double arrow

Гигиена труда в артиллерии. Воздействие перелета на десантников играет существенную роль в состоянии их здоровья. Они транспортируются в десантно-грузовых кабинах скоростных самолетов

Воздействие перелета на десантников играет существенную роль в состоянии их здоровья. Они транспортируются в десантно-грузовых кабинах скоростных самолетов военно-транспортной авиации (ВТА). Перелеты на большие расстояния совершаются на высотах в несколько тысяч метров с посадками в пунктах дозаправки или без посадок. Во время перелетов на личный состав могут действовать перепады атмосферного давления, недостаток кислорода, шум и вибрации, низкие температуры, а при посадках на промежуточные аэродромы – резкие перепады температур, укачивание и другие неблагоприятные факторы.

Перепады барометрического давления, возникают в негерметизированных десантных кабинах, при подъеме самолета и его снижении, а также при спуске на парашюте. Известно, что даже при сравнительно небольших перепадах давление внутри полостей тела человека ниже внешнего давления. Это воспринимается как “распирание”, давление на барабанные перепонки, ”закладывание” ушей, болезненность в области сердца и т.д. В таких случаях часто бывает достаточно сделать глотательное движение, чтобы выровнять давление в среднем ухе. При перелетах в герметических десантных кабинах резкая разгерметизация на высотах более 8 км или выход из кабины для прыжка с парашютом может вызвать декомпрессионные явления с резкими болями в мышцах и суставах, сердечно-сосудистыми нарушениями и расстройством функции центральной нервной системы, вплоть до парезов и параличей.

Недостаток кислорода, начинает сказываться на высотах более 4 – 5 км. Сначала учащаются дыхание, пульс наступает эйфория. В дальнейшем развивается картина так называемой высотной болезни. При этом ощущаются головная боль, слабость, повышенная утомляемость, эйфория сменяется угнетенным состоянием и апатией. Точность и координация движений нарушаются, появляется некритическое отношение к действительности. С углублением гипоксемического состояния появляется дрожание конечностей, кожные покровы бледнеют, резко учащается пульс, может наступить обморочное состояние, Для предупреждения гипоксии используется бортовая система, подающая кислород в кислородные маски к каждому месту десантника. Внезапное отключение от бортовой кислородно-дыхательной системы на высоте 8 – 9 км может привести к развитию острой кислородной недостаточности и потере сознания уже через 1,5 – 2 мин.

Интенсивность шума, создаваемого двигателями самолета, в десантно-грузовой кабине достигает 100 – 120 дБ. Энергетический максимум его располагается в области низких и средних частот (200 – 500 Гц) и при полете на больших высотах сдвигается в область высоких частот порядка 4 – 5 кГц.

Длительное шумовое воздействие вызывает у десантников понижение остроты слуха (наиболее выражено при диапазоне частот от 2000 до 8000 Гц), и замедление речи. При полете в течение 4 – 5 часов полета слух и артикуляции полностью восстанавливаются лишь после суточного отдыха.

Перепады температуры наиболее значительны в летнее время при полетах на большой высоте, где температура воздуха минусовая (-30оС на высоте 7 км), в то время как дневные температуры на аэродромах могут достигать 30 – 40о С. Поэтому опасность заболеваний на почве быстрого охлаждения при подъеме на высоту летом особенно велика. Отрицательное влияние столь больших перепадов температуры в негерметизированной десантно-грузовой кабине можно ослабить с помощью соответствующей экипировки десантников. Это обстоятельство нужно непременно учитывать при планировании гигиенических мероприятий.

Укачивание – состояние, возникающее во время полетов в плохих погодных условиях, в облаках и т.д. Оно наступает в первую очередь у лиц с недостаточной функциональной устойчивостью вестибулярного аппарата. В таких случаях у них ухудшается общее состояние, появляются бледность кожных покровов, тошнота, рвота, дискоординация движений, резко снижается работоспособность. Для профилактики укачивания рекомендуется проводить тренировки на качелях, лопинге, гимнастическом колесе, троссовой горке, использовать такие меры, как прыжки с трамплинов и т.д. Невозможность избавиться от выраженных вестибулярных реакций путем тренировок свидетельствует о непригодности призывника или молодого солдата к воздушно-десантной службе.

Загрязнение воздуха негерметизированной десантно-грузовой кабины происходит вследствие попадания в нее вредных химических примесей, паров горюче-смазочных материалов, а в боевой обстановке – радиоактивных аэрозолей, отравляющих веществ, патогенных микроорганизмов, токсинов. Поэтому требуется постоянно контролировать степень загрязненности воздуха кабины и немедленно оповещать личный состав о необходимости использования средств защиты. Для обеспечения надежности защиты кабины рекомендуется герметизировать ее и создать «подпор» воздуха, пропущенного через фильтры. При использовании герметичных кабин, кроме того, устраняется неблагоприятное влияние перепадов барометрического давления и температуры, недостаток кислорода на больших высотах, обеспечивается защита от шума и попадания вредных газообразных примесей.

Прыжок с парашютом – наиболее сложный и самый ответственный способ десантирования. Этот специфический вид военного труда требует высокой собранности и силы воли, вызывает большое эмоциональное напряжение, что является естественной приспособительной реакцией организма, максимальной мобилизацией внутренних резервов для успешного завершения прыжка. Напряжению сопутствуют активация симпато-адреналовой системы и усиление в первую очередь углеводного, а затем других видов обмена веществ.

Перед прыжком заметно повышается содержание сахара в крови, увеличивается объем легочной вентиляции, дыхательный коэффициент возрастает до 1,0, изменяется морфологический состав периферической крови, повышается фагоцитарная активность лейкоцитов. После прыжка у всех десантников выявляется выраженный нейтрофильный лейкоцитоз.

У большинства парашютистов эмоциональное напряжение достигает максимума к моменту команды “пошел”. Обычно после прыжка напряжение исчезает, и уже через сутки состояние организма практически нормализуется.

В момент приземления парашютист испытывает удар, сила которого прямо пропорциональна массе парашютиста (с грузом), скорости снижения и скорости ветра. Если скорость ветра у земли 5 м/с, сила удара при приземлении парашютиста (с грузом) массой 120 кг составит 300 кг, а при скорости ветра 9 м/с – превысит 600 кг. Чем быстрее будет погашена скорость, тем выше степень перегрузки. Например, при сроке гашения скорости 0,1 - 0,15 с градиент нарастания перегрузки может достичь 40 - 50. Таким образом, этот этап прыжка наиболее опасен и ответственен. Не случайно на него приходится 67 - 95% всех травм, происходящих при прыжках с парашютом.

В условиях мирного времени приземлением заканчивается главный, наиболее сложный и ответственный этап десантирования. На учениях, а особенно в боевой обстановке ему предшествуют подъем и сбор по тревоге, марши, подготовка к десантированию, представляющая собой многообразную и трудоемкую работу всего личного состава. Поэтому посадка в самолет, полет и десантирование происходят, как правило, на фоне выраженного утомления.

После приземления десант приступает к активным действиям, сопровождающимся значительным риском и большими затратами энергии, эмоциональным и физическим напряжением.

Одежда и снаряжение десантников играют немаловажную роль при осуществлении прыжка с парашютом. Современные одежда и обувь десантника лишены недостатков. Масса летнего комплекта обмундирования с плащ-палаткой и обувью составляет 5,5 - 6 кг, а зимнего - 10 - 13,5 кг. Теплоизоляция зимнего комплекта в безветренную погоду – не более 3,5 - 4 кло, а при ветре до 3,6 м/с – всего 2,2 - 2,5 кло. Для обеспечения теплового комфорта при низких температурах такой теплоизоляции недостаточно. При 30°С мороза даже в безветренную погоду необходима значительно большая теплоизоляция: от 4 - 4,5 кло – при энерготратах порядка 300 ккал/ч, до 7 кло – при энерготратах около 150 ккал/ч. Теплозащитная способность зимней обуви (валенок с портянками) составляет около 3,5 - 4 кло, а сапог (без учета теплоизоляции портянок) - 1 - 1,3 кло.

Влагозащитные и некоторые другие свойства одежды, а также ее способность к трансформации (в соответствии с изменениями погодно-климатических условий, характером физической нагрузки и особенностями боевой деятельности) нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Масса выкладки воинов-десантников (автоматчиков, пулеметчиков, химиков-разведчиков, радистов и т.д.) слагается не только из массы одежды, обуви, но и снаряжения - вооружения с боекомплектом, носимого запаса продовольствия, комплекта инженерного, противохимического и другого необходимого солдату имущества, а также специальной аппаратуры и укладок (радиостанций, приборов химической и радиационной разведки, приборов ночного видения, медицинских сумок и т.д.)

Вооружение и боеприпасы автоматчиков весят 6,5 - 8 кг, пулеметчика или гранатометчика – до 12 - 15 кг. Запас продовольствия, защитный комплект, противогаз, лопата, фляга с водой и прочее имущество (противохимическое, инженерное, медицинское и т. д.) весят до 17 - 19 кг. Таким образом, суммарный вес выкладки автоматчика достигает 37 - 38 кг, пулеметчика и гранатометчика – 45 кг и более. Вес выкладки у специалистов обычно больше, чем у автоматчиков. Кроме того, на аэродроме и в самолете каждый десантник имеет на себе два парашюта (основной и запасной) с подвесной системой общим весом до 18 - 20 кг.

Принято допустимым считать массу выкладки, не превышающую 1/3 массы тела. При средней массе тела в 65 кг выкладка не должна быть более 22 кг. У солдат парашютно-десантных подразделений масса тела, как правило, достигает 70 - 72 кг. В таком случае масса выкладки может быть увеличена до 24 - 25 кг. Выкладка в 37–40кг и более с гигиенической точки зрения чрезмерна. Как показали исследования, увеличение нагрузки с 16 до 40 кг приводит к значительному возрастанию энерготрат. Даже у лиц с хорошей физической подготовкой превышение ее может составить 50% и более, а во время марша со скоростью 4,5 км/ч по относительно ровной лесной дороге могут достичь 590 - 600 ккал/ч. Если учесть, что марши занимают около 30% времени боевой деятельности ВДВ и требуют до 70% общих энерготрат, среднесуточный расход энергии десантника в боевой обстановке можно считать равным 6000 - 7000 ккал, что значительно превышает допустимый уровень среднесуточной производительности труда человека. Поэтому для сохранения боеспособности воинов десанта необходимо улучшать конструкции и облегчать одежду, снижать массу выкладки, рационализировать форму носимых предметов и их взаимное расположение.

После Великой Отечественной войны артиллерия претерпела качественные изменения, обусловившие необходимость увеличения скорострельности и мощности снарядов, внедрения маневренности на поле боя. В настоящее время артиллерия снабжена современными прицелами и оптическими приборами, радиолокационными и звукометрическими станциями орудийной наводки, различными электронно-вычислительными приборами для подготовки данных к стрельбе и управлению огнем.

Многообразие и различие задач, стоящих перед артиллерией, обусловливает необходимость применения разнообразного артиллерийского вооружения, в том числе артиллерийского орудия, минометов, реактивных систем, боеприпасов, артиллерийских приборов. В результате бурного развития ракетной техники артиллерийские соединения и части были оснащены различного рода ракетами (оперативно-тактическими, зенитными и т.п.).

В процессе учебно-боевой и боевой деятельности личный состав артиллерии подвергается влиянию многих факторов, оказывающих на организм отрицательное влияние. Для предупреждения этого влияния необходимо знать особенности военного труда в артиллерии. К числу таких особенностей относятся большая физическая нагрузка, возможность травматизма, действие ударной воздушной и взрывной волн, импульсного шума, газопламенной струи, пороховых газов, обморожение рук в зимнее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: