Восточный фронт образован 21.07.1919 приказом Верховного Главнокомандующего адмирала Колчака А. В

Таким образом, когда 04.01.1920 Колчак официально передал власть генералу Деникину (как Верховному Правителю Государства Российского) на западе и атаману Семенову (как Верховному Правителю Сибири) на востоке, Ставка Верховного Главнокомандования прекратила свое существование. Карьера адмирала закончилась арестом и тюремным заключением в Иркутске 15.01.1920.

Вечером, почти сразу же по приходу поезда, по приказу генерала Сыровы солдаты чешской инструкторской роты, сопровождаемые 20 дружинниками и 10 партизанами, отправили адмирала Колчака, кутавшегося в меховую шубу, через Ангару (покрытую льдом), на противоположный берег, где располагался основной город. Цепочка этой процессии по узкой ледяной тропинке проводила адмирала Колчака (и Пепеляева) в одиночные камеры губернской тюрьмы.

Представляется полезным остановиться, хотя бы и весьма кратко, на менее известных подробностях прекращения деятельности Ставки Верховного Главнокомандования, связанных с концом жизни адмирала Колчака. Краткая (фрагментарная) история этого события может быть представлена следующим образом.

Вооруженные Силы Юга России — ВСЮР, под командованием Главнокомандующего генерал-лейтенанта Деникина А. И. (о своем подчинении Верховному Правителю адмиралу Колчаку объявил 12.06.1919).

Войска Северо-Западной области (генерал от инфантерии Юденич Н. Н., 10.07.1919–22.01.1920). Указом Верховного Правителя адмирала Колчака 10.07.1919 генерал-от-инфантерии Юденич назначен командующим всеми войсками Северо-Запада, включая Северо-Западную армию (генерал-майор Родзянко А. П., 06.07–02.10.1919; генерал-от-инфантерии Юденич Н. Н., 02.10–28.11.1919) и Западную Добровольческую армию (генерал-майор Бермондт-Авалов П. Р., 09–11.1919).

Северная армия — Войска Северной области, Северный фронт (генерал-лейтенант Марушевский В. В., 19.11.1918– [348] 13.01.1919; генерал-лейтенант Миллер Е. К., 13.01.1919–02.1920). Генерал-лейтенант Миллер Е. К. 10.06.1919 назначен адмиралом Колчаком командующим всеми войсками Северной области, включая Северную армию, которая одновременно находилась в оперативном подчинении у командования Северного фронта и Экспедиционного корпуса английских войск (генерал Айронсайд).

Мурманская Добровольческая армия — Войска Мурманского района (генерал-майор Звегинцев Н. И., 01.06–03.10.1918; полковник Костанди Л. В., 11.1918–06.1919); находилась в оперативном подчинении Северной армии, а также командующего английским Экспедиционным корпусом в Архангельске — генерал Айронсайд (и непосредственно в Мурманске — генерал Пуль). 06.1919 Мурманская Добровольческая армия была переименована в Войска Мурманского района и вскоре объединена с войсками Олонецкой Добровольческой армии под общим командованием генерал-лейтенанта Скобельцына B. C.

Олонецкая Добровольческая армия (генерал-лейтенант Скобельцын B. C., 02.1919–02.1920). После разгрома Красной армией в Карелии 07.1919 Олонецкая армия объединена с Мурманской Добровольческой армией.

* * *

Состав и боевые действия Сибирских армий адмирала Колчака приведены в главах «Восточный фронт», «Московская группа войск», а также в отдельных справках об этих армиях.

Приказом Главковерха адмирала Колчака 03.01.1919 новая Русская армия должна была иметь структуру и состав такой же, как и прежняя Русская армия при императоре Николае II. То есть структура Русской армии предусматривала создание рот (150 штыков в каждой), батальонов (по 4 роты), полков (4100 штыков, в 4-х батальонах или 16-и ротах), дивизий (16 500 штыков в 4-х полках), корпусов (37 000 в 2-х дивизиях в каждом). К 01.05.1919 численность Русской армии составляла 680 000 штыков и сабель, из которых в действующих армиях Сибири к этому времени было сформировано [349] 8 корпусов. В течение 1919 года планировалось довести численность войск до 2 000 000 солдат и офицеров. Краткое описание боевых действий, фронтов и армий, входивших в состав Русской армии и в непосредственное подчинение Ставки Верховного Правителя адмирала Колчака, приведены в последующем изложении.

После фатальных поражений Сибирских армий Колчака под Челябинском (07–08.1919) и на Тоболе (08–09.1919) волна отступающих войск, группируясь в отдельные колонны, устремилась в направлении Сибирской магистрали на восток, с целью уйти в Забайкалье, под защиту войск атамана Семенова и оккупационных японских войск. Так начался известный Великий Ледяной Сибирский поход.

Правительство и Ставка Колчака вынуждены были покинуть Омск, который 14.11.1919 без боя был сдан Красной армии. Теперь Ставка вынуждена была «руководить» войсками, находясь в вагоне поезда, хотя и тешила себя еще надеждой, что вскоре восстановит свою «стационарную» деятельность, добравшись до Иркутска. Но это была лишь мечта. При таком массовом и быстром отступлении, в непрерывно меняющейся боевой ситуации, о реальном и квалифицированном руководстве государством и боевыми действиями из единого центра не могло быть и речи. При этом следует напомнить, что за поездом Колчака следовал эшелон с «Золотым запасом» России. Это придавало особую специфику и важность начавшемуся железнодорожному марафону.

Благодаря воле генерала Каппеля остатки Сибирских армий 10.10.1919 удалось объединить в Московскую группу войск, которая благополучно достигла Забайкалья в начале марта 1920 г., заплатив за это и жизнью самого генерала Каппеля и жизнью адмирала Колчака. (Существует версия реплики Каппеля, увидевшего в Омске эшелон «Золотого запаса» — [350] именно того, который он еще в конце 1918 приказал вывести из Казани перед ее сдачей большевикам: «Золото Рейна не принесло счастья нибелунгам и Германии. Не принесет золото счастья и русским богатырям».)

Поезд Колчака и «золотой» эшелон (как и в какой-то мере колчаковско-каппелевские войска) теперь находились в зависимости от пропускной способности и работы всей Сибирской магистрали. И так как все города и станции этого железнодорожного пути находились в руках войск Чехословацкого корпуса (который постепенно смещался на Дальний Восток, чтобы эвакуироваться из Владивостока в Чехословакию), судьба следования поездов всецело зависела от настроения командиров гарнизонов того или иного населенного пункта, находящегося на пути проезда: захотят — пропустят, не захотят — нет; отцепят вагон или не дадут паровоз, уголь, воду, возможности пополнить запасы продовольствия, или заставят стоять сколь угодно долго.

Начиная с Новониколаевска (сдан большевикам 14.12.1919), чехи стали подолгу задерживать «литерные» поезда Колчака и эшелон с золотом, ломая голову, как бы подороже продать этот столь желанный большевикам «товар». Колчак мог надеяться только на свой конвой, хотя и понимал, что этих «сил» весьма недостаточно, чтобы чувствовать себя в безопасности. Адмирал стал фактически узником и одновременно заложником в заигрывании союзников с коммунистами. Колчаку на всех станциях даже младшие офицеры давали понять, кто здесь хозяин. «Выяснение отношений» достигло кульминации 12.12.1919, когда в Красноярске чехи задержали поезд Верховного и, применив силу, отцепили паровоз, мотивируя это необходимостью подсоединить его к эшелону с убегавшими во Владивосток солдатами Чехословацкого корпуса, а также ссылаясь на очередь отправки санитарных поездов с ранеными.

Не выдержав, генерал Каппель «взорвался», требуя от генерала Сыровы немедленно прицепить паровоз обратно, к поезду адмирала, наказания виновных и принесения соответствующих извинений. В противном случае генерал Каппель пригрозил применить силу против чешских войск. Сыровы [351] не соизволил выполнить требования Каппеля — последний вызвал чешского генерала на дуэль! Сыровы проигнорировал этот вызов. Так вело себя командование союзников в отношении представителей военных властей Сибири, подавая наглядные примеры своим подчиненным — офицерам и солдатам чешских и японских войск, располагавшихся вдоль Сибирской магистрали.

Тем временем поезд адмирала на пути к Нижнеудинску (Улан-Удэ) 21.12.1919 получил известие, что в Черемхове (станция в 130 километрах северо-западнее Иркутска) произошло восстание и власть перешла к коммунистам, а партизанские отряды большевиков подошли в Нижнеудинску, Зиме и Иркутску. Сообщение по железной дороге к Иркутску прервано и блокировано в Черемхове. Несмотря на это, Колчак решил продолжать следовать в Забайкалье. 27.12.1919 поезд Верховного прибыл в Нижнеудинск. Здесь адмиралу сообщили (майор Гассек из чешского гарнизона), что эшелоны задерживаются «до особого распоряжения» (дополнительно пояснив, что нет паровозов, угля, а дальнейшие пути блокированы партизанами). Через несколько часов майор Гассек передал указание, полученное от представителя всех военных миссий стран Антанты в Сибири и на Дальнем Востоке французского генерала Жанена — поезда адмирала и эшелон с «Золотым запасом» берутся под непосредственную охрану союзных держав, и когда «позволит» обстановка — проследуют дальше (под флагами союзных держав). Станция Нижнеудинск объявляется нейтральной, и союзным (чешским) войскам приказано охранять и не допускать к ним новые власти любого правительства (эсеры, коммунисты и прочие) Нижнеудинска. Конвой адмирала не разоружать и в случае нападения на поезда — разоружить обе стороны. По собственному желанию адмирала Колчака — предоставить ему личную свободу действий. Одновременно Верховный получил телеграмму из Иркутска от генерала Лохвицкого, который не рекомендовал адмиралу ехать далее, в Иркутск. Около двух недель поезд адмирала Колчака стоял в Нижнеудинске, будучи фактически под арестом союзников (чешских войск). Связь с Иркутском была прервана. (Генерал [352] Лохвицкий Н. А., пытаясь предотвратить восстание в городе и подавить восставших силами войск иркутского гарнизона и находящихся в Иркутске чехов, признал нереальность и невозможность дальнейшего удержания города этими силами и 05.01.1920 убыл в Читу, к атаману Семенову).

По прошествии двух недель майор Гассек сообщил новое решение штаба союзников: Колчаку предлагали безопасное передвижение только в его (одном) вагоне; остальные вагоны и эшелон с «Золотым запасом» должны оставаться в распоряжении союзных (чешских) войск. У Колчака оставались три возможности: попытаться с личным конвоем (60 офицеров и 500 солдат) пройти в Монголию (преодолев более 250 верст по малонаселенной, безлюдной местности, при весьма низких температурах, ограниченном запасе продовольствия и других непредвиденных смертельных ситуациях); либо уйти (переодевшись в простую одежду) только со своим адъютантом, бросив на произвол судьбы поезда со своим конвоем и «Золотым запасом»; либо договориться с чехами (майором Гассеком), чтобы, переодевшись, одному пересесть в первый же идущий на восток эшелон с отступающими солдатами Чехословацкого корпуса (как это делали многие «счастливчики», убегая от большевиков и партизан). Или, наконец, смириться со своей участью: ехать под охраной союзников в своем одном вагоне. Все пути бегства (и особенно скрыться с помощью чехов) Колчак отверг. Собрав свой конвой, он предложил всем уйти, а остаться только тем, кто категорически не желает его покинуть. К своему удивлению он обнаружил, что почти весь конвой покинул его и тут же перешел к «красным»; остались несколько офицеров. Этот факт окончательно подорвал веру Колчака в счастливое окончание своей карьеры и жизни в целом. (За последующую ночь, как утверждали очевидцы — например, последний начальник штаба Ставки, генерал Занкевич М. И. — голова адмирала стала абсолютно белой от поседевших за несколько часов волос).

Колчак известил штаб японского адмирала Като, что он согласен ехать в Иркутск (где тогда находился штаб союзных войск) в только одном предоставленном ему вагоне. К эшелону [353] 1-го батальона 6-го чешского полка был прицеплен большой пульмановский вагон, где разместились 60 офицеров личного конвоя, оставшегося с адмиралом, и сам адмирал Колчак. К этому же поезду прицепили вагон Омского правительства (Пепеляев В. Н. и другие), который присоединился к эшелону на станции Тайга.

Тем временем Сибирские армии под командованием генерала Каппеля вынужденно продолжали отступать пешком по заснеженным таежным тропам Сибири, отражая периодические атаки преследующих их войск Красной армии и местных партизан. 04.01.1920 прежняя охрана адмирала Колчака была заменена исключительно чешскими солдатами. Выходить из вагона офицерам конвоя запрещалось (как и самому адмиралу). Поезд с «Золотым запасом» союзники тащили за собой. Над вагоном Колчака был поднят Андреевский флаг и флаги союзных государств. 04.01.1920 адмирал Колчак подписал свое «отречение», передав власть Верховного Правителя Государства Российского генералу Деникину, а управление в Забайкалье и на Дальнем Востоке (в Восточной Сибири) — атаману Семенову. Пройдя 120 километров от Нижнеудинска, эшелон с войсками чехословаков миновал Тулун, который фактически уже контролировали партизаны. 11.01.1920 добрались до станции Зима. В районе Зимы партизаны блокировали железную дорогу. Комендант эшелона чешский майор Кадница приказал установить на крышах поезда пулеметы и категорически запретил всем (русским) выход из вагонов. Партизаны отцепили паровоз, требуя передачи им адмирала Колчака и «Золотого запаса». Но в конце концов, после переговоров с чешскими командирами, добившись введения в охрану вагона Колчака своих бойцов (и усилив охрану эшелона с «Золотым запасом» партизанами), паровоз прицепили и разрешили продолжать следование на Черемхово и Иркутск.

Таким образом, если до станции Зима адмирал Колчак находился в качестве заложника (и символического арестанта) союзников, то теперь он и «Золотой запас» попали под реальный арест как чехословаков, так и партизан, подсевших в вагоны поезда на станции Зима. «Охрана» еще более усилилась, [354] когда за проходящими эшелонами вдогонку помчался маневренный паровоз с вагоном, набитым рабочими-дружинниками и партизанами станции Черемхово.

Но до Иркутска Верховного Правителя ждало еще одно испытание: станция Иннокентиевская была также блокирована, и «массы» дружинников и партизан, окружив поезд, были полны решимости завладеть и адмиралом, и плывущим в их руки золотом. После длительных переговоров с чешскими солдатами и их командиром о выдаче адмирала Колчака и «Золотого запаса», восставшие рабочие Иннокентиевской (и партизаны) согласились с компромиссным предложением: ввести еще новые отряды рабочих дружин и партизан в охрану эшелонов и нести эту службу совместно с чешскими солдатами.

После присоединения нового отряда «охранников» эшелоны двинулись к Иркутску, куда прибыли 15.01.1920. Через несколько часов на один из тупиков прибыл и поезд с «Золотым запасом» (1878 мешков и 5143 ящика с золотом в 29 вагонах, а также 7 вагонов с платиной и серебром). Выскочившая охрана (чешские солдаты вперемешку с рабочими-дружинниками) собралась у дверей вагона Колчака. На перроне стояла группа иркутских коммунистов, окруженных вооруженными рабочими. Вокруг вокзала собралось достаточно много чешских, японских и польских войск, присутствовали и рабочие вооруженные дружины. Ни дипломаты, сосредоточенные в Иркутске, ни генерал Жанен (из стоящего на соседних путях вагона), ни генерал Сыровы (из эшелона чешских войск), которому союзниками была поручена безопасность и охрана Верховного Правителя и продвижение его поезда — никто не встречал прибывшего адмирала. Не появлялись и представители Политцентра, в чьих руках с 12.11.1919 находилась власть в Иркутске. (Иркутск стал последней «столицей» Верховного Правителя, куда несколько раньше и перебрались из Омска все дипломатические представители, командование союзными войсками, а также специально посланный адмиралом Колчаком генерал Лохвицкий, который должен был не допустить сдачи города восставшим рабочим и партизанам до прихода основной массы отступающих колчаковских войск.) [355]

21.01.1920 власть Политцентра под угрозой всеобщего восстания в Иркутске пала и перешла к коммунистам. Союзники (чехи, японцы и другие военные части) бежали на Восток, во главе со своими генералами: Жаненом, Сыровы, Като. Судьба адмирала Колчака была предрешена — 07.02.1920 А. В. Колчак и В. Н. Пепеляев по «приговору суда» были расстреляны на покрытой льдом Ангаре, а их тела были сброшены под лед. [356]

Восточный фронт (21.07–10.10.1919)

Командующие Восточным фронтом:

генерал-лейтенант Дитерихс М. К., 21.07–04.11.1919;

генерал-лейтенант Сахаров К. В., 05.11–09.12.1919;

генерал-лейтенант Каппель В. О., 10.12.1919–25.01.1920;

генерал-лейтенант Войцеховский С. Н., 25.01–20.04.1920.

Начальники штаба — полковник Сальников Д. Н., 21.07–01.09.1919; генерал-майор Рябиков П. Ф., 02.09–08.11.1919; генерал-майор Оберюхтин В. И., 10.11.1919–20.04.1920.

После поражений Сибирской и Западной армий к лету 1919 г. было принято решение создать на их базе оперативное, более мобильное управление войсками, не умаляя при этом приоритета штаба Ставки Верховного Главнокомандования. Реализуя это решение, 21.07.1919 был создан Восточный фронт, который объединил, включив в свой состав к 01.08.1919:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: