Основными направлениями совершенствования складского хозяйства
Направления совершенствования складского хозяйства
Механизация и автоматизация складских работ ‑ основное направление совершенствования организации работ, связанных с хранением материальных ценностей и передачей их в производство.
Современный склад ‑ это сложное хозяйство, состоящее из вертикальных стеллажных конструкций (нормальная высота 10 и более метров), автоматических штабелирующих машин с программным управлением, специальной тары, перегрузочных устройств, технических средств систем автоматического управления складом и т.д.
Большое распространение получили вертикально-замкнутые (люлечные) склады с программным управлением, которые занимают малые производственные площади, но имеют достаточно большую емкость за счет вертикального расположения.
При проектировании склада особое внимание должно быть обращено на выбор наиболее эффективных средств механизации и автоматизации складских операций. В машиностроении широко используются механизированные склады. Загрузка и разгрузка стеллажей производится с помощью подвесных или самоходных штабелеров. Детали транспортируются и хранятся в стандартной таре.
|
|
являются:
• внедрение складских систем с автоматическим адресованием грузов, автоматизированных складов, автоматизированных контейнерных площадок;
• внедрение автоматических складов, сортирующих и выдающих грузы с помощью специальных устройств с программным управлением;
• широкое использование сборно-разборных складов из металлических
стандартных элементов с обслуживанием самоходными штабелерами;
• широкое применение стандартной сборно-разборной унифицированной
тары, средств контейнеризации и пакетирования. Разработка наиболее эффективных и экономичных типовых конструкций тары, особенно «сквозной», которая может использоваться на различных этапах производственного процесса;
• совершенствование системы учета и контроля движения материальных ценностей, оптимизация норм запасов;
• совершенствование планирования и управления складским хозяйством
на основе компьютеризации, применения экономико-математических методов и моделей;
• внедрение подсистемы АСУП «Склад», позволяющей выработать оптимальные решения по управлению складским хозяйством.
Транспортное хозяйство — комплекс технических средств промышленного
предприятия, предназначенных для перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и на его подъездных путях.
|
|
Транспортное хозяйство предприятия состоит из:
1) транспортных средств;
2) устройств общезаводского назначения — депо, гаражи, ремонтные
мастерские, рельсовые и безрельсовые пути и т. п.
В основные функции транспортного хозяйства предприятия входят:
перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции.
Основные задачи транспортного хозяйства: обеспечение бесперебойной доставки грузов к рабочим местам и складам, сохранность перевозимых грузов, оптимизация маршрутов движения, рациональное использование транспортных средств.
Виды транспорта и классификация транспортных средств.
Транспорт промышленных предприятий классифицируется по назначению и
месту действия, видам, способам действия и другим признакам.
По назначению и месту действия он подразделяется на внешний и внутризаводской.
Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия с железнодорожными станциями, морскими и речными портами, аэропортами, таможенными терминалами и складами контр-агентов.
Внутризаводской транспорт подразделяется на:
-межцеховой – используется для перевозки грузов на территории предприятия между цехами, труктурными подразделениями преждприятия, между цехами и складами;
-внутрицеховой – используется для перевозки грузов в пределах отдельных цехов и складов;
-межоперационный –осуществляет перемещение предметов труда между операциями.
По видам транспортные средства подразделяются на железнодорожные
(рельсовые), безрельсовые и механические. В качестве внутризаводского
железнодорожный транспорт применяется лишь на предприятиях тяжелого машиностроения, где большие габариты изделий.
К безрельсовому транспорту относятся тягачи, тракторы, автомобили, тележки. Он применяется для меж- и внутрицеховых перевозок.
Механический транспорт в основном служит для внутризаводских и межоперационных перевозок. Это подвесные пути, лифты, элеваторы, конвейеры, рольганги.
Для перемещения средств и предметов труда используются различные виды транспортных средств. В условиях крупно-серийного и массового производства широко применяются транспортные средства непрерывного действия, которые не только перемещают предметы труда, но и регламентируют ритм работы, распределяют предметы труда по рабочим местам, а транспортные операции являются неотъемлемой частью технологического процесса.
Таблица –Виды транспортных средств, используемых на машиностроительных предприятиях
Внешний транспорт | Внутризаводской транспорт | ||
межцеховой | внутрицеховой | межоперационный | |
Транспорт цикличного действия | |||
Морской Речной Воздушный Железнодорожный Колесный: автомобили, тягачи с разл.прицепами | Железнодорожный Колесный: автомобили, тягачи с прицепами, электрокары, автокары, автопогрузчики, штабелеры. | Колесный: Электрокары, автокары, автопогрузчики, штабелеры, ручные тележки | Колесный: Электрокары, автокары, автопогрузчики, штабелеры, ручные тележки |
Подъемно-транспортные средства | |||
Железнодорожные и автомобильные краны Монорельсовые пути с тельферами, электрическими и ручными талями | Мостовые краны, кран-балки, велосипедные и поворотные краны, лебедки, пневматические подъемники и т.д. Монорельсовые пути с тельферами, электрическими и ручными талями | Мостовые краны, кран-балки, велосипедные и поворотные краны, лебедки, пневматические подъемники и т.д. Монорельсовые пути с тельферами, электрическими и ручными талями | |
Транспорт непрерывного действия | |||
Трубопроводы | Трубопроводы; Пневматические трубопроводы Конвейеры, транспортеры | Пневматические трубопроводы Конвейеры, транспортеры | Пневматические трубопроводы Конвейеры, транспортеры |
Бесприводные транспортные средства | |||
Межэтажные спуски | Рольганги, скаты, спуски, лотки | Рольганги, скаты, спуски, лотки |
Состав и структура транспортного хозяйства определяются объемом внешних и внутризаводских перевозок, уровне кооперирования со специализированными транспортными организациями, типом производства, габаритами и массой перевозимых грузов. Для руководства всем транспортным хозяйством на крупных предприятиях
|
|
создается транспортный отдел. Он подчиняется одному из заместителей директора предприятия (например, по маркетингу).
Транспортное хозяйство машиностроительного предприятия состоит из общезаводских и цеховых служб. Примерный состав общезаводских служб, обеспечивающих внешние и межцеховые перевозки, включает:
-транспортный отдел -осуществляет общее руководство, разрабатывает планы, графики, технологию и маршруты перевозок, определяет потребность в транспортных и подъемно-транспортных средствах, погрузочно-разгрузочных пунктах, организует перевозки по разработанной технологии, планам и графикам, осуществляет оперативное руководство.
- транспортные цехи – выполняют транспортировку грузов, техническое обслуживание и ремонт транспортной техники; на предприятии могут быть: автотранспортный цех(гараж. Автобаза), цех железнодорожного транспорта (депо и путевое хозяйство), цех электротранспорта.
При небольшом объеме перевозок на предприятиях организуется только один транспортный цех.
Цеховые транспортные службы осуществляют внутрицеховое перемещение грузов и межоперационное перемещение предметов труда и находятся в подчинении цеховой диспетчерской службы.
Транспортное хозяйство требует постоянного совершенствования.
Его основными путями являются:
1) внедрение современного подъемно-транспортного оборудования
и на этой основе повышение уровня механизации и автоматизации
транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;
2) внедрение единых транспортных систем с автоматическим адресованием
грузов, телеуправляемых транспортных средств, гидравлического
|
|
пневматического и канатно-подвесного транспорта непрерывного действия;
3) проектирование технологии транспортных и погрузочно-разгрузочных
работ и ее оформление в единой технологической документации;
4) использование контейнерных и пакетных перевозок, применение
поддонов, стандартной сборно-разборной тары «сквозного» применения
(для транспортировки и хранения грузов);
5) повышение эффективности использования подъемно-транспортного
оборудования (экономически обоснованный его выбор, сокращение
простоев и потерь времени на ремонт, максимальное использование
грузоподъемности транспортных средств и т. д.);
6) улучшение системы планирования перевозок и диспетчерского
руководства (создание нормативной базы, улучшение сменно-суточного
планирования, работа по твердому графику). Применение экономико-
математических методов и компьютеров в управлении и планировании
внутризаводским транспортом;
7) совершенствование технического обслуживания и ремонта внутризаводского
транспорта. Организация надлежащего надзора за эксплуатацией и ремонтом подъемно-транспортного оборудования;
8) создание современных депо, автогаражей и станций технического обслуживания. Организация систематического надзора за состоянием трасс и их ремонтом;
9) внедрение подсистемы АСУП «Транспорт», позволяющей комплексно решать вопросы управления транспортным хозяйством с целью согласования его работы со всеми подразделениями предприятия.
Эта подсистема должна обеспечить следующие функции:
- передачу груза от цеха или склада поставщика цеху-потребителю со всеми необходимыми процедурами передачи (взвешивание, счет, оформление документации):
- погрузку груза; перемещение груза;
- возврат транспортных средств в первоначальный пункт.
Она охватывает все виды планирования, учета и отчетности, принятие перспективных и оперативных решений с учетом тесного взаимодействия подсистемы с другими подсистемами комплексной автоматизированной системы управления производством.
Цель подсистемы АСУП «Транспорт» — привести в соответствие
получение, обработку и использование информации о работе внутризаводского
транспорта, чтобы выработать оптимальные решения по управлению
процессами перемещения, неразрывно связанными с технологическими процессами.
Тема 9. Организация подготовки производства к выпуску новой продукции
1. Сущность и этапы осуществления подготовки производства
2. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
3. Организация конструкторской подготовки производства
4. Организация технологической подготовки производства
5. Организация освоения производства новой техники
6. Информационная поддержка жизненного цикла продукции.