Введение. Тема № 1. Общее устройство транспортного средства

УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Тема № 1. Общее устройство транспортного средства

Занятие № 1.3. Военная автомобильная техника ВС РФ

по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

Москва 2011


Тема № 1. Общее устройство транспортного средства

Занятие № 1.3. Военная автомобильная техника ВС РФ

Учебные вопросы

1. Классификация военной автомобильной техники. Условия и особенности использования военной автомобильной техники в мирное и военное время.

2.Подготовка военной автомобильной техники к использованию по назначению. Порядок приёмки, ввода машины в строй и передачи водителю.

3. Регистрационные и опознавательные знаки.

4. Комплект водительского инструмента, принадлежностей и индивидуальный комплект запасных частей. Дополнительное снаряжение.

5. Обкатка машин.

6. Обязанности военного водителя.

7. Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание.

Успех в современной боевой операции невозможен без использования колесных и гусеничных машин, которые перевозят личный состав подразделений, боеприпасы, горючее и другое военно-техническое имущество, служат транспортными средствами для образцов вооружения.

Современные отечественные автомобили имеют хорошие эксплуатационные качества - это, прежде всего, высокая проходимость, большой запас хода, высокая надежность при эксплуатации. Вместе с тем армейские автомобили характеризуются сложностью конструкции. Вы, как будущие военные водители должны иметь глубокие знания по конструкции автомобилей, уметь проводить в войсках их техническое обслуживание и ремонт, выполняя обязанности военного водителя.

Учебный вопрос № 1.

Классификация военной автомобильной техники. Условия и особенности использования военной автомобильной техники в мирное и военное время

Под термином "военная" понимается автомобильная техника (АТ), разрабатываемая и серийно выпускаемая заводами промышленности по требованиям Минобороны Российской Федерации (РФ).

К военной автомобильной технике (ВАТ) относятся:

1. Автомобили многоцелевого назначения (АМН);

2. Специальные колесные шасси и колесные тягачи (СКШ);

3. Военные гусеничные машины (ВГМ) транспортно-тягового класса;

4. Прицепы и полуприцепы многоцелевого назначения;

5. Кузова-фургоны и кузова-контейнеры многоцелевого назначения;

6. Подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации.

В настоящее время в автомобильном парке Вооруженных сил (ВС) содержится около 520,0 тыс. образцов АТ. Кроме названных групп ВАТ в это количество входят используемые в ВС РФ образцы АТ народно-хозяйственной номенклатуры.

Основу парка составляют автомобильные базовые шасси (АБШ) под монтаж наземного подвижного вооружения и военной техники ВВТ всех видов, родов войск, специальных войск и служб (около 67 % от общей численности машин).

На базе ВАТ сейчас монтируется более 1000 образцов наземного подвижного ВВТ и около 500 перспективных образцов уже согласованы под монтаж. Такая насыщенность войск АТ - наглядное свидетельство ее значимости для боевой готовности и боеспособности ВС России.

Группа АМН является наиболее массовой группой техники в составе ВАТ и составляет 51 % от ее общей численности в войсках.

АМН предназначены:

- для монтажа ВВТ всех видов ВС, родов войск и служб;

- для буксировки прицепных артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов и полуприцепов;

- для перевозки личного состава и военно-технического имущества.

АМН по своей грузоподъемности в действующем Типаже делятся на 5 классов: 1,0 т; 1,5 т; 2,5 т; 4,0 т; 6,0 т и 10,0 т.

Группа СКШ была создана для обеспечения подвижности, а следовательно, и живучести ракетных комплексов и других приоритетных образцов вооружения.

Несмотря на то, что удельный вес СКШ в автомобильном парке ВС невелик (около 2 % от общего количества машин), на них монтируется вооружение, по своей эффективности способное решить исход операции в целом.

В существующем парке СКШ представлены образцами трех классов грузоподъемности: 14,0 - 18,0 т; 22,0 - 25,0 т; 70,0 и более т.

ВГМ транспортно-тягового класса создавались для расширения областей использования колесной техники и наиболее полного обеспечения потребностей войск. Они охватывают ряд грузоподъемностей от 1,0 до 30,0 тонн. Их численность составляет около 5 % от общего количества машин парка.

Подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации

В современной армии созданы подвижные средства оказания технической помощи, эвакуации и ремонта

Размещены такие мастерских на шасси АМН КамАЗ-43101 и Урал-4320-31 с кузовами-фургонами КМ-4310 и КМ-4320 (для мастерских войскового уровня типа МТО, МРС, МРМ и др.), общетранспортного автомобиля КамАЗ-5320 с кузовом-фургоном КМ5320 (для мастерских оперативного уровня типа МТ-1, МТ-2, МФС и др.), на шасси низкорамных прицепов (для мастерских оперативного уровня типа МРПП-1, МРПП-2, МРЭ-А1 и др.), проработан вопрос размещения подвижных мастерских войскового уровня на шасси автомобиля Урал-4320.

Рис. 1. Подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации

В мирное время автомобильная техника согласно штатам воинских частей и табелям распределяется на группы эксплуатации и используется только по штатному предназначению с соблюдением установленных технических норм и правил, применением установленных марок горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей.

Группы эксплуатации автомобильной техники: боевой, строевой, учебной, транспортной групп (рис. 2).

Рис. 2. Группы эксплуатации автомобильной техники

При этом к использованию допускаются только зарегистрированные в установленном порядке машины, при наличии регистрационных документов и знаков установленного образца, опознавательных знаков, надписей и обозначений, договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (транспортной и учебной групп эксплуатации), а также иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Машины боевой и строевой групп эксплуатации используются для выполнения задач боевого дежурства и в соответствии с планами боевой подготовки. Машины учебной группы эксплуатации - для обучения личного состава практическому вождению и работе со специальным оборудованием, смонтированным (установленным) на этих машинах. Использование машин боевой, строевой и учебной групп эксплуатации для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей не допускается.

Машины транспортной группы эксплуатации используются для повседневного обеспечения служебной деятельности должностных лиц, обеспечения мероприятий по боевой подготовке, хозяйственного, культурно-бытового, медицинского и другого обеспечения воинских частей.

При этом к использованию допускаются только машины, своевременно прошедшие ежегодный технический осмотр, при наличии соответствующего талона. Автобусы, легковые автомобили и прицепы к ним, иные транспортные средства, используемые для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей Вооруженных Сил, допускаются к использованию при наличии страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Использование машин для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей разрешается в рабочие дни с 8-00 до 18-00, в предвыходные и предпраздничные дни – с 8-00 до 15-00.

Легковые автомобили, предназначенные для обеспечения служебной деятельности должностных лиц воинской части, разрешается использовать до 20-00. Использование машин в рабочие, предвыходные и предпраздничные дни позднее указанного срока, в выходные и праздничные дни разрешается только при наличии пропуска установленной формы.

Запрещается использование машин:

- содержащихся в НЗ и сверх штата воинской части;

- в целях, не соответствующих штатному предназначению и установленным требованиям по эксплуатации данной марки машины;

- не зарегистрированных в установленном порядке и своевременно не прошедших ежегодный технический осмотр;

- без путевых и регистрационных документов, государственных регистрационных знаков, страхового полиса и специального знака государственного образца обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (в случаях, установленных федеральным законом);

- с опознавательными знаками, надписями и обозначениями, не соответствующими требованиям нормативных правовых актов Министерства обороны;

- выработавших запланированные на текущий месяц (год) моторесурсы;

- неисправных, не прошедших техническое обслуживание и не обеспечивающих безопасность движения;

- при заправке машины горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями, не соответствующими нормативно-технической документации;

- водителями, не прошедшими медицинское освидетельствование, не имеющими соответствующей подготовки для управления машиной и оформленной в установленном порядке путевой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учебный вопрос № 2

Подготовка автомобильной техники к использованию

по назначению. Порядок приёмки, ввода машины в строй и передачи водителю

К использованию допускаются исправные, прошедшие техническое обслуживание и подготовленные к работе машины. Подготовка машин к использованию включает

- нанесение регистрационных и опознавательных знаков;

- обкатку новых и отремонтированных машин;

- установку дополнительного оборудования и выполнение специальных работ для использования в сложных условиях;

- ежедневное или очередное техническое обслуживание №1 или №2;

- работы, выполняемые перед выходом из парка: контрольный осмотр водителем, проверка готовности машин командиром (техником) подразделения, контроль технического состояния начальником контрольно-технического пункта, дежурным по парку.

Ввод машины в строй осуществляется приказом командира части В приказе указывается: тип машин, марка; штатное назначение машины; подразделение и группа эксплуатации, в которую зачисляется машина; присвоенный машине регистрационный знак; установленная норма расхода моторесурсов; номер шасси (корпуса и двигателя); фамилия водителя, за которым закрепляется машина. Номер приказа о вводе машины в строй и фамилия водителя заносятся в паспорт (формуляр) машины.

До отдачи приказа о вводе машины в строй ее использование запрещается.

Машина вручается водителю лично командиром воинской части перед строем подразделения.

Водитель, принявший машину, расписывается в паспорте (формуляре) и с этого момента несет полную ответственность за сбережение машины, ее исправность и готовность к использованию

До принятия машины водитель должен пройти специальную подготовку по правилам эксплуатации машины данной марки.

Учебный вопрос № 3.

Регистрационные и опознавательные знаки

Каждая машина (прицеп), находящаяся на укомплектовании воинской части, должна иметь присвоенный ей государственный регистрационный знак (рис. 3, 4, 5, 6). Присвоенный государственный регистрационный знак заносится в паспорт (формуляр) машины (прицепа).

Рис. 3. Государственные регистрационный знак

Рис. 4. Свидетельство о регистрации ТС

Рис. 5. Талон технического осмотра ТС

Рис. 6. Водительское удостоверение

Эксплуатировать машины (прицепы), не имеющие регистрационных знаков, запрещается.

Государственные регистрационные, опознавательные знаки, обозначения и надписи устанавливаются или наносятся на машинах в соответствии с требованиями специальных инструкций. Государственные регистрационные знаки выдаются ВАИ гарнизона в воинскую часть по заявкам. Запрещается самостоятельно изготавливать дубликаты знаков. Высвободившиеся знаки сдаются в ВАИ, их выдавшую. При перемещении машин и прицепов внутри части, а также сдаче их в ремонт без исключения из списков части, закрепленные за ними регистрационные знаки сохраняются.

Удостоверение старшего машины, пропуск и документы водителя представлены на рис. 7, 8, 9.

Рис. 7. Удостоверение старшего машины

Рис. 8. Пропуск

Рис. 9. Примеры документов

Для улучшения контроля за использованием машин по штатному предназначению применяются опознавательные знаки (рис.10).

Рис. 10. Опознавательные и предупредительные знаки

на автомобильной технике

На машины транспортной группы (кроме ГАЗ - 14, ГАЗ - 3110, ГАЗ-3102, ВАЗ) наносится опознавательный знак в виде равностороннего треугольника с помещенной внутри него буквой «Т» – «обозначение машин транспортной группы» (рис. 10).

Этот знак наносится белым цветом спереди на бампере и в левой верхней части заднего борта кузова машины.

На машинах учебной группы наносится (устанавливается) опознавательный знак в виде равностороннего треугольника белого цвета с каймой красного цвета, в который вписана буква «У» – черного цвета (рис. 10). Знак устанавливается спереди на лобовом стекле и на заднем борту автомобиля.

На санитарных машинах наносится опознавательный знак «Красный крест» (рис. 10).

При эксплуатации машин с прицепами и полуприцепами всех типов, включая артиллерийские орудия, над кабиной посредине устанавливается опознавательный знак в виде равностороннего треугольника желтого цвета с устройством для внутреннего освещения или три фонаря оранжевого цвета, а на задней стенке прицепов и полуприцепов – два светоотражающих приспособления красного цвета в виде равностороннего треугольника, а для обозначения конечной точки – фонарь.

На транспортных средствах, движение или буксировка которых разрешается с определенной скоростью, наносится (устанавливается) опознавательный знак «Ограничение скорости» (рис. 10).

На автомобилях и мотоциклах комендантских подразделений наносится опознавательный знак в виде буквы «К» на фоне белого круга и отличительные полосы черно-белого цвета с красной окантовкой.

На машинах, оборудованных для перевозки личного состава, при групповой перевозке людей спереди и сзади устанавливаются прямоугольные опознавательные знаки желтого цвета с каймой красного цвета и надписью «Люди» черного цвета (рис. 10).

На машинах и прицепах, перевозящих опасные грузы, устанавливаются спереди и сзади прямоугольные опознавательные знаки (рис.10).

На стенке автоцистерн, перевозящих горючие жидкости, белой краской наносится надпись «Огнеопасно».

На эвакотягачах передние бамперы окрашиваются с обоих концов на расстоянии 400 мм чередующимися под углом 45° красными и белыми полосами шириной 50 мм каждая.

На машинах, транспортируемых в ремонт, спереди и сзади устанавливаются прямоугольные таблички с надписью «В ремонт».

На нижних кромках крыльев и боковых бортов платформы машин и прицепов (не имеющих системы регулируемого давления воздуха в шинах) наносятся цифры, указывающие величину нормального давления воздуха в шинах в соответствии с заводскими инструкциями.

Учебный вопрос № 4.

Комплект водительского инструмента, принадлежностей и индивидуальный комплект запасных частей. Дополнительное снаряжение

Автомобили снабжены комплектом обязательной поставки, в который входят запасные части, инструмент и принадлежности, индивидуальный комплект запасных частей, указанные в таблице 1, рис.11.

Таблица 1. Комплект водительского инструмента, принадлежностей

Наименование Количество на один автомобиль
1. Ключи от дверей кабины и выключателя приборов и стартера 2 комплекта
2. Руководство по эксплуатации автомобиля 1 шт.
3. Инструкция по эксплуатации аккумуляторных батарей 1 шт.
4. Инструмент
4.1. Набор инструмента в большой сумке 1 комплект
4.2. Набор инструмента в малой сумке 1 комплект
5. Принадлежности
5-1. Держатель противооткатного клина 2 шт.
5.2. Домкрат гидравлический 1 шт.
5.3. Шланг для накачки шин 1 шт.
5.4. Шланг для прокачки гидросистемы 1 шт.
5.5. Шланг соединительный 1 шт.
5.6. Насос топливоперекачивающий 1 шт.
5.7. Светильник с лампой 1 комплект
5.8. Съемник форсунки 1 шт.
5.9.Огнетушитель 1 шт.
5.10. Утеплитель передка 1 шт.
5.11. Шприц рычажно-плунжерный 1 шт.
5.12. Футляр аптечки медицинской 1 шт.
5.13. Знак аварийной остановки 1 комплект
6. Запасные части
6.1. Комплект индивидуальный запасных частей 1 комплект
6.2. Комплект запасных частей для подогревателя 1 комплект
6.3. Запасное колесо 1 шт.
6.4. Ящик для запасных частей 1 шт.

Рис. 11. Комплект водительского инструмента

Гидравлический домкрат и его устройство домкрата показано на рис. 12.

Рис. 12. Гидравлический домкрат

1 – основание корпуса; 2 – корпус; 3 – цилиндр рабочего плунжера; 4 – рабочий наружный плунжер; 5 – рабочий внутренний плунжер; 6 – винт; 7 – прокладка; 8 – головка корпуса; 9 – гайка винта; 10 – головка винта; 11 – серьга; 12 – пробка; 13 – рычаг насоса; 14 – нагнетательный плунжер; 15 – цилиндр нагнетательного плунжера; 16 – запорная игла; 17 – всасывающий клапан; 18 – перепускной клапан.

Смазочный шприц предназначен для смазывания сборочных единиц автомобиля, снабженных пресс-масленками (рис. 13).

Рис. 13. Смазочный шприц

1 – наконечник; 2 – трубка; – полость цилиндра плунжера, 4 – корпус; 5 – плунжер; 6 – полость цилиндра шприца; 7 – рычаг; 8 – поршень; 9 – цилиндр шприца; 10 – крышка; 11 – шток поршня; 12 – прокладка; 13 – пробка; 14 – шариковый клапан.

В комплект принадлежностей, прилагаемых к автомобилю, входит насос для ручной перекачки топлива (рис. 14). Насосом следует пользоваться в таком порядке:

- опустить конец длинного шланга 5 в посуду с топливом, при этом стрелка, нанесенная на корпусе насоса и указывающая направление течения топлива, должна быть направлена острием вверх;

- конец короткого шланга 1 опустить в посуду (бачок, ведро, канистра), в которую перекачивают топливо. Эту посуду надо располагать ниже посуды, откуда забирается топливо;

- сжать рукой (4-5 раз) резиновую грушу;

- после того как из короткого шланга 1 начнет вытекать топливо, сжать грушу насоса, перевернув его стрелкой вниз, что обеспечивает перетекание топлива самотеком.

Рис. 14. Насос для ручной перекачки топлива


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: