и в фехтовании на рапирах, вместе с переменой соединения (см. стр. 191—195).

Обучение основным положениям и движениям.

Групповое обучение. Для начинающего фехтовальщика период обучения основным положениям и движениям является очень ответствен­ным, так как здесь закладывается технический фундамент для его дальнейшего спортивного роста. Поэтому в начальном обу­чении следует обращать внимание на прочное освоение занима­ющимися основ школьной техники положений и движений бойца на шпагах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: