Основные начала конституционного строительства в Украине

Принятие Основного Закона нашего государства - это великое событие в ее истории, в жизни ее народа. Завершился длительный и чрезвычайно сложный конституционный процесс, и начался качественно новый этап в развитии общества и государства.

Рассматривать Конституцию Украины только как правовой акт было бы не совсем правильно. Она является чрезвычайно важным политико-правовым документом долгосрочного действия. которым обогатилось наше государство, фундаментом не только современных, а и будущих превращений в обществе, основой его консолидации. Одновременно хотелось бы обратить внимание, что в ней содержатся и отдельные моральные ориентиры социальной справедливости.

Конституция закрепляет в Украине основы государственной политики, направленной в первую очередь на обеспечение прав и свобод человека и достойных условий его жизни. Она заложила серьезный фундамент для развития демократического, социального и правового государства. в которой человек, ее жизнь и здоровье, честь и достоинство. Неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью. Через содержание Конституции проводится чрезвычайно ценная и гуманная идея о том, что именно государство функционирует для человека, отвечает перед нею за свою деятельность, а не наоборот. И это является главным ее долгом. Ведь украинский народ является источником власти, которую он реализует через соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Поэтому

государство с ее аппаратом должно служить, в первую очередь, своему народу.

Так, на конституционном уровне закрепленное положение о том, что государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти есть независимы и осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией границах и в соответствии с законами Украины.

Конституционной основой внешней политики Украины является обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддерживания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного содружества по общепризнанным принципам и нормам международного права, основным источником

которых являются международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Как определено Конституцией (ст. 9), эти договоры являются частью национального законодательства Украины. Вхождение в Совет Европы, активное сотрудничество со странами СНГ, с ОБСЕ, Европейским Союзом, североатлантической Ассамблеей и другими международными организациями, с отдельными государствами требует приведения национального законодательства Украины в соответствие с нормами международного права.

Кроме политического значение новая Конституция Украины имеет чрезвычайно большую юридическую ценность как правовой акт. В первую очередь за все это Основной Закон государства, который имеет наивысшую юридическую силу. Все законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на ее основе и должны отвечать ей. А это значит, что Конституция является основным источником нашего законодательства, рассчитанным на длительный период.

Конституция характеризует Украину как демократическое, социальное, правовое государство.

Демократичность государства определяется конституционно установленными формами народовластия, участием народа в управлении государством, населения — в местном самоуправлении, каждого гражданина — в организации и осуществлении государственной власти, возможностями гражданского общества воздействовать на государственную власть. Эти признаки демократичности в качестве ориентиров практической деятельности государства, его органов и организаций обусловливают легитимность государственной власти как доверие со стороны народа, населения и готовность граждан реально соучаствовать в осуществлении публичной власти (см., например: ст. 5, 38, 69 Конституции).

Социальное государство — это государство, политика которого имеет приоритетную социальную направленность, выражающуюся в обслуживании государством гражданского общества — ассоциации свободных и равноправных людей и их ассоциированных формирований, обеспечении государством прав и свобод человека, их гарантий, социально-гуманитарное содержание и направленность деятельности государства, признание государством субъективных публичных прав человека и гражданина, обусловленная этим ответственность государства перед человеком за свою деятельность (ст. 3, 15, 46, 48 Конституции).

Правовое государство предполагает верховенство правового закона, иерархичность законодательства (ст. 8 Конституции), юридическую (конституционную) организацию публичной (государственной и публично- самоуправленческой) власти (ст. 6, 7, 19 Конституции), признание государством неотчуждаемых конституционных прав и свобод человека (ст. 21- 23 Конституции), корреспондирование прав и обязанностей человека и гражданина (ст. 65-68 Конституции), прав и свобод человека и их обеспечения как главной обязанности государства (ст. 3 Конституции).

Эти характеристики дают основания для выделения конституционных принципов государства Украины.

Во-первых, это принцип разграничения функций, сфер влияния и ответственности между государством и гражданским обществом с тем, чтобы государственное регулирование в гражданском обществе осуществлялось в пределах, определенных Конституцией, создавало для общества условия нормального развития, а гражданское общество и его институты, оказывая постоянное влияние на государственную политику, не претендовали на суверенную власть, на осуществление властно-управленческих функций, а являлись свободной ассоциацией людей, их социальным домом (ст. 5, 15, 37, 38, 39 Конституции). Поэтому Конституция устанавливает единственного субъекта права определять и изменять конституционный строй страны — народ, не допускает узурпирование этого права государством, его органами или должностными лицами, одновременно запрещая узурпацию государственной власти любыми субъектами.

На конституционный уровень возведены политическое, экономическое и идеологическое многообразие в качестве принципов общественной жизни, исходя из которых обеспечивается свобода объединения граждан в политические партии и общественные организации. Гражданам гарантируется право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местном референдумах. Устанавливается уведомительный порядок организации собраний, митингов, шествий и демонстраций.

Определяется, что достижение и осуществление публичной (государственной

и публично-самоуправленческой) власти возможно только в порядке

предусмотренных Конституцией и законами форм прямого народовластия,

демократических выборов, имеющих всеобщий, равный, прямой характер при

условии тайного голосования, доступности для всех граждан государственной

службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 38, 39, 69, 71, 141

Конституции).

Предусматривается возможность участия граждан в осуществлении публичной

власти путем обращений в формах: предложений (замечаний), в которых

высказываются совет, рекомендации относительно деятельности органов

государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней,

должностных лиц, а также высказываются мнения об урегулировании

общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствования правовой

основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и иных

сфер деятельности государства и общества, заявлений (ходатайств) с просьбой

о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим

законодательством прав и интересов граждан или сообщение о нарушении

действующего законодательства либо недостатков в деятельности предприятий,

учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных

депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также

высказывание мнения относительно улучшения их деятельности; жалоб, в

которых граждане требуют восстановления прав и защиту законных интересов,

нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов,

органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,

объединений граждан, должностных лиц.

Вторым конституционным принципом государства является разделение

государственной власти.на законодательную, исполнительную. судебную,

каждая из которых действует независимо, самостоятельно, во взаимодействии с

другими властями и, как правило (исключение может быть установлено только

Конституцией), без права взаимного делегирования функций и полномочий на

началах взаимных сдерживаний и противовесов (см., например, ст. 6, 75, 85,

87, 94, 106, 115, 119, 124 Конституции).

Это закреплено в ст. 6 Конституции, устанавливающей, что

государственная власть осуществляется по принципу ее разделения и на основе

полномочий, определенных Конституцией и законами. При этом единственным

органом_ законодательной власти является Парламент – Верховная Рада

.Украины, которая не может делегировать свой компетенционный статус другим

субъектам.

Также исключается передача полномочий главы государства-Президента

Украины. В системе исполнительной власти высшим органом является Кабинет

Министров, который ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и

подотчетен Верховной Раде Украины — одна из характерных форм взаимодействия

властей, взаимных сдерживаний и противовесов. Другим примером этого может

быть право Президента Украины при определенных условиях досрочно прекратить

полномочия Верховной Рады или наложить отлагательное вето на закон,

принятый Верховной Радой, или полномочия Верховной Рады Украины принять

резолюцию недоверия Кабинету Министров Украины, что влечет его отставку, и

сместить Президента с его поста в порядке импичмента. В определенных

случаях допускается делегирование полномочий, например, органами местного

самоуправления местным государственным администрациям.

При этом следует учитывать, что наряду с указанными в ст. 6 Конституции

ветвями государственной власти фактически действует и конституционно

признана контрольно-надзорная (надзорно-инспекционная) власть (например,

Счетная палата Верховной Рады, прокуратура, Национальный аудиторский

комитет, Государственная пробирная палата Украины).

Третий принцип государства —разграничение компетенции между

государственной властыо и органами управления. центральной и местной

государственной администрацией, органами местного самоуправления и другими

формами территориальной самоорганизации граждан с правом делегирования

полномочий и договорной компетенции в системе самоуправления

территориальной громадой (см., например: ст. 7, 113, 119, 140, 143

Конституции).

Прежде всего Конституция указывает нацпризнание и гарантирование

местного самоуправления, которое самостоятельно решает вопросы местного

значения, выделение собственных полномочий местных государственных

администраций как субъектов местной исполнительной власти. Однако решения

органов местного самоуправления могут быть приостановлены в

административном порядке, а действие этих решений может быть прекращено

судом. Решения председателей местных государственных администраций могут

быть отменены Президентом или председателем местной государственной

администрации высшего уровня. Наконец, областной или районный совет может

выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной

администрации, что может при определенных условиях привести к его отставке.

В системе местного управления, самоуправления и самоорганизации

населения нормативно признана возможность договорного делегирования

полномочий.

Одним из главных по практической значимости является (четвертый)

принцип признания государством (но не октраирования, не «дарования» им)

естественных, неотчуждаемых и нерушимых прав и свобод человека и

гражданина, обеспечение этих прав и свобод государственной защитой с

предоставлением возможности гражданину инициировать «запуск»

государственного механизма защиты его прав и свобод, взаимной

ответственности государства и гражданина на основе субъективного публичного

права, требования от государства, его органов, должностных и служебных лиц

уважения прав человека и гражданина, содействия их реализации вплоть до

деполитизированной юридической диспозиции: гражданин Н. против государства.

К содержанию этого принципа относится также социальная ориентированность

государственной политики, выражающаяся в создании механизмов социальной

защиты населения, ограждения человека или ограничении воздействия на него

основных факторов социального риска (временной или постоянной утраты

трудоспособности, безработицы, несчастных случаев на производстве, в быту и

др.), сочетании социального страхования и государственной помощи,

стимулировании благотворительной деятельности (см., например: ст. 1, 3, 13,

16, 21, 22, 40, 42, 43, 46, 55, 57 Конституции).

В этом отношении характерно, что одним из мотивов принятия Конституции

(см.: Преамбула, часть IV) является забота об обеспечении прав и свобод

человека, достойных условий его жизни, а человек, его жизнь и здоровье,

честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей

социальной ценностью.

Содержание и направленность деятельности государства определяются

Конституцией правами и свободами человека и их гарантиями, а главной

обязанностью государства объявляется утверждение и обеспечение прав и

свобод человека. Принципиальны конституционные правоположения о свободе и

равноправии людей, неотчуждаемости и нерушимости прав и свобод человека,

недопущении сужения содержания и объема существующих прав и свобод,

наконец, гарантировании свободного развития личности человека и гражданина.

Среди гарантий правового статуса личности необходимо выделить право на

правовую информацию (право каждого знать свои права и обязанности),

обязанность государства обеспечить эту информацию и признание

недействительными нормативно-правовых актов, которые не доведены до

населения. При этом гарантируются права человека и гражданина на обращение

в суд для защиты конституционных прав и свобод непосредственно на основе

Конституции.

Десятым, определяющим для правового государства, принципом является

верховенство правового закона с определением иерархии законодательных и

иных нормативно-правовых актов, систему которых возглавляет Конституция,

нормы которой имеют прямое действие, и установление правового порядка. Его

содержание предполагает, во-первых, исключение обязанности осуществлять

деяния (действия или бездействия), если эта обязанность не возложена на

индивидуального или коллективного субъекта права посредством прямого ее

определения в законодательстве (закона и иных нормативно-правовых актах).

Только в случае законодательного установления обязанности и ее

неисполнения, ненадлежащего исполнения уполномоченные органы, организации,

отдельные лица могут применять принуждение или требовать применения

принудительных мер в отношении обязанного лица; во-вторых, обязанность

органов государственной власти и органов местного самоуправления, их

должностных и служебных лиц действовать только на основании и в пределах

тех полномочий и способом (в организационно-правовых формах, с применением

правовых методов и средств), установленных Конституцией и законами.

Организация этих органов, их деятельность и равно служебная деятельность,

не соответствующая закону, считается нарушением правового порядка и влечет

установленную законом юридическую коллективную и индивидуальную

ответственность (см., например: ст. 8, 19, 150 Конституции).

Нередко демократическое и правовое государство именуют конституционным.

Основанием этого является свойственная для такого государства и

государственно-организованного общества система конституционализма. Это —

политико-правовая система теории, идеологии и практики конституционного

строительства государства, включающая конституционные нормы,

правоотношения, правосознание и конституционную законность, основанную на

прямом действии конституционных норм, недопустимости отказа от их

применения вследствие отсутствия конкретизирующих законов или других

нормативных актов, стабильности и эффективности Конституции,

предусматривающей достаточно жесткий механизм ее изменений и дополнений,

надежная охрана конституционного строя общими средствами обеспечения

законности и посредством деятельности специальных органов конституционной

юстиции с широкими полномочиями, в частности, в сфере определения

конституционности правотворческих актов (см., например: ст. 121, 124, 147

п. 9 Раздела XV Конституции). Принципы, свойства государства проявляются в

процессе осуществления функций. Функции государства представляют

деятельностную характеристику государства, реализующиеся

его свойства, это — способность государства к определенной деятельности

и активная реализация этой способности. В ст. 17 Конституции закреплены

важнейшие функции государства:,

— защита суверенитета и территориальной целостности Украины;

— обеспечение экономической безопасности страны;

— обеспечение информационной безопасности страны. При систематическом

толковании Конституции возможно эти функции отнести к основным, дополнив их

номенклатуру функциями:

— обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Конституции);

— обеспечения экологической безопасности страны и поддержания

экологического равновесия, сохранения генофонда народа (ст. 16

Конституции);

— формирования и осуществления в различных формах (обеспечения,

гарантирования, способствования, содействия, заботы, охраны)

государственной политики в области культуры (ст. ст. 10-12, 53, 54

Конституции);

— обеспечения правового порядка на конституционных принципах, указанных

в ст. 19, 8 Конституции.

Наряду с важнейшими и основными необходимо выделить третью группу

функций, к которой относятся, во-первых, иные направления деятельности

государства, например, обеспечение политического многообразия посредством

содействия многопартийности в стране (ст. 36, 37 Конституции), во-вторых,

подфункции, конкретизирующие основные функции, например, обеспечение

интересов Украины во внешнеполитической сфере путем сотрудничества с

членами международного сообщества (ст. 18 Конституции).

Действующая Конституция но нормативно определила основные параметры гражданского общества, возложив на государство соответствующие обязанности (ст. 3, 14, 19, 23, 36, 38, 46, 48, 60 и др. Конституции).

Гражданское общество — это, во-первых, ассоциация людей, в которой каждый человек свободен как обладающий неотчуждаемыми правами, равноправен с другими членами ассоциации, самостоятелен в выборе гражданского состояния (гражданин, иностранец и др.); во-вторых, внегосударственные (институционализированные в общественные объединения) ассоциации людей по социальной, этнической, религиозной и др. принадлежности, политическим, экономическим, профессиональным и др. интересам; в-третьих, формирующиеся на этих основах общественные (внегосударственные) отношения, развивающиеся и функционирующие на самоуправленческих началах, самопроявлении интересов и воли отдельных индивидов и их ассоциаций, действующих в правосвободном (свободном от государственно-правового воздействия) пространстве общества.

Основными институтами гражданского общества являются:

— собственность в установленных законом формах (ст. 13, 41, 54, 85, 92, 116, 142, 143 Конституции);

— свободное предпринимательство в условиях добросовестной конкуренции и

социальной направленности, защиты интересов потребителей (ст. 42, 92 Конституции);

— экологическая безопасность как система мер, проводимых в соответствующих организационных формах, и направленная на сохранение окружающей среды, генофонда народа и живой природы (ст. 16, 41, 50, 92 Конституции);

— семья — естественная и основная социальная ячейка общества, в которой брак основан на добровольном и свободном соглашении мужчины и женщины, равноправных семейных отношениях (ст. 51, 52 Конституции);

— охрана здоровья народа, как система социально-экономических, медико- санитарных, оздоровительно-профилактических мер (ст. 49 Конституции);

— образование, развитие науки, культуры и искусства в условиях свободного выбора каждым человеком и объединением людей форм и видов образования, сфер занятий научной деятельностью, областью культуры и искусства (ст. 53, 54 Конституции);

— общественные объединения — политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, добровольные товарищества, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения людей (ст. 36, 37 Конституции);

— церковь и религиозные организации (ст. 35 Конституции);

— средства массовой информации, действующие на основе свободы, исключения цензуры и монополизма средств массовой информации (ст. 15, 34 Конституции).

§ 2. Конституционно-правовой статус личности в Украине.

Демократический характер новой Конституции вытекает не только из принципов конституционного строя, но и из норм, определяющих правовое положение личности, установленных во втором разделе Конституции «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Этот раздел является одним из ключевых в Конституции, поскольку одна из основ правовой государственности — идея утверждения и обеспечения прав и свобод человека.

Правовое положение личности — это сложное понятие, включающее правовое состояние личности, общую правоспособность, политико-правовые принципы, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также гарантии реализации и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Основой правового положения личности выступают права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые образуют правовой статус личности. Ядром правового статуса личности, и, в целом, правового положения личности является конституционный статус личности. Этим понятием охватывается совокупность закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей личности.

Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в государстве, а также объем возлагаемых на него обязанностей, находятся в прямой зависимости от его правового состояния, которое служит предпосылкой других элементов правового положения личности.

Принципы, конституционного статуса личности имеют важное значение, поскольку устанавливают комплекс руководящих идей, составляющих политико- правовой фундамент правового положения личности. Все другие институты и нормы, определяющие правовое положение человека и гражданина, базируются на этих принципах.

Конституция закрепляет следующие принципы:

— человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность — наивысшая социальная ценность (ст. 3);

— свободное развитие личности (ст. 23);

— неотчуждаемость и нерушимость прав и свобод человека (ст. 21);

— неограниченность правового статуса человека и гражданина их конституционным статусом (ст. 22);

— недопущение сужения содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или внесения изменений в действующие законы (ст. 22);

— свобода и равноправие людей (ст. 21);

— равенство конституционных прав и свобод граждан и равенство граждан перед законом (ст. 24);

— равенство прав мужчин и женщин (ст. 24);

— единство прав и обязанностей (ст. 24);

— невозможность лишения гражданства и права переменить гражданство (ст. 25);

— невозможность выдворения гражданина Украины за пределы Украины либо выдачи его другому государству (ст. 25);

— равенство правового статуса иностранцев и лиц без гражданства с правовым статусом граждан Украины за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины (ст. 26);

— равноправие супругов в браке (ст. 51);

— равноправие детей независимо от происхождения (ст. 52).

Конституция разграничивает понятие «человек» и «гражданин» и исходит при этом из признания идеи «естественных», «прирожденных», «неотчуждаемых» прав

человека, суть которой состоит в том, что права человека принадлежат ему от рождения, имеют естественный характер, а государство может лишь регулировать их осуществление и устанавливать для них гарантии, но не может их отменить. Лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения государство может, исключительно на временной основе, ограничивать возможность осуществления некоторых прав и свобод. По окончании действия этих режимов права и свободы восстанавливаются в полном объеме. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права неотъемлемые права и свободы каждого человека должны уважаться другим государством независимо от наличия у человека гражданства данного государства.

Украина, как и любое государство, защищая свой суверенитет и независимость, исходя из цели обеспечения достойных условий жизни и реальных возможностей, закрепляет определенные права и свободы и предоставляет гарантии их осуществления только своим гражданам. Так, только граждане Украины могут быть субъектами права собственности на землю, обладают правом голоса на выборах и референдумах, могут быть членами политических партий, действующих в Украине и т. д.

Конституция разграничивает понятие «права» и «свободы». Однако это в целом равнозначные, совпадающие по объему, понятия. Кроме того, считается, что термин «свобода» законодатель использует в том случае, когда указывает на максимальную свободу выбора варианта поведения личности в той или иной сфере общественной жизни, а при указании на возможность пользования конкретным благом применяется термин «право».

Система конституционных прав и свобод личности охватывает все сферы жизни деятельности людей и соответствует международным стандартам прав человека. С учетом международно-правовых стандартов права и свободы классифицируются на', личные права и свободы; политические права и свободы; экономические права; социальные права; экологические права; культурные права и свободы.

Конституция первостепенное значение отводит личным правам и свободам, которые по Конституции УССР 1978 г. были значительно «урезаны» по сравнению с международными стандартами прав человека и в перечне конституционных прав и свобод граждан Украины занимали последнее место, что фактически отражало отношение государства к этой группе прав.

Личные права и свободы — это права в сфере личной жизни и личной безопасности, они касаются индивидуальной, частной жизни человека.

Конституция закрепляет следующие личные права и свободы человека:

— право на жизнь, (ст. 27);

—уважение достоинства (ст. 28);

—право на свободу и личную неприкосновенность, (ст. 29);

— право на неприкосновенность жилища (ст. 30);

— право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной

корреспонденции (ст. 31);

— право на невмешательство в личную жизнь (ст. 32);

— право на свободу передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины (ст. 33),

—право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст. 34);

— право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным образом — по своему выбору (ст. 34);

—право на свободу мировоззрения и вероисповедания (ст 35),

— право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения, либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным и служебным лицам этих органов (ст. 40) Политические права и свободы — это такие права и свободы, которые граждане реализуют в политической сфере общественной жизни;

— право на свободу объединения в политические партии и общественные организации (ст. 36);

— право на участие в профессиональных союзах (ст. 36),

—право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст 38),

—право собираться. без оружия и.проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации(ст. 39). Экономические права — это такие права, которые люди реализуют в экономической сфере общественной жизни:

— право владеть, пользоваться и распоряжаться частной собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности (ст. 41);

— право пользования в соответствии с законом объектами права государственной и коммунальной собственности (ст. 41);

— право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст. 42).

Социальные права — это такие права, реализация которых связана с

удовлетворением важнейших социальных потребностей людей:

—право на труд (ст. 43);

— право на забастовку (ст. 44);

— право на отдых (ст- 45);

— право на жилище (ст. 47);

— право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст. 48);

— право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование (ст 49).

Кроме того, для граждан Украины установлено право на социальную защиту, включающую право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также старости и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 46).

Экологические права — это новая, ранее не закреплявшаяся на конституционном уровне, группа прав человека, обеспечивающая его потребности в безопасной окружающей среде (ст. 50):

— право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда;

— право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение.

Культурные права и свободы — это права и свободы человека в сфере культуры:

—право на образование (ст. 53);

— свобода литературного, художественного, научного и технического творчества (ст. 54);

— право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности (ст. 54).

Конституция фактически закрепляет принцип единства прав и обязанностей и устанавливает в ст. 24, что «каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности». Под конституционной обязанностью понимается закрепленная в Конституции мера должного поведения субъекта.

Конституция устанавливает следующие конституционные обязанности:

— неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 68);

— не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки (ст. 66);

— платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (ст. 67);

— родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ст. 51).

Кроме того, граждане Украины обязаны:

— защищать Отечество, независимость и территориальную целостность Украины, уважать ее государственные символы (ст. 65);

— нести военную службу в соответствии с законом (ст. 65);

— подавать в налоговые инспекции по месту жительства декларации о своем имущественном положении и о доходах за истекший год (ст. 67).

Гарантии реализации и защиты прав и свобод личности — это совокупность экономических и политических условий, а также система правовых средств, обеспечивающих реальность осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии позволяют осуществить переход от предусмотренной в законе возможности к действительности. Без закрепления соответствующих гарантий система прав и свобод носила бы декларативный характер.

В широком смысле понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на фактическую реализацию прав, свобод и обязанностей личности, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от нарушений.

Конституция не только содержит весьма широкий и демократический

перечень прав и свобод человека и гражданина, но закрепляет гарантии их

реализации и защиты. Конституция формулирует юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина:

— право на защиту прав и свобод человека судом (ст. 55);

— право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55);

— право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 55);

— право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или соответствующих органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (ст. 55);

— право любыми незапрещенными законом средствами защищать свои права и

свободы от нарушений и противоправных посягательств (ст. 55);

— право на возмещение за счет государства или органов местного

самоуправления материального и морального ущерба, причиненного незаконными

решениями, действиями или бездействием органов государственной власти,

органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при

осуществлении ими своих полномочий (ст. 56);

- право знать свои права и обязанности (ст. 57);

- запрещение обратного действия законов и иных нормативно-правовых

актов, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица

(ст. 58);

- право на правовую помощь (ст. 59);

- право не исполнять явно преступные распоряжения или приказы (ст.60);

- никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности

одного вида за одно и то же правонарушение (ст. 61);

- лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть

подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в

законном порядке и установлена обвинительным приговором суда (презумпция

невиновности) (ст. 62);

- никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении

преступления (ст. 62);

- обвинение не может основываться на доказательствах, полученных

незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно

доказанности вины лица истолковываются в его пользу (ст. 62);

- право не давать показания или объяснения в отношении себя, членов

семьи или близких родственников (ст. 63);

- подозреваемый, обвиняемый или подсудимый имеет право на защиту (ст. 63).

§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ

Конституция устанавливает, что «народное волеизъявление осуществляется

через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии» (ст.69).

Референдум (от латинского referendum — происхождение) — это способ

принятия гражданами Украины путем голосования законов Украины, иных решений

по важным вопросам общегосударственного и местного значения.

Проведению референдумов посвящены статьи 72—74,138,143 Конституции и

Закон Украины «О всеукраинском и местных референдумах» от 3 июля 1991 года

с последующими изменениями и дополнениями.

Референдумы могут подразделяться по разным основаниям на несколько

видов.

По территориальному признаку они делятся на всеукраинские -

общегосударственные, проводимые в масштабе всей Украины (ст. 72), и

местные, проводимые в масштабе тех или иных административно-территориальных

единиц (ст. 143). Кроме того, может проводиться референдум в Автономной

Республике Крым (п. 2 ст. 138);

По предмету и содержанию они делятся на конституционные (в результате

которых вносятся изменения в Конституцию), законодательные (в результате

которых принимаются или отменяются законы или их отдельные положения) и

иные, (в результате которых принимаются решения, определяющие основное

содержание Конституции, законов и иных правовых актов).

По правовым последствиям они делятся на вещающие (в результате которых

принимается окончательное решение, не требующее последующего утверждения

или решения) и консультативные, (имеющие целью выявление воли граждан при

решении важных вопросов государственного и местного значения. Результаты

такого референдума учитываются при принятии решений органами

государственной власти).

Украина имеет опыт проведения всеукраинского референдума 1 декабря

1991 года по вопросам о независимости.

Предметом всеукраинского референдума может быть:

— внесение изменений в Конституцию Украины (ст. 156 Конституции);

— принятие, изменение или отмена законов Украины или их отдельных

положений;

— принятие решений, определяющих основное содержание Конституции,

законов Украины и иных правовых актов.

Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении

территории Украины (ст. 73 Конституции).

Референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам

налогов, бюджета и амнистии (ст. 74 Конституции).

На всеукраинский референдум не выносятся также вопросы, отнесенные

законодательством Украины к ведению органов суда и прокуратуры; вопросы о

принятии государственными органами Украины чрезвычайных и неотложных мер по

охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан;

вопросы, связанные с избранием, назначением и увольнением должностных лиц,

относящиеся к компетенции Верховной Рады Украины, Президента Украины и

Кабинета Министров Украины.

Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по

требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса,

при условии, что подписи относительно референдума собраны не менее чем в

двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области

(ст. 72 Конституции).

На референдум Автономной Республики Крым выносятся вопросы, касающиеся

компетенции Верховной Рады Республики Крым.

Предметом местного референдума может быть:

— принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным

законодательством Украины к ведению местного самоуправления соответствующих

административно-территориальных единиц;

— принятие решений, определяющих содержание постановлений местных

советов и их исполнительных и распорядительных органов. На местные

референдумы могут выноситься вопросы, отнесенные законодательством Украины

к ведению местного самоуправления соответствующих административно-

территориальных единиц, а также вопросы досрочного прекращения полномочий

соответствующего местного совета и его председателя.

На местные референдумы не выносятся вопросы об отмене законных решений

вышестоящих органов государственной власти и самоуправления; вопросы,

отнесенные к ведению органов суда и прокуратуры; вопросы, связанные с

избранием, назначением и увольнением должностных лиц, относящихся к

компетенции соответствующего местного совета и его исполнительных и

распорядительных органов.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными советами.

Местный совет также назначает местный референдум по требованию депутатов,

составляющих не менее половины от общего состава местного совета или по

требованию, подписанному одной десятой частью граждан Украины, постоянно

проживающих на территории соответствующей административно-территориальной

единицы и имеющих право участвовать в референдуме.

Сбор подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума

не должен превышать трех месяцев, а местного Референдума—одного месяца со

дня получения свидетельства о регистрации первой из созданных по данному

референдуму инициативных групп.

Новый всеукраинский. референдум по ранее выносимым на референдум

вопросам может быть проведен не ранее чем через пять лет, а местный

референдум не ранее чем через, год со дня проведения предыдущего

референдума по этим вопросам

Граждане участвуют во всеукраинском и местных референдумах на основе

демократических принципов всеобщего, равного, прямого участия в референдуме

при тайном голосовании.

Для подготовки и проведения всеукраинского референдума в Украине

образуются комиссии: Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму;

комиссия Автономной Республики Крым по всеукраинскому референдуму;

областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские

комиссии по референдуму; участковые комиссии по референдуму. До образования

Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму ее функции выполняет

Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов

В бюллетене для голосования содержится название выносимого на

референдум проекта (проектов) законов, решения и предлагается гражданину

ответить «да» или «нет» на вопрос о принятии или отклонении этого проекта

(проектов). Проект закона, решения считается принятым, если за него было

подано большинство голосов граждан от числа, принявших участие в

голосовании. Референдум признается несостоявшимся, если в нем приняли

участие менее половины граждан, внесенных в списки для голосования

Законы, иные решения, принятые всеукраинским референдумом, имеют

высшую юридическую силу по отношению к законодательным актам Верховной Рады

Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, подзаконным актам

министерств и ведомств Украины и Автономной Республики Крым, решениям

местных советов.

Решения, принятые местным референдумом, имеют высшую юридическую силу

по отношению к решениям местных советов, на территории которых они

проводятся.

Законы, иные решения, принятые референдумом, не нуждаются в

утверждении государственными органами и могут быть отменены или изменены

только на основе референдума или акта Верховной Рады Украины, Верховной

Рады Автономной Республики Крым, решения местного совета соответственно

принятого большинством не менее 2/3 от общего числа народных депутатов с

обязательным утверждением на референдуме, который должен быть проведен в

течение шести месяцев после внесения изменения или отмены.

От референдума следует отличать плебисцит — это то же, что и

референдум, но без обязательных последствий для государства. Результаты

плебисцита лишь принимаются к сведению.

Демократия в обществе не может функционировать без полномочного

представительства народа в органах государства и местного самоуправления,

через которые осуществляется его постоянное участие в управлении делами

государства и общества, а такое представительство не может быть

демократическим, если сам народ не участвует в его формировании.

Формирование полномочного представительства самим народом возможно лишь

благодаря избирательной системе и осуществляется через выборы. Выборы —

способ формирования органов государства и местного самоуправление

осуществляемых путем голосования.

Выборы являются важнейшим институтом современной демократии, одной из

главных форм выражения воли народа и его участия в управлении

государственными и общественными делами, через их посредство народ

определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его

суверенных прав по реализации власти.

Выборы могут быть парламентскими и президентскими; органов государства

и местного самоуправления; очередными, повторными и внеочередными

(досрочными); на альтернативной основе и безальтернативными (если

выдвигается только один кандидат) и т. д

Выборы связаны со сложным комплексом общественных отношений,

участниками которых являются государство в лице уполномоченных на то

органов государственной власти, избирательные комиссии, политические

партии, избирательные блоки, общественные организации, собрания

избирателей, трудовые коллективы, кандидаты в депутаты, их доверенные лица,

избиратели и др.

Избирательная система — это совокупность упорядоченных общественных

отношений, связанных с выборами органов государства и местного

самоуправления.

В своей основе эта система регулируется нормами конституционного

права, но не сводится лишь к конституционным правоотношениям. Она

регулируется и неправовыми нормами — корпоративными, моральными и др.

Понятие «избирательная система» употребляется также и в ином значении

как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в

зависимости от результатов голосования. Основными избирательными системами

в этом смысле являются мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная избирательная система (от французского majore —

большинство) предусматривает голосование за персонального кандидата.

Побеждает тот, кто получит более 50% голосов избирателей (мажоритарная

система абсолютного большинства), или тот, кто наберет голосов больше, чем

каждый из его конкурентов в отдельности (мажоритарная система

относительного большинства).

Пропорциональная (от лат. prorportio – соотношение, определенная

часть) избирательная система предусматривает выборы депутатов по партийным

спискам в многомандатных округах. Избиратели голосуют за список той или

иной партии. Но для прохождения партии в парламент устанавливается

процентный барьер голосов избирателей —3—5%.

Смешанная система предусматривает совмещение мажоритарной и

пропорциональной систем.

В Украине смешанная система выборов. Она предусмотрена Законом «О

выборах народных депутатов Украины» от 24 сентября 1997г. с последующими

изменениями и дополнениями.

Депутаты избираются гражданами Украины на основе всеобщего, равного,

прямого избирательного права путем тайного голосования по смешанной

(мажоритарно-пропорциональной) системе. Избирательный процесс

осуществляется на началах свободного, равного выдвижения кандидатов в

депутаты, гласности и открытости, равных возможностей для всех кандидатов.

Участие граждан Украины в выборах является добровольным. Считается,

что избиратели, не принявшие участие в голосовании, поддерживают

волеизъявление избирателей, принявших участие в голосовании.

Всего избирается 450 депутатов. Из них 225 по одномандатным округам и

225 по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных

блоков партий по многомандатному избирательному округу на основе

пропорционального представительства.

Одномандатные округа образуются Центральной избирательной комиссией с

приблизительно равным числом избирателей в каждом избирательном округе.

Территорией многомандатного избирательного округа является территория

Украины, а его центром — город Киев. Избирателями этого округа являются все

граждане Украины, имеющие избирательное право.

Избирательное право — это система правовых норм, регулирующих

общественные отношения, связанные с выборами органов государственной власти

и местного самоуправления.

Избирательное право—один из институтов конституционного права.

Источниками избирательного права Украины, закрепляющими порядок

организации и проведения выборов в Украине являются Конституция, Закон

Украины «О выборах народных депутатов Украины», Закон Украины «О выборах

Президента Украины», Закон Украины «О выборах депутатов и председателей

сельских, поселковых, районных, городских, районных в городах, областных

Советов»*.

Понятие «избирательное право» также может использоваться в другом

значении (в субъективном смысле) как субъективное право гражданина избирать

(активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное

право) в государственные органы и органы местного самоуправления. Активное

избирательное право возникает с 18 лет (ст. 70), а пассивное — с 21 года

(ст. 76).

При этом выделяется активное избирательное право— право избирать, т.

е. участвовать в выборах; и пассивное избирательное право— право быть

избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Основой избирательного права Украины являются демократические принципы

всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины» предусмотрены

рад этапов организации и проведения выборов:

— выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты;

— предвыборная агитация;

—голосование;

— подсчет голосов и определение результатов выборов.

Каждый избиратель получает два бюллетеня: один для голосования по

выборам в одномандатном и второй для голосования по выборам в

многомандатном общегосударственном избирательных округах.

В бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу

вносятся в алфавитном порядке все зарегистрированные в этом округе

кандидаты в депутаты с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения,

должности (занятия), места работы и жительства, партийности.

В бюллетень для голосования по многомандатному общегосударственному

избирательному округу вносятся названия политических партий, избирательных

блоков партий в порядке, определенном жеребьевкой, которую проводит

центральная избирательная комиссия после регистрации списков кандидатов в

депутаты от политических партий, избирательных блоков партий с обязательным

перечнем политических партий, образовавших избирательный блок, а также с

указанием фамилии с инициалами первых пяти кандидатов из внесенного каждой

политической партией, избирательным блоком партий списка кандидатов в

депутаты.

Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат в

депутаты, получивший большинство голосов избирателей, принявших участие в

голосовании, относительно других кандидатов, баллотировавшихся в данном

избирательном округе.

Право быть избранным по многомандатному общегосударственному

избирательному округу получают кандидаты в депутаты от политических партий,

избирательных блоков партий, преодолевших 4 % барьер голосов избирателей.

Депутатские мандаты между ними распределяются пропорционально числу

полученных ими голосов.

Списки кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных

блоков партий, получивших менее 4% голосов избирателей, принявших участие в

голосовании, не получают право на участие в распределении депутатских

мандатов.

Депутатом местного совета может быть избран гражданин Украины, который

на день выборов достиг 18 лет, имеет избирательные права и постоянно

проживает или работает на территории соответствующего совета

Народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, достигший на

день выборов 21 года, имеющий право голоса и проживающий в Украине в

течение последних пяти лет

Прямые или косвенные льготы или ограничения избирательных прав граждан

Украины в зависимости от происхождения, социального и имущественного

положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка,

отношения к религии, политических убеждений, рода и характера занятий, не

предусмотренные действующим законодательством, запрещены.

Не имеют права голоса граждане, признанные судом недееспособными.

Осуществление избирательного права приостанавливается на

соответствующий период для лиц, содержащихся по приговору суда в местах

лишения свободы, а также лиц, находящихся по решению суда в местах

принудительного лечения.

Принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель в

Украине имеет, на выборах Президента Украины и на выборах народных

депутатов Украины один голос. Во время выборов депутатов и председателей

местных Советов избиратель имеет один голос по выборам депутатов

соответствующих местных советов и один голос на выборах председателя

соответствующего совета.

Все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, т. е. голос

каждого избирателя равен голосу любого другого избирателя и ни один

избиратель не имеет никаких преимуществ перед другими избирателями.

Наличие у каждого избирателя только одного голоса обеспечивается тем,

что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей;

он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется

предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке

избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается тем, что

избирательные округа по каждым выборам образуются с примерно равным числом

избирателей. Таким образом, голос избирателя в одном избирательном округе

равен голосу избирателя в любом другом избирательном округе.

Принцип прямого избирательного права выражается в том, что Президент,

народные депутаты и председатели местных советов избираются гражданами

непосредственно, а не нижестоящими представительными органами или

специальными выборщиками, т. е. избиратель самостоятельно выражает свою

волю, лично подает свой голос за того, кому он доверяет представительство

своих интересов.

Принцип тайного голосования состоит в том, что контроль за

волеизъявлением голосующих не допускается. Тайное голосование

обеспечивается рядом гарантий: избиратель лично заполняет избирательный

бюллетень, оставляя в нем фамилию того кандидата, за которого он голосует

Заполненный бюллетень избиратель лично опускает в избирательную урну, не

проставляя свою фамилию В помещении для выборов отводятся специальные

комнаты или оборудуются отдельные кабины для заполнения избирательных

бюллетеней, в которых запрещается присутствие кого-либо, кроме голосующего,

причем избирательные урны устанавливаются таким образом, чтобы голосующие

при подходе к ним обязательно проходили через кабины для тайного

голосования.

Выборы народных депутатов Украины проводятся в последнее воскресенье

марта четвертого года полномочий Верховной Рады Украины. (Очередные выборы

в Верховную Раду Украины будут проведены в марте 1998 г.).

Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются Президентом

Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения

о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины.

Проведение выборов народных депутатов Украины организуют избирательные

комиссии: Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов

Украины; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные

комиссии.

Выборы проводятся по 450 одномандатным избирательным округам на основе

абсолютного большинства, т. е. от каждого избирательного округа избирается

только один депутат и только в том случае, если он получит абсолютное

большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирательные округа

делятся на избирательные участки с числом от 20 до 3000 избирателей. По

каждому избирательному участку составляются списки избирателей, в которые

включаются все граждане Украины, достигшие ко дню выборов или в день

выборов 18 лет, проживающие на момент составления списка на территории

данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании

Избиратель может быть включен в список избирателей лишь на одном

избирательном участке

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит гражданам Украины,

имеющим право голоса. Это право реализуется как непосредственно, так и

через политические партии и их избирательные блоки, зарегистрированные в

соответствии с законодательством, и трудовые коллективы

Выдвижение кандидатов в народные депутаты Украины проводится в два

этапа. На первом выдвигается претендент на кандидаты- в депутаты, на

втором — непосредственно кандидат в депутаты.

Партии, их избирательные блоки, участвующие в избирательной кампании,

после их регистрации Центральной избирательной комиссией имеют право

выдвинуть лишь по одному кандидату в депутаты по каждому избирательному

округу через свои региональные отделения (ячейки)

При выдвижении претендента на кандидата в депутаты избирателями

необходимо, чтобы не менее десяти избирателей, проживающих в пределах

избирательного округа, по которому выдвигается кандидат, подписали

заявление об этом с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения,

серии и номера паспорта, домашнего адреса.

При выдвижении претендента на кандидата в депутаты трудовым

коллективом заявление от имени коллектива подписывается лицом,

уполномоченным на то собранием или конференцией, выдвинувшими претендента.

На втором этапе претендент на кандидата в депутаты, выдвинутый

избирателями, партией (избирательным блоком), трудовым коллективом, может

быть зарегистрирован как кандидат в депутаты, если его поддержат своими

подписями не менее 300 избирателей данного избирательного округа. Один

избиратель вправе подписаться в поддержку только одного претендента на

кандидата в депутаты по своему избирательному округу.» Списки избирателей,

поддерживающих претендента на кандидата в депутаты, представляются в

окружную избирательную комиссию не позднее чем за 45 дней до выборов-

Регистрацию кандидата в депутаты осуществляет соответствующая окружная

избирательная комиссия.не позднее чем на пятый день после представления

всех необходимых для регистрации документов и внесения денежного залога в

размере пяти минимальных заработных плат, который возвращается внесшему его

лицу в случае, если кандидат получит на выборах не менее пяти процентов

голосов избирателей, принявших участие в выборах. Одно и то же лицо не

может быть зарегистрировано более чем в одном избирательном округе.

Все зарегистрированные кандидаты в депутаты с указанием фамилии,

имени, отчества, года рождения, партийности, должности (занятия),

включаются в алфавитном порядке в избирательный бюллетень.

С момента регистрации кандидат в депутаты имеет право проводить

предвыборную кампанию. Для ведения предвыборной кампании законом

установлены определенные гарантии деятельности кандидатов: равное право

участвовать и выступать на предвыборных собраниях, митингах, совещаниях,

заседаниях, в печати, по телевидению, радио; возможность излагать программу

своей будущей деятельности; возможность иметь доверенных лиц, которые

помогают в проведении избирательной кампании; освобождение кандидатов от

производственных или служебных обязанностей для участия в предвыборных

мероприятиях; право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского

транспорта (кроме такси) в пределах соответствующего избирательного округа;

неприкосновенность кандидата, которая выражается в том, что кандидат не

может быть привлечен, к уголовной. ответственности, арестован, либо

подвергнут мерах административного взыскания, налагаемым в судебном

порядке, без согласия Центральной избирательной комиссии.

Голосование проводится в день выборов с 7 до 20 часов. Для выборов

депутатов каждому избирателю выдается бюллетень для голосования.

Избирательные бюллетени выдаются участковой избирательной комиссией на

основании списка избирателей избирательного участка по предъявлении

избирателем паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. О

получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается в списке

избирателей. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не

допускается. Избирательный бюллетень заполняется голосующим в кабине или

комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается

присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Голосующий может

оставить в бюллетене фамилию лишь одного кандидата или не оставлять ни

одной, вычеркивая в бюллетене для голосования фамилии тех кандидатов,

против которых он голосует.

После окончания голосования участковой избирательной комиссией на

основании списка избирателей устанавливается общее число избирателей,

принявших участие в голосовании и производится подсчет голосов отдельно по

каждому кандидату в депутаты.

Установление результатов выборов по избирательному округу производится

соответствующей окружной избирательной комиссией.

Избранным считается кандидат, получивший на выборах больше половины

голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25% от

числа избирателей, внесенных в списки избирателей данного округа.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее

50% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей данного округа, а

также в связи с выбытием всех зарегистрированных по округу кандидатов.

Окружная избирательная комиссия может признать выборы

недействительными, если в ходе их проведения или при подсчете голосов имели

место нарушения Закона, существенно повлиявшие на результаты голосования.

Если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и

ни один из них не был избран, окружная избирательная комиссия назначает

повторное голосование по двум кандидатам, получивши


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: