Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно ему была присуща устная форма выражения. Жанры фольклора в своей совокупности представляют исторически сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях и взаимодействиях: (взаимовлияние, взаимообогащение, приспособление друг к другу) Своеобразной формой взаимодействия жанров фольклора является включение произведений одного жанра в произведение другого. Так, былины в древности исполнялись под аккомпанемент гуслей. Частушки и теперь исполняются под гармонь или балалайку. Нередко песню сопровождает танец. Все это проявление синкретизма фольклора.
Исторически сложившаяся система жанров фольклора в дальнейшем может претерпевать изменения: она может развиваться, совершенствоваться, обогащаться, но может и распадаться.
Характерным признаком каждого из трех основных жанров народной песни, является свой способ изображения действительности.
ЛИРИКА (от греч. lira - древнегреческий струнный музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись песни-стихотворения). Лирическими принято называть песни связанные с выражением внутренних переживаний, чувств, мыслей, сопереживаний, определенных событий в жизни человека. Лирика подразделяется на три вида:
- гражданская лирика (выражение, реакция людей на общественные, политические события- молодецкие, разбойничьи, бурлацкие, рекрутские, солдатские, ямщицкие, тюремные, песни каторги и ссылки);
- личная лирика (песни о любви и дружбе, разлуке и измене, радости и грусти- романс, баллада с лирическим напевом- пример «Бывали дни веселые», и др.);
- лирико- пейзажные песни (песни о красотах Родины, о любви к ней, песни зарисовки, канты, городские лирические и др.).
Лирические песни- один из популярнейших жанров народной песни. Многообразие лирических песен было призвано поэтизировать частную жизнь, главным образом семейный быт, раскрыть внутренний мир человека. Вопрос о происхождении лирических песен остается сложным для современной науки, так как первые их записи относятся только к XVII в. Лирические необрядовые песни по всей видимости, существовали уже в эпоху раннего русского феодализма. На древнее происхождение необрядовой лирики указывает очень устойчивый художественный стиль их наиболее старинного традиционного слоя, так как нельзя предположить, что такая поэтическая разработанность могла быть создана только за одно столетие. Своеобразие исторической многослойности песен проявляется в обновлении их тематики и сложных изменениях их поэтики. Принято считать, что лирическая песня выделилась в самостоятельный жанр в послемонгольский период. Так же есть определенное свидетельство того, что истоками лирической песни был обрядовый фольклор (ученые видят подтверждение этому в приуроченности лирических песен календарным праздникам).
Говоря о художественном стиле песен, можно отметить, что они не имеют тематического единства. Приемы художественной типизации особенно ярко проявляются при изображении песенных героев и окружающих их обстоятельств. Герои песен немногочисленны: «муж», «жена», «солдат», «ямщик», «бурлак», «красна девица», «добрый молодец». Поэтический фон и эмоционально- психологическую функцию несло обобщенно воспроизводимое место действия: «поле чистое», «зеленая дубравушка», «улица широкая» и т.д.
Тексты приуроченных лирических песен (в основном связанных с календарными обрядами) весьма метафоричны, для них характерны поэтические образы природы: зоря, солнышко, реченька, крапивушка, калинушка, соловьюшка и др. Стих приуроченных лирических песен по складу близок обрядовым песням- силлабический, однако заметно отличие в увеличении слоговых групп (4 +6, 7+5, 4+6+4, 8+7, 8+8, 10+6). Музыкально- ритмические формулы так же значительно крупнее чем в обрядовых песнях, окончания удлинены. Еще одной характеристикой приуроченных лирических песен (и их отличаем от неприуроченных) является широкое распространение политекстовости напевов.
Все же основная группа лирических песен относится к неприуроченным, такие песни пели во время гуляний, застолий, во время домашней работы и т.п. основными темами таких песен выступают: смерть на чужбине, неволя, трудовая жизнь бурлаков и батраков, исторические и балладные сюжеты.
Важнейшей особенностью композиции лирической песни является психологический параллелизм- сопоставление главного героя образам природы. Другой характерный художественный прием это ступенчатое сужение образов. Пример:
Что далече, далече во чистом поле
Стояла тут дубравушка зеленая,
Среди ее стоял золотой курган,
На кургане раскладен был огничок.
Ладовый склад лирических песен разнообразен. Кроме натурального мажора и минора, можно встретить миксолидийский, дорийский, а так же минорно- мажорный параллельно- переменный лад и основные виды ладовой переменности: секундовую, терцовую, кварто- квинтовую.
Еще одной особенностью лирических песен (лирических протяжных в частности) является развитой многоголосный полифонический склад- подголосочная полифония. Начинал песню, обычно солист- запевала- один из лучших певцов, далее в запев вливались остальные участники ансамбля (часто в произвольной форме, постепенно на протяжении музыкальной фразы.)
ЭПОС (от греч. epos - слово, повествование, рассказ)- песня повествовательного характера о людях, жизни народа, исторических событиях. Отличительным средством выразительности является речевая интонация, повествовательный характер, неширокий диапазон, мерная ритмика, мелодика речитативно- декламационного характера. Жанры эпоса: былины (повествует о событиях главным образом X- XV вв), исторические песни (посвящены конкретным историческим событиям и лицам XIV- XIX вв.), баллады (малая форма народного эпоса лирического содержания), духовные стихи (музыкально- поэтический эпос религиозного содержания, исполняемый вне богослужения), скоморошины (особая группа русских эпических сказов шуточного, комедийного характера), солдатские, казачьи и др.
Для определения внутрижанровой принадлежности песен эпического склада, главным критерием является сюжетная основа. Связано это главным образом с тем, что например на Русском Севере все эпические жанры и былины и духовные стихи и др. исполняются на единый политекстовый напев. Напротив на Западе и Юге напев заметно варьируется. Поэтому в эномузыкологии критерии определения жанра в песенной эпике в первую очередь музыкально стилистические, а не сюжетные.
В песенном творчестве русского народа важное место принадлежит эпическим (повествовательным) песням и сказам с развитой сюжетной тематикой. Песни эти не приурочены к каким –либо праздникам и сезонам. По своему идейному содержанию и поэтическим образам эпос разнообразен: легендарно- героические, богатырские, исторические, бытовые приключенческие, бытовые сатирические, сказочно- фонтастические, лирико- драматические.
Выдающееся место среди эпоса по глубине идейного содержания, красоте и художественной силе образов занимают былины. Термин «былина» ввел в обиход А.П. Сахоров, в народе же их называли «старинами». В русском эпосе насчитывается более 100 былинных сюжетов. Эпические сказы исполнялись высокоодаренными певцами сказителями. Об одном из них, жившем в XI в. упоминается в «Слове о полку Игорева» это вещие Боян. Наследниками этой традиции в позднее время были сказители Севера. Хорошие сказители облажали прекрасной памятью, даром поэтической импровизации, певческим голосом, музыкальностью, часто и актерским мастерством. Каждый сказитель исполнял былины с двумч, тремя излюбленными напевами. Северные былинные напевы- величавы, размеренны, мелодика и ритмика основаны на речевой интонации, отличаются небольшим звуковым объемом (от 4 до 7), преобладает напевно- дикламационный склад. Напев часто составляет одну строчку, в дальнейшем варьирующуюся. Количество слогов в каждой строчке не одинаково: от 9 до 16; 3 главных логических ударения подчеркиваются путем акцитинтировки или же музыкально- ритмического растягивания. В отличие от Северных Южные былины пелись группой певцов- мастеров. Напевы южнорусских былин отличаются мелодической широтой, развитой песенной формой, отсутствием стихотворной импровизации.
Основной прием всех былин- гиперболизация (преувеличение). Типичная черта былинного эпоса- оптимистичный конец.
Старейший источник былин- рукопись XVIII в. составленная неизвестным автором, условно принятый называть сборник Кирши Данилова. По составу действующих героев все былины объединяются в 2 цикла:
- «киевский» цикл, героями которого являются «старшие» (Святогор) и «младшие» богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович);
- «новгородский» цикл, герои которого купцы (Садко), бунтари (Василий Буслаевич), земледельцы –богатыри (Микула Селянинович).
ДРАМА (от греч. drama - действие)- это песни, связанные с движением, изображением непосредственных действий героев. Сюда относятся:
-обрядовые, календарные- песни приуроченные к обрядам календарно- земледельческого цикла (Масленица, Троица, Зажинки, Дожинки и др.).
- трудовые припевки и песни. Различают 2 группы трудовых песен: трудовые припевки содержащие командные возгласы «Эй ухнем!», «Еще разок!» и т.п., а так же песни других жанров приуроченные к трудовому процессу.
Трудовые припевки возникли в глубокой древности, имеют прикладное значение. Трудовые припевки - своеобразные музыкальные команды. Но содержание текстов прагматикой не ограничивается, и встречаются стихи, к действиям артельщиков отношения не имеющие. Припевки- команды обычно состоят из 3 элементов: сигнал, готовность, действие.
Трудовые песни – жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс. Они являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению определенного трудового процесса.
- семейно- бытовые: свадебные, крестильные, колыбельные, плачи (свадебные, рекрутские, погребальные);
- частушки- однострофная рифмованная песня шуточного, сатирического или лирического характера. Основными истоками частушки стали несколько жанров: плясовая песня- «коломыйка», скоморошины, свадебные «дразнилки», инструментальные наигрыши. Главным в частушке является поэтический текст- это афоризм, лаконичный по форме и злободневный по содержанию. Специфической жанровой чертой является то, что мелодический строй частушки, полностью зависит от аккомпанемента.
- детский фольклор, включает в себя произведения обращенные к детям (пестушки- песни и припевки, приуроченные к первым действиям ребенка. Потешки- песни и припевки напеваемые для забавы ребенка во время не сложных игр с ним, что бы успокоить малыша. Прибаутки- песни напеваемые с целью умственного развития ребенка), а так же собственно детское творчество: считалочки- песни предшествующие игре, функция которых регламентировать ход игры; дразнилки- строфы сатирического содержания. Еще одна часть детского фольклора- приуроченные жанры- обычно это весь спектр календарных песен.