double arrow

Амортизация основных средств»

Дебет Кредит

  Амортизация основных средств, начисленная до отчетного периода
Списывается амортизация по объектам, выбывшим в отчетном периоде Начислена амортизация основных средств в отчетном периоде

Аналитический учет ведется по объектам основных средств, расчет производится в разработочной таблице формы №6 или инвентарной книге. Обороты по кредиту отражаются в журналах ордерах № 10 или 10/1.

Корреспонденция по счету 02 «Амортизация основных средств»

№ оп Содержание операции Дебет Кредит
  Начислена амортизация основных средств: - основного производства - вспомогательных производств - объектов производственного назначения - объектов управления - объектов торговли - объектов, необходимых при реализации продукции, работ, услуг    
  Списывается амортизация при выбытии объекта    

10. Учет поступления и выбытия основных средств. Порядок определения и отражения в отчетности финансовых результатов выбытия объектов.

Для оформления операций по поступлению основных средств используется Акт (накладная) приемки – передачи основных средств формы ОС-1.

Данная форма применяется при осуществлении следующих операций:

- поступления основных средств в результате их приобретения за плату, строительства подрядным или хозяйственным способами, получения безвозмездно, внесения учредителями в уставный капитал, принятия в аренду с последующим выкупом;

- ввод в эксплуатацию оборудования после его монтажа и установки;

- внутренне перемещение объектов – передача со склада в эксплуатацию, перемещение из одного структурного подразделения в другое.

При оприходовании основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект.

Для оформления акта приказом или распоряжением руководителя назначается комиссия, в которую включают представителей администрации организации, бухгалтерии и других служб. Комиссия принимает объект, подписывает акт и передает его на утверждение руководителю. Утвержденный акт вместе с технической документацией является основанием для бухгалтерских записей и хранится в бухгалтерии. На основании акта работник бухгалтерии открывает инвентарную карточку или производит запись в инвентарную книгу, о чем делает соответствующую отметку в акте.

При поступлении в организацию основных средств в акте не заполняются реквизиты, предусматривающие подписи получателя и сдатчика объекта, не ставятся печати.

При внутреннем перемещении акт составляется в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего объект, и подписывается материально-ответственными лицами, передавшими и принявшими объект. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, а второй – структурному подразделению, передавшему объект. Основанием для перемещения объекта служит приказ или распоряжение руководителя. Приемочная комиссия не создается, не требуется утверждение руководителя, не ставится печать.

Поступившие основные средства учитываются на активном, инвентарном счете

01 «Основные средства»

Дебет Кредит

Сальдо: Первоначальная или восстановительная стоимость основных средств, находящихся на балансе организации  
Оборот: Первоначальная стоимость основных средств, принятых в эксплуатацию в отчетном периоде Оборот: Первоначальная или восстановительная стоимость основных средств, выбывших в отчетном периоде

Аналитический учет основных средств ведется по инвентарным объектам в инвентарных карточках или инвентарной книге. Обороты по кредиту счета 01 отражаются в журнале-ордере №13, основанием для записей являются акты приемки-передачи основных средств и акты на списание основных средств.

Корреспонденции по счету 01 «Основные средства»

№ оп Содержание операции Дебет Кредит
  Объект основных средств введен в эксплуатацию по акту ОС-1    
  Увеличена стоимость основных средств в результате переоценки    
  Списывается амортизация при выбытии объекта    
  Уменьшение стоимости объектов основных средств в результате переоценки 91-2, 83  

Основные средства выбывают из организации в связи с их списанием (ликвидацией), продажей, вкладом в уставный капитал других организаций, безвозмездной передачей.

В первом случае оформляется акт на списание основных средств формы ОС-4, а в остальных случаях - акт приемки-передачи основных средств формы ОС-1. Акт ОС-1 оформляется в двух экземплярах, ставятся подписи “сдал”, “принял” и печати сторон. Утвержденные руководителем акты ОС-1 и ОС-4 являются основанием для бухгалтерских записей.

Операции по выбытию основных средств проводятся через активно-пассивный счет 91-“прочие доходы и расходы”. По дебету счета отражаются расходы, связанные с выбытием (недоамортизированная стоимость, расходы на демонтаж, вывоз мусора и т.п.), а по кредиту – доходы от выбытия (выручка от продажи, лом, отходы). Доходы записываются на субсчет 1, а расходы – на субсчет 2. Разница между доходами и расходами показывает финансовый результат выбытия объекта и списывается на субсчет 9 счета 91.

I.Списание объекта.

В своей учетной политике организация может включить в рабочий план счетов специальный субсчет 01/ выбытие основных средств.

Корреспонденции по списанию объекта с баланса

№ п/п Содержание операции Сумма Д-т К-т
  Списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта   01/выбытие  
  Списывается амортизация, начисленная за время эксплуатации объекта     01/выбытие
  Списывается остаточная стоимость   91/2 01/выбытие
  Начислена зарплата рабочим за разборку (демонтаж) объекта   91/2  
  Произведены начисления на зарплату   91/2  
  Получен счет ПБОЮЛ за вывоз мусора   91/2  
  Оприходован лом от списания объекта по рыночной стоимости     91/1
  Финансовый результат выбытия: убыток     91/9

II. Продажа объекта.

Если учетной политикой использование субсчета 01/выбытие не предусмотрено, записи сразу делаются по счету 01.

Корреспонденции по продаже объекта

№ п/п Содержание операции Сумма Д-т К-т
  Списывается начисленная амортизация      
  Списывается остаточная стоимость   91/2  
  Предъявлены покупателям счета за объект, включая НДС   62 (76) 91/1
  Начислен НДС на продажу   91/2  
  Акцептован счет транспортной организации за доставку объекта покупателю   91/2  
НДС      
  Финансовый результат продажи: прибыль   91/9  

III. Вклад объекта основных средств в уставный капитал

Корреспонденции по вкладу объекта ОС в уставный капитал

№ п/п Содержание операции Сумма Д-т К-т
  Списана начисленная амортизация      
  Списана остаточная стоимость   91/2  
  Стоимость объекта, согласованная учредителями     91/1
  Прибыль от осуществляемого вклада   91/9  

Если оценка объекта ниже остаточной, организация получит убыток.

IV. Безвозмездная передача объекта

Корреспонденции по безвозмездной передаче объекта

№ п/п Содержание операции Сумма Д-т К-т
  Списывается начисленная амортизация      
  Списывается остаточная стоимость   91/2  
  Стоимость объекта, определенная экспертным путем   - -
  Начислен НДС по безвозмездной передаче   91/2  
  Расходы, связанные с передачей объекта   91/2 10,70,69,76 и др.
  Убыток от безвозмездной передачи     91/9

11. Виды аренды основных средств. Отражение операций по аренде в учете арендатора и арендодателя.

Порядок финансовых отношений и бухгалтерского учета аренды в основном определяется нормами гражданского кодекса РФ, а также другими нормативными документами. В соответствии со статьями 606 и 625 ГК РФ аренда – это имущественный наем, договор, к которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование.

В аренду могут быть переданы земельные участки, предприятия, имущественные комплексы, здания, оборудование, транспортные средства и другие материальные ценности, не теряющие своих натуральных свойств в процессе их использования. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами.

Наиболее распространенной является оперативная, или текущая аренда. Взаимоотношение между арендодателем и арендатором регулируется договором аренды, который чаще всего заключается на срок до 12 месяцев. В договоре определяются: объект аренды, сроки, размер арендной платы, порядок расчетов, права и ответственность сторон, условия досрочного расторжения договора. Также должен быть отражен вопрос о проведении ремонта объекта. Чаще эта обязанность возлагается на арендатора. Если в арендуемый объект осуществляются капитальные вложения, они учитываются арендатором на счете 08 и после ввода в эксплуатацию арендатор начисляет амортизацию. Срок полезного использования ограничивается сроком договора аренды. Собственником имущества остается арендодатель. Он учитывает объекты на своем балансе, начисляет амортизацию и платит налог на имущество. Арендная плата для него является операционным доходом, а начисленная амортизация – операционным расходом.

Арендатор учитывает полученные объекты за балансом на счете 001 –“арендованные основные средства”. Арендная плата включается в издержки производства или обращения. Движение основных средств по договору аренды оформляется актом приемки – передачи основных средств формы ОС -1(подписи ”сдал” и “принял” обязательны).

Корреспонденции по учету текущей аренды у арендодателя

№ п/п Содержание операции Д-т К-т
  Переданы основные средства в аренду 01- аренда  
  Начислена арендная плата за отчетный период   91/1
НДС    
  Начислена арендная плата за несколько месяцев вперед    
НДС    
  Начислена амортизация объекта, переданного в аренду 91/2  
  Получена арендная плата 50 (51)  
  На доходы отчетного периода относится арендная плата, полученная вперед   91/1
  Получены основные средства от арендатора при завершении срока аренды или расторжении арендного договора   01 - аренда

Корреспонденции по учету текущей аренды у арендатора

№ п/п Содержание операции Д-т К-т
  Получены в аренду основные средства    
  Начислена арендная плата за отчетный месяц 20,23,25,26,44  
НДС    
  Начислена арендная плата за несколько месяцев вперед    
НДС    
  Оплачено за аренду   50,51,71
  При наступлении отчетного периода засчитывается доля арендной платы, уплаченной вперед 20,23,25,26,44  
  Засчитывается НДС по аренде на уменьшение платежей в бюджет    
  Произведены затраты на ремонт арендованного объекта (см. учет ремонта основных средств)    
  Произведены капитальные вложения в арендованный объект   10,60 и т.д.
  Завершенные капитальные вложения введены в эксплуатацию 01 - аренда  
  Начислена амортизация арендованного объекта в части произведенных капитальных вложений 20,25,26,44 02 - аренда
  Возвращен объект арендодателю    
  Списывается стоимость объекта в части капитальных вложений 02 - аренда 01 - аренда
Если есть остаточная стоимость 91/2 01 - аренда

В последнее время в Росси появился новый вид аренды – лизинг. По договору лизинга арендодатель обязуется приобрести имущество, указанное арендатором, у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору за плату во временное владение и пользование. Лизингодатель учитывает затраты, связанные с приобретением имущества, на счете 08, а при вводе в эксплуатацию делает запись Д-т 03 К-т 08.

Амортизация начисляется обычным образом, а полученная лизинговая плата является выручкой: Д-т 62 К-т 90. Лизингополучатель включает лизинговые платежи в издержки производства или обращения: Д-т 20,23,25,26,44,19 К-т 76.


12. Производственные запасы: их классификация, методы оценки поступления и выбытия в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

Производственные запасы, являясь предметами труда, участвуют в производственном цикле однократно, при этом меняют свои свойства, форму и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции (работ, услуг) полностью по мере расхода. Эта группа производственных запасов называется материалы. По назначению и способу использования в производственном процессе материалы классифицируются на следующие группы:

1) сырьё и основные материалы;

2) вспомогательные материалы;

3) покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и детали;

4) тара и тарные материалы;

5) топливо;

6) запчасти;

7) строительные материалы;

8) отходы и прочие материалы.

Для обеспечения сохранности материалов и правильного их учёта необходимо:

1) оборудовать изолированное складское помещение;

2) приказом руководителя каждому складу присвоить порядковый номер, который должен быть указан на всех документах этого склада;

3) снабдить складские помещения необходимым оборудованием и контрольно-измерительными приборами. Регулярно проверку состояния этих приборов;

4) приказом руководителя и договором о материальной ответственности определяется должностное лицо, ответственное за приёмку, сохранность и отпуск товарно-материальных ценностей;

5) установить чёткую систему первичной документации и документооборота;

6) регулярно проводить контрольные выборочные проверки остатков материалов;

7) проводить в установленном порядке инвентаризации и своевременно отражать в учёте их результаты.

Материалы отображаются в учёте и отчётности по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость поступивших материалов определяется как сумма стоимости материалов и ТЗР.

Стоимость материалов определяется в зависимости от того, каким образом материалы поступили в организацию:

1) при покупке по договорной стоимости, как правило, без НДС (НДС входит в стоимость приобретённых материалов, если из них производится продукция, не облагаемая НДС);

2) при изготовлении собственными силами материалы оцениваются по фактической производственной себестоимости;

3) при получении от учредителей в виде вклада в уставный капитал – по стоимости согласованной учредителями;

4) безвозмездно полученные материалы оцениваются по рыночной стоимости на дату приходования.

В состав ТЗР могут быть включены:

1) расходы по доставке, погрузке, разгрузке;

2) оплата услуг посредников, товарных бирж;

3) таможенные пошлины;

4) расходы на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;

5) расходы на содержание заготовительных контор;

6) оплата процентов по коммерческим кредитам поставщиков и прочее.

При отпуске материалов и их расходе фактическая себестоимость может быть определена одних из четырёх способов:

1) по фактической себестоимости каждой единицы, то есть, по какой цене купили, по такой и списываем в расход. Этот способ применяется в организациях с небольшой номенклатурой материальных ценностей;

2) по средним ценам: Средняя цена определяется по формуле:

3) ФИФО (first into first out – первый в приход, первый в расход), то есть, списание материалов в расход начинается со стоимости первой поступившей партии;

Синтетический учёт материалов ведётся в организации одним из двух способов:

1) с использованием счёта 10 «Материалы»;

2) с применением счётов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Наиболее распространённым является первый вариант, когда на счёте 10 материалы учитываются по фактической себестоимости. Для учёта ТЗР в этом случае открывается специальный субсчёт к счёту 10 или ТЗР учитываются на счёте 16 как отклонения.

Счёт 10 «Материалы»

Дебет Кредит

Сальдо: Фактическая себестоимость остатка материалов на складе
Оборот: фактическая себестоимость поступивших материалов Оборот: фактическая себестоимость израсходованных, списанных или проданных материалов

Аналитический учёт ведётся в карточках учёта материалов. Обороты по кредиту счёта 10 отображаются в журналах-ордерах 10 и 10/1. основанием для записей является ведомость учёта движения материалов или разработочная таблица формы №1 «Распределение материалов».

Корреспонденции по учёту материалов (первый вариант):

  №   Содержание операции Корреспонденции
Дебет Кредит
  Оприходованы на склад материалы материалы: а) от поставщиков; НДС; б) приобретённые подотчетными лицами; в) приобретённые у физических лиц; г) полученные как вклад в уставный капитал; д) полученные безвозмездно; е) от списания основных средств; ж) отходы основного производства; з) лом от окончательного брака; и) материалы собственного производства   Дт 10 Дт 19-3 Дт 10 Дт 10 Дт 10 Дт 10 Дт 10 Дт 10 Дт 10 Дт 10   Кт 60 Кт 60 Кт 71 Кт 76 Кт 75-1 Кт 98-2 Кт 91-1 Кт 20 Кт 28 Кт 23
  Произведены расходы, связанные с поступлением материалов, т.е. ТЗР: а) услуги сторонних организаций; НДС; б) услуги, оплаченные подотчётными лицами; в) услуги, выполненные физическими лицами или частными предпринимателями; г) начислена зарплата за погрузо-разгрузочные работы; д) отчисления на зарплату и др.   Дт 10-ТЗР (16) Дт 19 Дт 10-ТЗР (16) Дт 10-ТЗР (16) Дт 10-ТЗР (16) Дт 10-ТЗР (16)   Кт 60 Кт 60 Кт 71 Кт 76 Кт 70 Кт 69
  Израсходованы материалы по фактической себестоимости: а) на основное производство; б) на вспомогательное производство; в) на общепроизводственные нужды; г) на нужды управления; д) на исправление брака; е) на нужды обслуживающих производств и хозяйств; ж) на упаковку, рекламу продукции или др. цели, связанные с продажами, а также расходы на нужды торговых организаций.   Дт 20 Дт 23 Дт 25 Дт 26 Дт 28 Дт 29 Дт 44   Кт 10 Кт 10 Кт 10 Кт 10 Кт 10 Кт 10 Кт 10
  Списаны ТЗР на израсходованные материалы Дт 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44 Кт10-ТЗР (16)
  Проданы материалы: а) списана фактическая себестоимость; б) списаны ТЗР; в) признана в учёте выручка от продажи материалов; г) начислен НДС на продажу; д) расходы, связанные с продажей материалов; е) финансовый результат продажи: прибыль убыток   Дт 91-2 Дт 91-2 Дт 76 (62) Дт 91-2 Дт 91-2 Дт 91-9 Дт 99   Кт 10 Кт10-ТЗР (16) Кт 91-1 Кт 68 Кт 60, 69, 70, 71, 76 и др. Кт 99 Кт 91-9
  При инвентаризации выявлены излишки материалов Дт 10 Кт 91-1
7.7 При инвентаризации выявлена недостача материалов: а) списывается фактическая себестоимость материалов; б) списывается доля ТЗР; в) недостача отнесена на виновное лицо; г) виновное лицо обязано возместить недостачу по рыночной стоимости, поэтому на него налагается также разница между рыночной и фактической стоимостью материала; д) виновное лицо возмещает недостачу; е) после возмещения доходы будущих периодов по разнице в стоимости материалов относятся на доходы отчётного периода; ж) списывается недостача в пределах норм естественной убыли; з) списывается недостача сверх норм естественной убыли, если виновные не могут быть выявлены или судом отказано во взыскании с виновных; и) списывается недостача, потеря материалов в результате стихийных бедствий, аварий, пожаров.   Дт 94 Дт 94 Дт 73-2 Дт 73-2 Дт 10, 50, 70 Дт 98 Дт 25, 26, 44 Дт 91-2 Дт 99   Кт10 Кт10-ТЗР (16) Кт 94 Кт 98 Кт 73-2 Кт 91-1 Кт 94 Кт 94 К-т 94

Второй вариант с использованием счетов 10, 15, 16.

При этом варианте на счёте 10 материалы отражаются по учётной стоимости, то есть, разрабатывается номенклатура-ценник, где каждому наименованию материалов определяется учётная цена. Фактические затраты, связанные с поступлением материалов, записываются на счёт 15. в конце месяца фактические затраты сравниваются с учётной стоимостью и возникшее отклонение списывается на счёт 16. Отклонение распределяется на израсходованные материалы и остатки материалов на складе.


13.Учет расчетов с персоналом по оплате труда. Порядок расчета отдельных видов начислений и удержаний. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и его корреспонденция с другими счетами.

Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Виды зарплаты:

1. Основная заработная плата – начисленная и выплаченная за фактически проработанное время, а так же количество и качество выполненных работ, включая надбавки и доплаты, установленные системой оплаты труда.

2. Дополнительная заработная плата – начисляется за неотработанное время в соответствии с законодательством (отпускные, время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходное пособие и т.д.).

Различают две формы оплаты труда: повременная; сдельная. В свою очередь каждая форма имеет определенные системы.

Система повременной оплаты труда:

1. Простая повременная.

2. Повременно-премиальная.

К системам сдельной оплаты труда относятся:

1. Прямая сдельная.

2. Сдельно-премиальная.

3. Сдельно-прогрессивная.

4. Косвенно-сдельная.

5. Аккордная.

На предприятии должно быть разработано системное положение по оплате труда (коллективный договор).

Для учета личного состава используются следующие формы унифицированных первичных документов (см. альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденный постановлением ГКС РФ от 6.04.2001 г. №26):

1. Приказ (распоряжение) о приеме на работу – форма Т1.

2. Личная карточка – форма Т2. Содержит анкетные данные и профессиональные данные работника.

3. Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора – форма Т8.

4. Лицевой счет – форма Т54. Содержит данные обо всех начислениях и удержаниях (Подлежит обязательной сдаче в архив. Срок хранения 75 лет.)

Для учета отработанного времени оформляется табель учета использования рабочего времени – форма Т12 или Т13.

Табельный учет распространяется на всех работников организации, каждому из которых присваивается табельный номер. В табеле отмечают все явки и неявки на работу, отработанное время простоев, ночные и сверхурочные часы и т.д. Оформленный табель является основанием для начисления повременной заработной платы.

Повременный заработок зависит от тарифной ставки и отработанного времени. Тарифные ставки устанавливаются положением по оплате труда, а в бюджетных организациях – централизовано постановлением правительства.

Различают простую повременную и повременно-премиальную оплату труда.

Простая повременная – исчисляется по следующим формулам:

А) Простая повременная = часовая (дневная) тарифная ставка (ЧТС) х количество отработанных часов (дней).

Б) Повременная исходя из оклада = (Оклад х фактически отработанные дни (часы)) / рабочие дни (часы) по графику

Положением о премировании работникам повременщикам могут быть предусмотрены премиальные выплаты: за выполнение плана; экономию материалов или энергоресурсов; расширение зоны обслуживания; за классность или мастерство и т.д. В положении о премировании определены показатели, порядок расчета и условия начисления.

Сдельный заработок – может начисляться индивидуально или бригадно.

1. Прямая сдельная для индивидуального работника определяется: расценка х количество продукции (объем выполненных работ, услуг)

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением должности и среднего заработка. Продолжительность отпуска 28 календарных дней. Если законодательством предусмотрен удленненный отпуск – часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией. Денежные компенсации выплачиваются, так же, при увольнении работника за каждый месяц в прямой пропорции: 28 / 12 х количество отработанных месяцев в году.

Пример: Если работник отработал 5 месяцев, то компенсации подлежат: 28 / 12 х 5= 12 дней.

Порядок расчета отпускных зависит от того, полностью ли отработан рабочий период. Если в него входят все 12 полных календарных месяцев, отпускные рассчитываются как: сумма начислений работнику за расчетный период деленная на двенадцать месяцев и на 29,4 и умноженная на количество календарных дней отпуска.

Отпускные рассчитываются по следующей формуле:

О = ЗП: К х Д

Где О – сумма отпускных;

ЗП – сумма начислений работнику за расчетный период;

К – количество календарных дней;

Д – количество календарных дней отпуска.

Выплату ПВНТ (по временной нетрудоспособности) производят только в пользу наемных работников, с которыми организация имеет заключенный трудовой договор (контракт).

Основанием для назначения и выплаты пособия является листок нетрудоспособности, выдаваемый лечебным учреждением. Источником выплаты за первые три дня больничного листа являются средства предприятия, а с третьего дня - средства ФСС.

Пособие начисляется с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления.

Размер ПВНТ различен для разных категорий работников:

60% - для работников со стажем до 5 лет;

80% - для работников со стажем от 5 до 8 лет; для круглых сирот в возрасте до 21 года, со стажем до 8 лет;

100% - для работников при непрерывном стаже от 8 лет; работникам, на иждивении у которых трое и более детей до 16 лет (18) лет; инвалиды войны; если временная нетрудоспособность наступила в результате трудового увечья или профессионального заболевания, а так же пособие по беременности и родам; чернобыльцы.

Для расчета среднего заработка берется расчетный период 2 года, предшествующих году временной нетрудоспособности или отпуску по беременности и родам. В среднем заработке учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, на которые начисляются налоги и (или) страховые взносы в ФСС Удержания из заработной платы производятся в соответствии с законодательством РФ, по инициативе работодателя или по письменному заявлению работника.

Удержания по исполнительным листам.

Исполнительный лист – документ, выданный судом, в котором определены причина, порядок и размер удержаний с работника. Чаще всего по исполнительным листам удерживают алименты на несовершеннолетних детей.

Основанием для удержания алиментов является: исполнительный лист, или заявление о добровольной уплате алиментов, или отметка ОВД в паспорте плательщика.

Размер алиментов определен в исполнительном листе или заявлении и, как правило, составляет на одного ребенка 1/4, на двоих – 1/3, на троих и более детей – ½ дохода. Максимальный размер удержаний при этом не может быть более 70%.

Заявление о добровольной уплате алиментов должно содержать в обязательном порядке данные получателя алиментов, детей, в пользу которых удерживаются алименты, размеры удержаний в долях или твердой сумме, адрес получателя, личную подпись плательщика и дату. Заявление должно быть заверено нотариально.

Полученные исполнительные листы или заявления бухгалтер регистрирует в специальном журнале и хранит наравне с ценными бумагами. Алименты взыскиваются с начисленной суммы дохода после вычета из дохода НДФЛ. Сумма алиментов должна быть выплачена или перечислена получателю в течение трех рабочих дней со дня, установленного для выплаты заработной платы.

Базой для расчета алиментов являются все доходы налогоплательщика, кроме компенсации за вред, причиненный здоровью и пособия на погребение.

Прочие удержания:

- по договорам страхования;

- на лицевые счета в банках;

- за товары, проданные в кредит;

- благотворительные взносы;

и т.д.

В любом случае, в бухгалтерии должен быть документ или заявление плательщика о назначении, сумме, сроках и получателе платежа.

При наличии свободных денежных средств организация может по заявлениям работников выдавать им беспроцентные ссуды на неотложные нужды. Такая выдача оформляется приказом, в котором четко определяется срок и способ погашения ссуды. Одним из вариантов является удержание задолженности из заработной платы работника.

Удержания из заработной платы могут быть произведены в связи с материальным ущербом, причиненным работником организации в результате недостач, потерь, порчи, боя доверенных ему ценностей. Если ущерб, причиненный работником, не превышает его среднемесячной заработной платы, удержание может быть произведено в соответствии с приказом и договором о материальной ответственности. Если ущерб превышает среднемесячную заработную плату – удержание производится по решению суда.

Испорченный или недостающий предмет, по желанию работника, может быть заменен на аналогичный. Удержание при этом не производится.

Для учета расчетов с работниками по заработной плате используется активно-пассивный счет 70.

Дт 70 Кт

Задолженность работников перед организацией по оплате труда Задолженность организации перед работниками по начисленным, но не выплаченным суммам
Произведенные удержания, вычеты из заработной платы, а так же суммы депонирован-ные и выданные Суммы, начисленные в отчетном периоде

Дебетовое сальдо по счету «70» возникает очень редко, когда начисленные суммы оказываются больше, чем удержанные. Например неотработанный аванс.

Аналитический учет ведется по каждому работнику в лицевом счете. Обороты по кредиту счета «70» отражаются в журнале-ордере №10, если дебетуются производственные счета; или в журнале-ордере №10/1, если дебетуются непроизводственные счета.

Корреспонденции по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

№ п/п Содержание хозяйственных операций Дт Кт
1. Начислена основная и дополнительная заработная плата, а так же премии за производственные показатели. А) Рабочим основного производства Б) Рабочим вспомогательных производств В) Рабочим, обслуживающим производственное оборудование, а так же специалистам и обслуживающему персоналу цехов, производственных участков Г) специалистам и обслуживающему персоналу управления Д) Рабочим за исправление брака Е) Работникам торговли Ж) Работникам занятым реализацией продукции, работ, услуг.    
2. Начислена заработная плата рабочим за демонтаж очистных средств, а так же за выполнение операций по выбытию прочих активов 91-2  
3. Начислены отпускные за предстоящий месяц    
4. Начислено ПВНТ 69-1  
5. Начислена премия, материальная помощь, подарки и прочее за счет нераспределенной прибыли    
6. Начислены отпускные за счет ранее созданного резерва    
7. Удержаны из заработной платы: А) НДФЛ Б) задолженность по подотчетной сумме В) возмещение материального ущерба причиненного организации Г) задолженность по ссуде Д) алименты, профвзносы, по договорам личного и имущественного страхования, на лицевые счета работников в банках и пр.     73-2 (71) 73-2 73-1
8. Выдана из кассы заработная плата, аванс за первую половину месяца, а также выплаты в межрасчетный период    
9. Перечислено с расчетного счета заработная плата иногородним работникам    

В 23 главу НК РФ Федеральным законом от 21.11.2011 №330-ФЗ совсем недавно были внесены очередные изменения. Эти изменения касаются стандартных налоговых вычетов на детей многодетных родителей и детей-инвалидов.

Изменения, вступающие в действие с 01.01.2012 года.

С 01 января 2012 года, в соответствии с новой редакцией п.4 ст.218 НК РФ, стандартный налоговый вычет предоставляемый родителям, на обеспечении которых находится ребенок, составит:

- 1 400 рублей – на первого ребенка;

- 1 400 рублей – на второго ребенка;

- 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка;

- 3 000 рублей – на каждого ребенка-инвалида до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет все так же будет предоставляться на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Предельный уровень доходов в 280 000 рублей пока остается без изменений.

Так же, с 01.01.2012г. в соответствии с п.8 ст.1 закона №330-ФЗ, утрачивает силу п.3 ст.218 НК РФ, в соответствии с которым предоставлялся налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода.

Для работников с одним или двумя детьми в этом году ничего не меняется, поэтому пересчет НДФЛ не требуется. Однако по работникам, у которых трое или более детей или дети-инвалиды, необходимо НДФЛ с начала этого года пересчитывать. Применение стандартных вычетов по НДФЛ 2012 года, как и в этом по-прежнему правомерно до наступления лимита в доходах работника, равного 280.000 руб. Также депутаты сохранили возможность одному родителю получать двойной вычет, когда второй родитель написал заявление об отказе.


14 Учет денежных средств организации и их отражение в отчетности.

Касса – специально оборудованное изолированное помещение для приема, хранения и выдачи наличных денег. Ответственность за оборудование кассы несет руководитель организации.

Приказом руководителя работник организации назначается на должность кассира. Его под расписку знакомят с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» утвержденным письмом ЦБРФ от 22.09.93г №40, после чего заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности кассира в двух экземплярах.

На конец дня в кассе могут оставаться денежные средства в пределах лимита, который устанавливает обслуживающий банк по согласованию с руководителем организации. Если организация имеет несколько расчетных счетов в различных банках, то лимит устанавливается в одном из них, а в остальные рассылаются уведомления о лимите. Если организация «забыла» установить лимит, то он считается равным нулю.

Лимит кассы может быть превышен в дни выдачи заработной платы, стипендий, пособий и иных аналогичных выплат в течение 3 рабочих дней, считая день получения денег в банке. Банк может разрешить такие выплаты из выручки, но накапливать сверхлимитную сумму на эти цели нельзя.

Получение наличных денежных средств в кассу производится по приходному кассовому ордеру (ПКО), который подписывают бухгалтер и кассир. К ПКО оформляется квитанция, которая вручается вносителю денег. На квитанции ставится печать кассира или оттиск кассового аппарата.

Выдача наличных производится по расходному кассовому ордеру (РКО). Его подписывает руководитель, главный бухгалтер и кассир.

В РКО собственноручно подписывается получатель денег с указанием суммы прописью, даты получения и подписи.

Выдача заработной платы, стипендий, пособий может оформляться платежной ведомостью. Ее готовят за день до выдачи денег и в день выдачи передают в кассу. По истечении 3 рабочих дней кассир делает отметку «депонировано» напротив фамилий работников, не получивших суммы, подводит итог выданных и депонированных сумм, составляет реестр не выданных сумм и передает документы в бухгалтерию. На общую сумму выдачи составляется один РКО.

Каждый случай прихода и расхода кассир записывает в кассовую книгу. На предприятии может быть только одна кассовая книга. Все листы в ней заранее нумеруются, прошнуровываются и на последней странице делается запись: «В данной кассовой книге пронумеровано и прошнуровано 100 (Сто) листов». Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, а также оттиском печати. Записи в кассовой книге производятся ручкой в 2 экземплярах через копирку. В конце дня второй экземпляр отрывают и с приходными и расходными документами дня передаются в бухгалтерию как отчет кассира. На его основании делаются записи в учетные регистры. Допущенные ошибки в кассовой книге могут быть исправлены корректурным способом, или ошибочно заполненный лист перечеркивается и на эту же дату заводится новый лист.

В сроки, установленные руководителем организации, проводится внезапная ревизия кассы с проверкой правильности оформления документов и денежной наличности. Для проведения ревизии назначается комиссия приказом руководителя. По итогам ревизии комиссия оформляет акт, в котором указываются выявленные недостачи или излишки, нарушения в ведении документов. На обороте акта кассир объясняет причины нарушений. Акт утверждает руководитель организации, после чего он передается в бухгалтерию для оформления записей. Выдачи из кассы, не подтвержденные РКО, считаются недостачей и подлежат взысканию с кассира. Излишки – поступления денежных средств, не оформленных ПКО. Они приходуются как доходы организации и включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Учет ведется на активном денежном счете 50 - «Касса». К нему могут быть открыты 3 субсчета:

· 50-1 – касса организации;

· 50-2 – операционная касса;

· 50-3 – денежные документы.

В основном организация использует первый субсчет:

50-1 –Кассаорганизации Кассовые операции отражают по кредиту в журнале ордере №1, а по дебету – в ведомости №1. основанием для записи являются отчеты кассира.
Фактический остаток наличных денег в кассе  
Приход (поступление денег в кассу) Расход (выдача денег из кассы)
         

По счету 50-1 могут быть проведены следующие операции:

Поступили в кассу наличные:
1. с расчетного счета по чеку    
2. от покупателей за продукцию, а также авансы    
3. от другой организации краткосрочный заем    
4. от другой организации долгосрочный заем    
5. от подотчетного лица остаток подотчетной суммы (остаток неизрасходованного аванса)    
6. от работника организации в погашение задолженности по ссуде   73-1
7. от работника организации в возмещение ущерба, причиненного организации в виде недостачи, порчи, боя материальных ценностей   73-2
Выданы из кассы наличные:
1. на расчетный счет через дневную кассу банка    
2. на расчетный счет через вечернюю кассу банка или через инкассатора    
3. поставщикам и подрядчикам за материалы, работы, услуги, а также авансы    
4. возвращены покупателю деньги в случае расторжения договора    
5. возвращены другой организацией краткосрочные или долгосрочные займы 66,67  
6. зарплата, премии, отпускные, материальная помощь, пособия по временной нетрудоспособности и другие аналогичные выплаты    

Организация может иметь любое количество расчетных счетов в различных банках. Для открытия расчетного счета банк требует от организации определенный комплект документов:

- Копия устава

- Копия свидетельства о государственной регистрации

- Приказ о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера

- Свидетельство (копии) о постановке на налоговый учет и регистрации во внебюджетных фондах и органах статистики

- Карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати

- Заявление на открытие расчетного счета

- Доверенность на работу с наличными

Заявление с приложенными документами рассматривает юрист банка (все копии заверяются нотариально). После чего банк заключает с предприятием договор на расчетно-кассовое обслуживание. Договор определяет перечень банковских услуг, порядок проведения операций, права и ответственность сторон. К договору прилагаются тарифы банковских услуг.

Предприятию на основании договора открывают лицевой счет и присваивают индивидуальный номер (это и есть номер расчетного счета).

В течение 5 рабочих дней банк и организация должны уведомить налоговую инспекцию об открытии расчетного счета.

Все банковские документы подписывают:

· Руководитель или его заместитель

· Главный бухгалтер

Образцы подписей этих работников и представляются в карточке при открытии расчетного счета. При смене должностных лиц карточка полностью переоформляется.

Все операции банк совершает с разрешения или распоряжения владельца счета на основании следующих документов:

- чек (на получение наличных)

- объявление на взнос наличными

- платежное поручение

- платежное требование

- инкассовое поручение

- аккредитив

Обо всех совершенных операциях банк сообщает организации с помощью выписки. Выписка представляется ежедневно или в другие сроки, определенные договором на расчетно-кассовое обслуживание. Кассир предприятия забирает выписки из банка.

Храня денежные средства организации, банк является ее должником. Выписка из расчетного счета – это копия лицевого счета в банке. Поэтому в выписке все операции с точки зрения банка, а организация читает их наоборот. Т.е. остатки в выписке стоят по кредиту, а мы их отражаем по дебету. Суммы, зачисленные, полученные на расчетный счет в выписке – по кредиту, а у нас по дебету. Суммы, снятые, списанные в выписке по дебету, а у нас по кредиту. Полученную выписку бухгалтер организации обрабатывает:

· подбирает к выписке документы, подтверждающие конечную сумму выписки (кроме остатка)

· проверяет правильность зачисления и списания сумм. Обо всех ошибочных операциях организация должна сообщить в банк в течение 10 календарных дней, считая день получения выписки. Ошибочные суммы организация относит на счет 76-2 «расчеты по претензиям»

· выписки нумеруются, а на полях проставляется корреспондирующие счета

Синтетический учет операций ведется на активном денежном счете 51 «Расчетные счета». если у предприятия несколько расчетных счетов, учет ведется обособленно по каждому из них и к счету 51 открывается столько субсчетов, сколько расчетных счетов открыто в банках.

51 «Расчетные счета» Обороты по кредиту счета 51 отражаются в журнале ордере №2, а по дебету в ведомости №2. основанием является выписка из банка.
Остаток денежных средств на расчетных счетах  
Получение, зачисление денежных средств на расчетные счета Снято, списано с расчетных счетов в отчетном месяце
         

Корреспонденция по счету 51:

Поступили денежные средства на расчетные счета организации:
1. наличные из кассы организации через дневную или вечернюю кассу банка   50,57
2. от покупателей за продукцию, товары, услуги    
3. от покупателей авансы   62-ав
4. возвращен остаток не использованных аккредитивов   55-1
5. краткосрочный кредит банка    
6. долгосрочный кредит банка    
7. от учредителей вклады в уставной капитал   75-1
8. от разных дебиторов    
9. ошибочно зачислено на расчетный счет   76-2
10. целевые финансирования и поступления (дотации из бюджета или от другой организации для проведения совместной ярмарки)    
11. Если организация применяет метод начисления, эти операции проводятся через 76 счет: - начислены доходы - получены на расчетный счет доходы   91-1
12. безвозмездно полученные денежные средства   98-2
Списаны (сняты, перечислены) денежные средства с расчетных счетов организации:
1. наличные в кассу по чеку    
2. выставлен аккредитив за счет собственных средств 55-1  
3. на приобретение ценных бумаг и другие финансовые вложения    
4. поставщикам и подрядчикам за материалы, работы, услуги    
5. поставщикам и подрядчикам авансы 60-ав  
6. в погашение задолженности по кредитам и займам, а также по процентам 66, 67  
7. в бюджет налоги и сборы    
8. в бюджет и внебюджетные фонды ЕСН, отчисления на социальное страхование и обеспечение    
9. заработная плата иногородним работникам    
10. подотчетному лицу по месту нахождения в командировке    
11. доходы по вкладам, дивиденды по акциям учредителям и участникам 75-2  
12. разным кредиторам, в том числе: профвзносы, алименты, страховые платежи и др.    
13. ошибочно списаны с расчетного счета 76-2  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: