Методы психологии труда и инженерной психологии
Метод - это способ (по-гречески путь) достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В психологии метод понимается как способ получения и обработки и анализа информации о личности и особенностях ее деятельности.
Всеобщие методы определяют исходные методологические позиции исследователя.
Общенаучные методы применимы для всех наук.
Специфические методы разрабатываются и используются для узко специализированной области деятельности, для проведения конкретных экспериментов и обследований.
В инженерной психологии, где изучается не только личность оператора, его окружение, но и технические средства, позволяющие получать информацию о реальных объектах и управлять ими, разрабатываются методы исследований для оценки состояния всех составляющих процесса операторского труда.
В психологии труда разрабатываются методы, позволяющие оценить приемлемость средств труда, их рациональность, удобство и эффективность применения.
|
|
От метода исследования следует отличать методику исследования, которая обычно включает не только инструмент исследования (например, анкету), а и инструкцию по ее применению в реальных условиях.
1. По характеру используемых вопросов:
а) Методы, предполагающие возможность правильных ответов на вопросы (тест интеллекта Айзенка, тест Равена и т.д.)
б) вопросы, исключающие возможность правильных ответов (Тест Кеттелла)
Например, Мне нравятся блондинки, а другому человеку - шатенки.
2. По степени вербальности:
а) вербальные (Тест КОС -1, тест “Прогноз”)
б) невербальные (Тест Люшера, тест “пятна Роршарха”)
3. По заложенному принципу:
А) объективные тесты, ориентированные на правильность ответов
Б) стандартизованные самоотчеты
· тесты-опросники с вопросами-утверждениями и несколькими вариантами ответов
· а также с прямой постановкой вопроса (Вы боитесь темноты?)
· или с косвенной постановкой вопроса (Большинство людей честны?)
· тесты-опросники с открытыми вопросами и возможностью свободных ответов
В) шкальные опросники (теплый +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 холодный)
Г) проективные техники, материал которых порождает фантазию (воображение) испытуемого, в которой он раскрывает себя
Д) диалогические техники (беседа с обследуемым на конкретную тему)
4. По предмету обследования:
· методы изучения субъекта труда
· методы изучения средств труда
Классификация психологических методов (по Б.Г. Ананьеву) | |||
организационные | эмпирические | интерпретационные | методы обработки |
· Сравнительные (сравнение по возрасту, национальности и другим признакам. · Лонгитюдные (длительные, многолетние) · Комплексные (изучение личности разными средствами). · С проверкой на ложь. | · Наблюдение (самоанализ) · Эксперимент · Психодиагностические методы: тесты, анкеты, беседы, интервью...) · Анализ продуктов деятельности · Биографический метод · Экспертный опрос · Приборные (фото, кино, компьютер) | · Генетические (анализ материала в плане развития с выделением фаз, стадий и т.д.) · Структурный (установление структурной связи между всеми характеристиками) | · Количественный (статистический) · Качественный |
Например, к какому из методов можно отнести метод исследования степени внушаемости личности воина-оператора, базирующийся на ниже перечисленных тенденциях?
|
|
13 Преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы.
14 Наличие эмпатии (ярко выраженной способности к сопереживанию чужого горя, радости (вспомните, у фантаста Беляева жители другой планеты вселенной могли не только сопереживать, но и брать на себя часть боли другого человека).
15 Развитое воображение и представление, образное мышление или, другими словами, преобладание первой сигнальной системы (“художники” по Платонову) у хорошо внушаемых людей по сравнению с ярко выраженными второсигнальными (вербальными) “мыслителями”, для которых внушаемость нетипична (к ним относятся физики-теоретики, математики и т.д.).
16 Связь внушаемости с характером профессиональной деятельности (у артистов, художников, писателей, поэтов, изобретателей и представителей других творческих профессий внушаемость повышенная).
И т.д.