Лодейня» турнирная

КЛИНОК

НА СТЕНУ ИЛИ В БОЕВУЮ РУКАВИЦУ?

Хочется предостеречь тех, кто не имеет большого опыта в выборе оружия. За последнее время в продаже появились импортные образцы холодного оружия испанского производства (сабли, мечи, ятаганы, катаны, фалыдионы и т. д.). Все это изобилие является сувенирной продукцией и предназначено для украшения интерьеров.

Несмотря на красоту и высокую цену, это оружие ни в ком случае неприменимо для турнирных боев и тренировок. В лучшем случае оно сломается при первом же реальном ударе, в худшем — разлетится после 5-6-го удара, когда вы меньше всего этого ожидаете. Это чревато получением травмы, так как большинство образцов имеют острие и зубильную заточку лезвия.

Помните, что для занятий историческим фехтованием могут использоваться лишь образцы, параметры которых отвечают нормам, изложенным в разделе «Турнирное вооружение».

Сейчас, в разных регионах России, достаточно мастеров, изготовляющих необходимое снаряжение и вооружение. В данном случае имеются в* виду изготовители, чьи клинки получили достаточное распространение и определенную известность.' Это Заречный, Углич, Тула, Северодвинск, Саратов (список составлен по убывающей, исходя из соотношения: качество обработки—надежность—достуа* ность-баланс).

При желании вы всегда сможете подобрать и заказать нужный образец. В конце книги будут даны координаты клубов, имеющих высококлассных мастеров исторического и турнирного снаряжения.

Много полезной информации об этом можно почерпнуть и в Интернете в разделе «Торговые ряды» на 18огой.80.ш.

Как показывает практика и здравый смысл, большинство легенд о булатных, харалужных и дамасских клинках являются все-таки преувеличением. Это закономерно, ибо ни для кого не секрет, что металл — материал с фиксированными параметрами.

1. Можно достичь определенной твердости, при которой максимально сохраняется заточка и режущая способность клинка.

2. Можно создать легкий гибкий клинок, максимально удобный для фехтования.

3. Можно выковать мощный рубящий клинок, хорошо сдерживающий атакующие удары с кром-кой^' устойчивой к деформации.

4. Наконец, вполне реально создать меч с замечательным балансом, который мало утомляет руку и радует владельца в работе.

Однако совершенно нереально — соединить в одном предмете все эти качества!

Хорошо режущий клинок уязвим при контакте грань в грань. Если он и не сломается в момент удара, то приобретет выбоину в режущей кромке, которая скоро станет местом ломки клинка.

«Незарубающийся» клинок из-за хрупкости металла должен иметь большую толщину. Однако вес и баланс такого клинка заставит забыть о динамичном и продолжительном фехтовании.

Перечень подобных нестыковок можно продолжить, однако лучше определиться с реалиями, которые диктует нынешнее состояние исторического фехтования.

В последнее время наметились тенденции к быстрому увеличению динамики боя. Растет количество техничных, хорошо подготовленных бойцов. Весовая категория и физическая сила бойца уже не играют такой роли, как раньше, и решающим фактором успеха все чаще становится тактика, фантазия и арсенал технических приемов.

Вывод очевиден. Клинок должен быть устойчивым к жестким ударам и обеспечивать достаточную легкость движения при выполнении сложных технических элементов. Это значит, что жесткость и мощность клинка отходит на второй план, на первый же выходит относительная упругость-гибкость и улучшенный баланс. Именно о таком оружии в древности говорили «клинок в руке поет*.

ТУРНИРНОЕ ВООРУЖЕНИЕ (сертификация, характеристики, допуски, нормативы, классификации, обязательные условия)

1.0 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Турнирное вооружение, применяемое в историческом фехтовании, представляет собой реплики (копии) исторического оружия, но не имеет основных поражающих элементов холодного оружия: заточенного острия и острых режущих кромок.

Отсутствие в конструкции поражающих моментов позволяет квалифицировать турнирное вооружение как спортивные снаряды.

1.1 ВИДЫ ТЯЖЕЛОГО КЛИНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ

В историческом фехтовании применяются несколько видов турнирного вооружения:

мечи каролингского типа;

мечи романского типа;

фальшионы;

сабли.

Их полуторные и двуручные модификации, как правило, отличаются от базовых лишь параметрами рукояти и длиной клинка.

Мечи КАРОЛИНГского типа.

1. Меч классических параметров имеет достаточно широкий клинок, дугообразное или прямое перекрестье, навершие произвольной формы (по типологии) *

2. Меч адаптированный для турнирного боя: рукоять увеличена, для возможности применения боевой рукавицы. Клинок чуть заужен для коррекции баланса.

Мечи РОМАНского типа.

1 Типичный европейский меч сравнительно узкий клинок, относительно длинная рукоять. Перекрестье дугообразное, с характерными длинными «усами».

2 Укороченный вариант.

Иногда используется для повышенной маневренности в номинации «Щит—меч».

Фалышюны

1. Характерный прямой или дугообразный клинок, расширяющийся к концу.

Навершие и перекрестье произвольное по типологии.

Сабли

Классический дугообразный клинок с произвольным перекрестьем и навершием.

1.2 ПАРАМЕТРЫ КЛИНКОВ

Параметры клинков в историческом фехтовании продиктованы требованиями безопасности Вооружение должно быть минимально травматичным даже в случае поломки оружия. Толщина клинка не менее 3 мм

ММ

Толщина режущей кромки — не менее 1,7 мм

ММ

Острие имеет скругление не менее 15 мм в диаметре и кромку не менее 1,7 мм

1,7мм

15мм

Сабли и фалыиионы, в связи с типологическими особенностями, должны иметь закругление острия не менее 5 мм.

1.3 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Гибкость клинка является положительным, но не абсолютным фактором. Чем гибкость больше, тем меньше вероятность разрушения металла при ударе. Однако не проблема, если клинок не опоясывается вокруг пояса.

Твердость металла (закалка) максимальная — 55 единиц, минимальная — 30 единиц, рекомендуемая и оптимальная 40-50 единиц.

Перекаленный металл при сломе образует осколки с острыми (опасными) краями.

Слишком мягкий металл при ударе дает отлет стружки и сильные изгибы, что делает клинок опасным и трудноуправляемым.

1.4 ПАРАМЕТРЫ, НЕ ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРНИРНОГО ВООРУЖЕНИЯ

Вес и длина клинка обусловливается правилами и номинациями соревнований.

Ширина клинка обусловливается типологическими особенностями и традиционностью формы.

Дол — ребро жесткости. Его наличие или отсутствие не принципиально и не критично (дол ошибочно считают кровостоком, однако это некомпетентное и ошибочное мнение)

Поперечное сечение клинка может иметь разнообразную форму, но должно вписываться в основные параметры: толщина, острие, режущая кромка.

Сабельные клинки

Крепление навершия и перекрестия — традиционное по типологии (клепка, резьба, горячая посадка и т. д.), кроме жесткого крепления электросваркой.

Сейчас участникам турниров и чемпионатов приходится часто перемещаться по территории России и ближнего зарубежья.

В связи с этим, увы, случаются долгие разговоры с сотрудниками транспортной милиции и ДПС. Во всех подобных случаях, при появлении компетентного сотрудника, вопрос решался положительно, но отнимал нервы и время как у спортсменов, так и у милиционеров.

Хочется заранее рекомендовать командам всегда сохранять спокойствие. Ситуация в любом случае разрешится в вашу пользу. В ОИФ ФФР имеются заключения экспертов криминалистов, подтверждающие, что турнирные клинки с описанными параметрами не относятся к холодному оружию. Они могут свободно транспортироваться (в зачехленном состоянии) и применяться в турнирных состязаниях, на фестивалях и показательных выступлениях. Для этого не нужно иметь специальных разрешений.

Но при желании каждый владелец имеет право обратиться в свое отделение милиции и на всякий случай взять необходимые документы на имеющиеся клинки.

Однако оформлять эти документы не всегда возможно и удобно, так как даже самые лучшие мечи могут ломаться и иногда приходится менять 2—3 клинка в сезон. Если же учесть, что практикующему бойцу постоянно необходимы 3 меча для разных номинаций, то становится понятной проблематичность этой процедуры. Тем более, что УВД и так максимально загружены текущей работой.

Поэтому авторы книги от имени федерации просят сотрудников органов безопасности проявить добрую волю и понимание. Ибо человек, занимающийся этим благородным спортом, вряд ли способен на неблаговидные и криминальные поступки,

Согласитесь, в наше время реальный бандит или хулиган не пойдет на улицу, с полутораметровым мечом, владению которым нужно учиться не один месяц.

ПРИЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИЯ «ИСТОРИЧНОСТИ»

Частота возникновения полемики по поводу «историчности1» или «ненсторичности» тех или иных предметов экипировки заставляет обозначить определенную позицию по этому поводу. Для начала, однако, следует заметить ряд тенденций, существующих независимо от того, хочется нам этого или нет.

1. Весьма печально потратить полгода на реконструкцию, скажем, шлема. Положить немало сил и средств на серебряную насечку или инкрустацию серебром и в первом же бою превратить работу в ломаную жестянку.

2. Весьма сложно в снаряжении, строго соответствующем историческим аналогам, проводить современные бои без травм.

3. Невозможно соблюсти стопроцентную историческую технологию изготовления в наши дни, когда практически нереально плавить металл, катать ллсты, обрабатывать лен и т. д. по существовавшим технологиям. Поэтому «историчность» в турнирном снаряжении сводится к относительной реконструкции, более или менее соответствующей аналогам, стилистике, типологии и технологическим соответствиям предметов.

4. То, что в общедоступных справочниках по археологии нет какого-то предмета, еще не гарантирует, что подобного предмета не могло быть в принципе.

5. Современные условия не предполагают уничтожения противника. Следовательно отсутствует смысл погибать или приобретать увечья на турнирах, где противник не является кровным врагом.

6. Весьма досадно порвать кожаные штаны IX века или рукотканную рубаху XI. До боли обидно схлопотать мечом по серебряной фибуле или разорвать заказную рыцарскую цепь.

Учитывая все это, мы убеждены, что историчность должна быть.

Но на уровне потенциальной возможности существования определенных технологий и форм, а так же в определенных стилистических рамках (над русским зерцалом или шкурой викинга «топхельм» не смотрится).

Пример. Бесспорно, что явно «неисторичным» будет признана защита лица из титановой тонкореечной решетки (жалюзи).

Однако шлем, выполненный без применения бронестекла, точечной электросварки, углепласти-ка, керамической формовки, вакуумного напыления и т. п., должен считаться вполне историчным, если содержит в себе технические решения, известные в то время или раньше (клепка, ковка, бар-мица, стрелка, «рачий хвост», нащечники, личина и т. д.)

Турнирная одежда не должна быть выполнена из бросающихся в глаза синтетических материалов: лавсан, капрон, авизент, искусственный мех и т. д.

И не должна иметь таких атрибутов времени, как лампасы спортивного костюма «Адидас», двойной джинсовый машинный шов, застежка-«липуч-ка», пластмассовые зажимы шнурка, пряжки «от Кардена» и т. д.

Обувь не должна иметь современного протектора, молнии, шнуровки на крючках и верха из биоткани. Цвет обуви должен соответствовать исторической гамме.

Ибо смешно наблюдать нынешних адептов историчности, щеголяющих в сапогах зеленого или оранжевого цвета (устойчивые красители кожи данных цветов были получены гораздо позже XVII века).

Часто приходится слышать два противоположных мнения по поводу историчности - антуражности и типов доспеха.

Первое мнение заключается в том, что надо привести доспех к некоему стандарту, чтобы бойцы были экипированы однотипно и идентично, это якобы ставит их в равные условия и позволяет наладить производство для развития спорта.

Однако в этом видится просто желание монополизировать производство снаряжения и оружия, а следовательно получить некие прибыли «в одни руки». Вполне очевидно, что подобный подход имеет явные отрицательные моменты:

1. Из-за однообразия внешнего вида теряется самобытность и зрелищность, ибо весьма скучно смотреть на три десятка «инкубаторских» бойцов, различие которых обусловливается красным и синим поясом.

2. Пропадает интерес к реконструкции доспеха по своему вкусу. Человек будет вынужден в принудительном порядке готовить утвержденный кем-то доспех, иначе путь на ристалище заказан.

3. Исключается участие в основных турнирах большинства интереснейших бойцов, чей тип доспеха не соответствует канонам.

Второе — заключается в том, что доспех должен быть строго «историчным», то есть 100%-но соответствовать историческим аналогам (тем немногим образцам, которые найдены в раскопах, или хранятся в музейных коллекциях). Минусы такого подхода не менее очевидны.

1. Не каждый «100%-но» скопированный доспех обеспечивает необходимую безопасность.

2. Ни один «100%-но» скопированный доспех не является стопроцентно историчным - ни по материалу, ни по технологии обработки. Согласитесь, сейчас никто сам не льет железо, не катает лист, не тянет проволоку и т. д.).

3. Кто гарантирует, что раскопаны и известны все типы существовавших доспехов? Ведь до сих пор остается больше сотни найденных пластин, способ вязки которых так и не разгадан.

И главное — кто будет спорить, что один и тот же тип доспеха не мог быть изготовлен в десятках видовых вариантов (та же кольчуга имеет пять распространенных видов плетения, восемь малоизвестных вариантов и несколько промежуточных образцов, сочетающих различные типовые момен* ты). Пластинчатый же доспех вообще мог быть таким, каким его «состряпал» каждый персональный кузнец Одним остается только общий принцип строения того или иного доспеха в определенных технологических рамках.

Кольчужный — металлические кольца, скрепленные между собой тем или иным способом.

Промежуточная форма — кольца нашивались на материал либо кожу (кольчатый доспех). В кольчугу вплетались отдельные пластинчатые элементы (юш-ман) и т. д.

Пластинчатый — металлические или кожаные пластины, скрепленные вязкой между собой либо на основу.

В данном контексте нет смысла выделять 'чешуйчатый доспех в отдельную группу (уступим эту стезю историкам).

Латный — металлические пластины, выгнутые определенным образом и крепящиеся на теле по типу рачьего панциря.

Комбинированный — переходные формы доспехов которых соседствуют разные принципы и детали от колъчужно-пластинчатой брони до бригантины и т. д.

Существует мнение и относительно обязательного соответствия доспеха бойцов одной эпохе. Якобы, не могло быть ситуации, когда воин в доспехе XIII века мог «подраться» со скандинавом X века. На первый взгляд, совершенно верное утверждение и тупиковое одновременно, отсюда и тенденция -привести ИФ к стандартному доспеху. Однако попробуем рассмотреть ситуацию подробней.

1 Известно, что почти до XVII века существовала определенная «напряженка» с хорошим металлом и вооружением. Даже обломки оружия собирали с полей и использовали в следующих изделиях. То же происходило и с доспехами. Думается, при такой обстановке «дедовские кольчужки» неоднократно реставрировались и успешно использовались потомками. Кроме того, сложно отрицать использование трофейного вооружения и амуниции, дата изготовления которой разнилась на сот-ню-полторы лет.

2. Вряд ли каждый нынешний боец сможет иметь два-три типа доспеха для полного соответствия заявленной устроителем эпохе. Да и вряд ли это целесообразно и необходимо.

3. Не каждый боец захочет комплектовать свое снаряжение по одному узкому стандарту. Каждый хочет отличаться от других, либо вынужден собирать доспех, руководствуясь принципом доступности того или иного материала и снаряжения.

Стандарт, скорее всего, должен касаться степени защищенности бойца, определенных параметров оружия и общего веса доспеха (утвержденный обязательный минимум).

Хотя, как правило, вопрос об историчности поднимают люди далекие от сколь-нибудь серьезных боевых навыков. И на довод: «А у вас доспех неисторичный!» мне всегда хочется ответить: «Историчный доспех никому не убавляет мастерства, равно как и неисторичный не прибавит умения. Я могу надеть сразу два историчных доспеха, но соперник от этого лучше драться не станет».

Посему, лучше не уподобляться плохим танцорам, а обращать главное внимание на соответствие экипировки требованиям безопасности.

Пренебрежение же защитой, объясняемое ее неисторичностью, весьма смешно, если учесть, что и цель нынешних боев не исторична. Ибо никто не ставит целью убить. А посему вполне логичны и некоторые условности — скрытая защита и отказ от некоторых особо травмирующих ударов

PS Известны и предложения «расхитовки» бойцов, если их экипировка сильно различается по степени защиты. Скажем, более тяжеловооруженный боец (кираса, поножи, налядвенники, наручи, набедренники, шлем) получает 12 хитов. Более легкий боец (кольчуга, шлем, наручи, перчатка и скрытая защита) соответственно — 8. Думается, что это вполне логично и даже желательно на фестивальных турнирах, однако для спортивных состязаний подобный подход все же не рационален.

Разница в степени защищенности скажется сама, так как менее защищенный боец в большей степени ощущает тяжесть ударов, что не прибавляет ему свободы действий или иных преимуществ.

НОВАЯ НОМИНАЦИЯ ТУРНИРНЫХ СОСТЯЗАНИЙ «ЛОДЕЙНЯ»

(Бой, стоя на борту)

Поединщики находятся на двух досках, закрепленных параллельно друг другу на высоте 20-30 см от земли.

Ширина доски — стопа, 25 см.

Расстояние между досками — дистанция удара (около 1,3 метров).

Бой длится 1 минуту или пока один из соперников не упадет с «борта».

Если в течение минуты оба бойца не сошли с «борта», проигравшим считается тот, кто пропустил больше ударов.

Каждое попадание в разрешенную зону приносит 1 очко (нет дифференциации ударов в голову или конечности, ибо само попадание в голову дает больший шанс сбить противника с «борта»)

В случае падения обоих противников, бой возобновляется (дополнительная минута).

Положительные моменты данного вида единоборства.

1. Максимальная простота в организации и проведении поединков.

2. По азарту и зрелищное™, «лодейня» порой превосходит обычные турнирные бои.

3. Возможность проявить ловкость, хитрость и реальное владение оружием.

4. Стилизация боя приближается к реальности, когда удар в голову говорит сам за себя, а поражение любой части тела несет практически равный урон боеспособности.

5. Сводятся к минимуму возможные разногласия с судейством и с определением победителя. Боец либо устоял, либо упал. Все наглядно и однозначно.

6. Упрощается подсчет очков (бойцы не перекрывают друг друга от взгляда судей). Учитывая это, поединок может судить бригада из трех человек (два боковых, один главный)

7. Становятся бессмысленными «пряники» — удары в слабозащищенные кисть, локоть, колено. Ибо велик риск расплатиться за «грязь» и получить чистый удар в голову.

8. Несколько подвидов «Лодейни» позволяют разнообразить данный вид игрищ, где каждый боец выбирает наиболее близкий своему характеру тип поединка:

простая (свободная);

варяжская;

свара;

турнирная.

«ЛОДЕЙНЯ» ПРОСТАЯ (СВОБОДНАЯ)

(«...И сходились лодьи борт в борт, и была сеча

лютая...»)

Бойцы располагаются перед «бортами» длиной 2—4 метра друг напротив друга:

По команде «Бой» каждый вскакивает на доску I и бьется, перемещаясь право или влево.

После начала боя (3-5 ударов) разрешается наступать на борт противника.

(«...И доля их была стоять на месте...»)

Бой проходит на досках длиной 1 метр с подводящим мостком той же длины.

Противники занимают исходное положение на земле перед началом подводящего мостка.

По команде «Бой» противники занимают место на «бортах» и прилагают все силы, чтобы остаться на «борту».

В процессе боя допускается заступ-отшаг одной ногой на подводящий мосток с незамедлительным возвратом на боевую доску. Касание обеими ногами подводящего мостка приравнивается к падению и считается поражением.

Допускается заступ на «борт» противника в случае его падения (ва-банковый вариант, когда это поможет сохранить равновесие победителя). "

Выбор оружия, щитов и прочего по согласию соперников (мечи, топоры, сулицы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: