double arrow

Русских народные песен

Истоки, развитие и признаки жанровой классификации

Введение

План

Введение _______________________________________________2- 3 стр.

Истоки, развитиеи признаки жанровой классификации

русских народные песен_________________________________4- 6 стр.

Основные жанры ___________________________________7- 13 стр.

Заключение ________________________________________13- 14 стр.

Список использованной литературы________________________15 стр.

Русское народное песенное творчество необычайно богато как по содержанию так и по форме, имеет жанровую природу. Жанр (от фр. genre — род) в переводе с французского означает вид, род, разновидность. Народные песни исконно включают в себя большое количество песенных жанров: трудовые, обрядовые, исторические, былины, канты, лирические, частушка, городские, песни- романсы, революционные и др.

Жанр в применении к народному песенному фольклору- это те произведения, которые объединяют сходные черты строения (как поется), исходно бытовая принадлежность (когда и в каких условиях поется), образность (о чем поется).

Сами народные исполнители осознают понятие жанровости так:

обрядовую песню «играют», в церкви «поют», лирическую песню «стягивают».

Считаю тему данной контрольной работы весьма актуальной так как музыкантам, а в частности тем из них кто работает с фольклорными коллективами или берет в репертуар обработки народных песен (в том числе и стилизации с использованием современных музыкальных направлений), необходимо иметь четкое представление и разбираться в жанровой принадлежности народного песенного творчества. Это необходимо, что бы правильно понять и осмыслить произведение, а соответственно и правильно трактовать его для своего коллектива и постановке на сцене. Правильно проведенная работа по осмыслению и сценографии произведения. Позволит творческому коллективу донести до зрителя исходный смысл и мудрость накопленную и зашифрованную поколениями наших предках в художественном и музыкальном языке народной песни. Напротив –неправильная, искаженная трактовка народной песни превращает лучшие образцы фольклора в «пустышку», коих и без того много на отечественной эстраде.

Цель данной контрольной работы – изучить жанровые разновидности русских народных песен.

В ходе работы передо мной стоит задача ответить на вопросы: по каким признакам классифицируются народные песни и каковы основные их жанровые группы.

Степень научной разработанности темы. Считаю что данная тема изучена не полностью и имеет или локальное изучение или весьма усредненное описание. Мне не удалось найти автора который бы фундаментально и в полном объеме систематизировал многообразие жанров народной песни. Жанровости народных песен посвящены отдельные статьи и главы в различной учебной литературе. Тогда как этот вопрос гораздо объемней и требует освящения в отдельном издании, с поправкой на изучение региональных певческих традиций.

При изучении данной темы и написании работы я опирался на следующие источники ставшие основными при создании данной работы: А. Ф. Камаев Т. Ю. Камаева «Народное музыкальное творчество» М. 2005, Ю. М. Соколов «Русский фольклор» М. 2007, «Русское народное музыкальное творчество» Хрестоматия М. 1968, В. М. Щуров «Жанры русского музыкального фольклора» в 2-х частях. М. 2007.

Остальные издания дополнили сведения и расширили кругозор по теме работы.

Древнейшие виды устного народного творчества возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. В древности оно было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства — музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется "первобытным синкретизмом" Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии — в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст и мелодия импровизировались соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства — важнейший шаг в предыстории фольклора.

Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос (ирландские саги, киргизский Манас, русские былины и пр.). Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. Если обрядовая лирика (обряды, сопровождающие календарный и сельскохозяйственный циклы, семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью) зародилась в глубокой древности, то не обрядовая лирика, с ее интересом к обычному человеку, появилась значительно позже.

С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы и др.

В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни. Есть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Так, новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.

Фольклор — искусство коллективное. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений (древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.).

В русском фольклоре в 18-19 в.в. не было развитой профессионализации певцов. Сказочники, певцы, сказители оставались крестьянами, ремесленниками. Некоторые жанры народного поэтического творчества имели массовое распространение. Исполнение других требовало известной выучки, особого музыкального или актерского дара.

Существует две формы бытования русской народной песни: крестьянская и городская. Отдельно выделяются: ямщицкие, тюремные, песни Разинского цикла, революционные, студенческие.

Ученые изучающие фольклор (народную песню в частности как ярчайший его пласт) классифицируют русские народные песни по следующим признакам:

- по типу художественной образности и сюжету повествования (исторические, лирические, драматические);

- по бытовому или прикладному значению;

- по средствам исполнения и формам бытования (сольные, ансамблевые, женские, мужские, детские и т.д.);

- по месту и времени создания, среде в которой бытует эта песен;

- по поэтическому содержанию, средствам поэтического выражения.

В целом, все многообразие народных песен фольклористика (наука о фольклоре) относит к одному их трех родов: эпосу, лирике, драме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: