Предмет психологии труда и инженерной психологии

Предмет и задачи психологии труда и инженерной психологии

Ответ на вопрос 10

Литература:

1 Левитов Н.Д. Психология труда. - М.: Учпедгиз. 1963.

2 Инженерная психология. - Киев: “Вища школа”. 1976.

3 Очерки психологии труда оператора. - М.: Наука. 1974.

4 Венда В. Ф., Нафтульев А. И., Рубахин В.Ф. Организация труда операторов. - М.: Экономика. 1978.

5 Справочник по инженерной психологии. - М.: Машиностроение. 1982.

6 Основы инженерной психологии. - М.: Высшая школа. 1977.

7 Котик М.А. Краткий курс инженерной психологии. - Таллин. “Валгус”. 1971.

8 Инженерная психология. - М.: Наука. 1977.

9 Инженерная психология в военном деле. - М.: Воениздат. 1983.

10 Эргономика. - М.: Мир. 1971.

11 Маркова А.К. Психология профессионализма. - М. 1996.

12 Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология.-Л. ЛГУ. 1979.

· Многие носят очки из-за перегрузки зрения. До 90% информации мы получаем с помощью зрения.

· Ошибки эксплуатации техники из-за расположения на одной панели ручек радио (электро) потенциометров и кранов воздушных и жидкостных регуляторов. При движении по часовой стрелке увеличивается громкость и уменьшается напор воды.

· Ошибочный сброс дополнительных подвесных топливных баков летчиком из-за их ошибочного конструктивного расположения рядом с кнопкой перезарядки самолетной пушки.

· В самолете ИЛ-28 при подъеме с земли в основную кабину всем на глаза попадается красная ручка с надписью “потяни на себя”. Все новички частенько выполняют эту команду, выбрасывая к неудовольствию техника самолета аварийную надувную лодку.

· Увеличение шума на 5% снижает производительность труда на 5%. Вообще шум может снизить производительность труда более чем на 50%, а 70% всех неврозов вызваны шумами. (Горбовский. Год 2000 и далее. М. Знание. 1978.)

· Операторы Англии из-за нервно-эмоциональных срывов уже в 40-45 лет утрачивают работоспособность. По моим наблюдениям офицеры служат на операторских должностях не более 10 лет.

· Из-за инерции зрения при полетах сверхзвуковых самолетов летчик видит на земной поверхности участок, оставшийся в 100 метрах позади.

· Неправильная конструкция и маркировка разъемов часто приводила к повреждению боевой техники и гибели персонала из-за ошибочных соединений электрокабелей.

· Современная боевая техника и оружие способствуют также возникновению фобий (например, биологического оружия, танков, воздушных бомбометаний, ночных артобстрелов, пуль со смещенным центром тяжести и т.п.).

· Современная боевая техника требует коллективного обслуживания, формирует рационально-эмоциональное отношение в ведению боевых действий с помощью кнопок и тумблеров (синдром “кнопочной войны” у ракетчиков и летчиков) с сильными переживаниями и угрызениями совести при последующем посещении (иногда даже через несколько лет) точки бомбометания.

Выделение из числа психологических наук психологии труда, а затем и инженерной психологии вызвано научным прогрессом, непрерывным совершенствованием боевой техники и оружия, изменением характера деятельности воина на поле боя, невозможности успешного ведения боевых действий без учета “человеческого”, психологического фактора.

Если на ранних стадиях трудовой деятельности человека как субъекта труда преобладал физический, мускульный характер деятельности с применением простых орудий труда, то с развитием цивилизации человек старался облегчить свои усилия, создавать различные приспособления, механизмы или одним словом технику. Но при этом неизменным был тот факт, что человек, как объект труда непосредственно контактировал с природой, как предметом труда. Психические явления, возникающие при этом у человека и сопровождающие процесс его труда стали предметом изучения вначале общей психологии, а затем - психологии труда. При этом можно сказать, что общая психология рассматривала трудовую деятельность вообще, не поднимаясь выше субъекта и средств труда. Психология труда появилась тогда, когда техника (это были уже не лопаты, топоры и несложные приспособления, а именно техника т.е. самолеты, автомобили, трамваи, паровозы) потребовала не только силы, ловкости, удобства, но и развитого восприятия, сообразительности, быстроты и точности реагирования.

Но прогресс технической мысли не стоял на месте. Облегчающие труд приспособления постепенно освобождали человека от изнурительных мышечных напряжений, создавали более комфортную обстановку, удаляя его из опасных зон, создавая возможность дистанционного контроля за процессом труда с помощью специально созданных приборов. Постепенно в характере деятельности человека стали появляться операторские функции, характерной особенностью которых было преобладание интеллектуальных составляющих (восприятие информации, ее переработка и принятие ответственных решений) над грубой физической силой. Именно операторская деятельность стала предметом изучения инженерной психологии.

Рост технических, инженерных возможностей конструкторов позволил им создавать такие варианты боевой техники и оружия, которые оказывались недоступными для эксплуатации обыкновенному человеку. Это происходило из-за неудобства рабочей позы, чрезмерной сложности траекторий и быстроты действий рук, психологической несовместимости членов боевого расчета и других причин.

Так, В.С. Фролов* (Человек в системе управления самолетом. -М.: Воениздат. 1980) приводит примеры ошибочного сбрасывания подвесных баков летчиком вместо перезарядки самолетной пушки, неправильного считывания показаний с приборов, неверного поворота рычагов и т.д.

А психологи США Джонсон и Мильтон, изучая во время войны операцию наводки авиационной пушки, выяснили, что конструкторы сделали ее эксплуатацию неэффективной, допустив предельную загруженность обеих рук стрелка. Так, вращательными движениями левой руки он регулировал высоту пушки. Правой рукой нужно было помогать левой руке. Этой же рукой следовало контролировать расстояние до цели примерно такими же вращательными движениями. А в некоторых случаях правой рукой нужно было еще и совершать вращательные движения по часовой стрелке, одновременно помогая вращательным движениям левой руки в противоположном направлении. Кроме того, обеими руками требовалось устанавливать прицел вращательным движением против часовой стрелки. При выполнении этих операций большие пальцы обеих рук должны были быть свободными для производства выстрела. Все это резко снижало эффективность поражения вражеских целей.

Управление движением подводной лодки в режиме работы двигателей под водой на перископной глубине раньше осуществляли 2 оператора: один из них выжерживал курс, а второй (горизонтальщик) - удерживал перископ и воздухозаборник выше поверхности моря. Если рулевой-горизонтальщик ошибался и опускал воздухозаборник под воду, то он автоматически захлопывался и мощные дизели начинали жадно всасывать воздух, используемый для дыхания экипажа, создавая разреженную атмосферу. Когда рулевой исправлял ошибку и поднимал лодку на перископную глубину - давление восстанавливалось. Каждый раз при этом подводники получали своеобразный удар-”оплеуху” по барабанным перепонкам. Позже установили автомат. (Цит. по В.И. Лебедеву. Профессия века. М. Наука. 1978. с.15).

Вместо изучения психологических особенностей человека и разумного их учета, конструктора зачастую просто игнорировали их, так как в то время еще не были разработаны соответствующие нормативные документы. Появились разговоры о недостатках человека (у него всего две руки, одна голова и т.п.) и о необходимости его замены автоматом. Особенно популярны стали эти рассуждения после войны, когда появились беспилотные ракеты, послужившие причиной отправления на переплавку многих кораблей и самолетов. Но через некоторое время и у автоматов обнаружилось достаточное количество недостатков. Поэтому все чаще стали поговаривать о симбиозе, о взаимном дополнении машины и человека. Именно эту идею и предстояло реализовать инженерной психологии. Понять продуктивность такой идеи может помочь проведенный А. Чапанисом анализ преимуществ машины (автомата) и человека-оператора.

человек-оператор машина
· способен работать в неожиданных, непредсказуемых ситуациях, приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и работать по многим программам. · способен использовать недостаточную информацию и создавать цельное представление по отдельным фактам. · имеет большой выбор способов действий, исправления ошибок, мобилизации резервов в нужный момент. · наделен ограниченной “пропускной способностью” и скоростью переработки информации. · утомляется, эмоционально неустойчив. · имеет малую скорость и точность вычислительных операций. · практически не может быть запрограммирован на все возможные случаи (это очень дорого), не гибок, сложен. · экстраполяция сложна и связана с большими трудностями программирования и большой стоимостью. · обладает сравнительно ограниченным набором способов действий; способность к исправлению ошибок очень мала. · очень большая пропускная способность (газета передается по радио за 2-3 минуты). · постоянно работоспособен и надежен. · имеет большую скорость и точность вычислительных операций.

Взаимодействие человека с техническими устройствами изучают разные науки.

Физиология труда - наука, изучающая функционирование человеческого организма в процессе трудовой деятельности. Она вырабатывает принципы организации и нормы труда с целью его оздоровления и повышения эффективности (динамика работоспособности, режимы труда и отдыха и т.п.).

Психология труда - это система психологических знаний о трудящемся человеке в условиях непосредственного контакта с реальными орудиями труда (техникой). Она призвана повысить эффективность труда при восприятии реальных процессов, предметов и обстановки при совершении преимущественно физических, мускульных актов.

Психология труда изучает развитие и проявления психики человека в труде, а также соответствие процесса и результата труда, качеств отдельного человека требованиям профессии, вопросы профориентации, профотбора, охраны труда, профадаптацию и т.д.

Эргономика (от греческого ergon - работа, nomos - закон) - комплексно (с позиций разных дисциплин) изучает человека (или группу людей) и его (их) деятельность в производственных условиях с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Объект эргономики - система “человек-машина” и так называемые эргатические системы (сложные системы управления, составной частью которых является человек-оператор). Практически эргономика включает в себя психологию труда, инженерную психологию, физиологию труда, анатомию, социологию труда, инженерные науки (см. Сов. энциклопедический словарь. М. Сов. энциклопедия. 1982. - С.1569). На практике это название не получило широкого распространения, но способствовало внедрению системного подхода к анализу деятельности человека.

Социология труда рассматривает общественный труд, функционирование профессиональных общностей, социально-профессиональный смысл и фон труда, социальную престижность профессий и т.д.

вид производства орудия труда источники энергии требования к человеку требования к знаниям требования к навыкам содержание проф. подготовки
1. ручное ручной инструмент (нож, топор, лук) мускульная энергия физическая сила и выносливость простые знания производственного процесса и ручных орудий труда стандарт. приемы рабочих движений с высокой скоростью и точностью выработка навыков пользования ручным инструментом
2. частично механизированное механизмы (дрель, отбойный молоток) энергия спец. источников + мускульная энергия физическая сила и выносливость простые знания механизмов и их взаимодействия в технологическ. процессе узкоспециализированные реакции высокой скорости и точности получ. знаний и, особ., отработку стандарт. приемов, их последовательности
3. комплексно механизированное механизмы (рычаги, штурвалы) + простые механич. автоматы (рег.пара) энергия спец. источников + мускульная энергия физическая сила и выносливость знания несколько большие (появились простые механические автоматы) требования практически не изменились изменилось незначительно (стало больше механических автоматов)
4. частично автоматизированное механические автоматы + автомат. и полуавт. электрон. устройства энергия спец. источника + незначительная мускульная энергия сенсомоторные качества человека, скорость и точность его реакций теор. и прак. знания законов механики, электро-техники, оборудов. и технологии состязат. ситуация (с автоматом) при реализации скорости и точности реакций существенно усложнилось
5. комплексно автоматизированное полная автоматизация (человек участв. лишь эпизодически при отказ. и непредв. ситуациях) энергия специальных источников развитое мышление и сенсомоторные качества (при переходе на ручное управление) требования примерно такие же навыки “консервируются” для перехода из режима контроля в ручное управление сочетание сложных теоретических знаний с высоким уровнем ручного управления

Инженерная психология - отрасль психологической науки, изучающая деятельность человека-оператора с информационными моделями сложных систем “человек-машина”. Инженерная психология преимущественно изучает психологические проблемы мышления человека-оператора (принятие решений); психологические закономерности процессов информационного взаимодействия человека с техническим устройством для использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем “человек-машина”.

Предметом инженерной психологии является деятельность человека-оператора, специфика которой состоит в том, что он, как правило, удален от реальных объектов труда (боевой техники и сложных видов оружия), а сама деятельность включает: прием (восприятие) информации с дисплеев и пультов управления, ее оценку и переработку в форму, пригодную для принятия решения, принятие решения и совершение исполнительного действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: